Смекни!
smekni.com

Глобальные социальные проблемы и будущее человечества (стр. 3 из 3)

Отмечая актуальность обозначенных «Римским клубом» глобальных социальных проблем, оценивая их значимость, сегодня на первое место можно поставить проблему № 24. За ней проблему № 9 и № 10, которые имеют очень важное значение для социально-экономического развития человечества. Одно из первых мест в списке глобальных проблем должна занимать проблема, обозначенная в приведенном списке под номером 21. Ядерная угроза человечеству не исчезает, пока существуют государства, имеющие ядерное оружие. Научно-техническая революция породила угрозу человечеству, создав технические возможности, при использовании которых агрессивные социально-политические движения могут ввергнуть человечество в войну с применением ядерного оружия также, как недальновидные хозяйственные руководители – в глобальную экологическую катастрофу. Из приведенных в списке проблем одно из первых мест стоит отвести отчуждению, ибо оно представляет собой важную черту экономической общественной формации. Представляется, что следующими по степени важности для современного человечества являются проблемы, стоящие под № 25,17. Их можно объединить и с проблемами № 14, 18, 19, 20, 22, 23, 26, 27, под общим названием «деградация человека».

После появления названной книги А. Печчеи, которая была издана во многих странах мира, произошли определенные изменения. Снизилась острота ряда проблем, появились новые глобальные социальные проблемы. Так с научно-техническим прогрессом, ростом образованности, особенно женщин, увеличением удельного веса городского населения, прогрессом в медицине, потребностью в улучшении качества населения и рядом других факторов привело к затуханию демографического взрыва, опасность которого считалась в 60-е годы самой важной глобальной социальной проблемой, поэтому она была поставлена в списке под № 1. Среди неуказанных в списке проблем в последние годы все более существенной становится проблема стрессовых перегрузок человека и проблема СПИДа – синдрома приобретенного иммунодефицита. По пессимистическим прогнозам в самом начале нового тысячелетия число людей, зараженных СПИДом, составит свыше ста миллионов.

Глобальные проблемы современности, особенно социально-экологические, социально-энергетические, истощение недр Земли ставят задачу поиска новых технологий, экологически чистых производств, поиска и использования новых источников энергии, ресурсосбережения, энергосбережения. Ученые ставили и ставят задачи минимизации моторного транспорта, даже дезиндустриализации и дезурбанизации, а также реанимации семьи и восстановления единства поколений и т. д. Многие из названных задач, выполнение которых способствовало бы ослаблению остроты проблем, остаются добрыми пожеланиями, которые не могут быть воплощены в действительность в условиях сегодняшних социально-экономических, социально-политических и социокультурных взаимодействий.

Для решения глобальных социальных проблем необходим новый тип социального взаимодействия. В рамках существующих отношений они могут привести к экологической катастрофе, к истощению минеральных ресурсов, к деградации человека. Об этом написано немало трудов. Заслуживает внимания изданная на русском языке в 1988 г. книга немецко-американского социолога и психолога Эриха Фромма «Иметь или быть». Аналогичные проблемы поднимались на конференции ООН по проблемам окружающей среды и будущего развития цивилизации в июне 1992 г. в Бразилии. В ней приняли участие многие ведущие ученые и политики современности. Основные выводы конференции сводятся к следующему: глобальные проблемы требуют новой модели развития цивилизации; спасти человечество в рамках существующей разобщенности капиталистической модели развития невозможно; необходимо единение человечества, всемерное регулирование развития экономики. Сохранению человечества способствуют формирование мирового рынка, массовые социальные движения сторонников мира, противников загрязнения окружающей среды и, самое главное, развитие науки, в том числе социологии.

Будущее – это движение, исходящее из прошлого и обусловленное закономерностями социального развития. Линия общественного развития идет от прошлого к будущему, через настоящее, которое сразу становится прошлым. Поэтому научное прогнозирование предполагает верное понимание прошлого и познание настоящего, особенно его проблем и имеющихся в нем тенденций развития. Последние представляют собой проявления закономерностей, протянутых из прошлого в будущее. Среди закономерностей выделим три наиболее существенных, которые обуславливают будущее.

Во-первых, развитие производительных сил как основы социального прогресса. Ныне оно определяется превращением науки в непосредственный элемент производительных сил. Прогресс в естественных, технических и гуманитарных науках приводит к решению глобальных проблем на основе превращения информатики в производительную силу. Недаром будущее общество ряд ученых называет информационным. Футурологи, комплексно подходя к общественной системе, учитывая ее внутренние и внешние связи, особо выделяют роль производительных сил. Поэтому будущее общество часто называют то постиндустриальным, то компьютерным. Научно-техническая революция ныне связана с микроэлектроникой, ядерной техникой, биотехнологией, информатикой и компьютеризацией. С появлением новых направлений науки, техники и технологии связан переход от машинной индустрии к принципиально новой, компьютерной и биоинженерной.

Во-вторых, интеграция, глобализация всех сфер общественной жизни. Эта закономерность четко стала проявляться в условиях НТР не только потому, что наука, техника, технология – не национальные явления и имеют общечеловеческий характер, но и потому, что НТР сближает народы и страны. В результате НТР, в частности научно-технического прогресса в развитии видов транспорта, в том числе авиации, в разных средствах связи и информации, образовании преодолеваются естественные (горы, моря и т. п.) и стираются искусственные (пограничные полосы и т. п.) границы, отделяющие одних людей от других. В то же время имеет место и противоположная тенденция – дезинтеграция, наглядно проявившаяся в распаде СССР, хотя сегодня социальные общности бывшей нашей страны все больше становятся приверженцами идеи евроазиатского государственного единения. Каждая страна в мире старается усилить свое экономическое могущество. Некоторым это в той или иной мере удается в зависимости от степени использования в них достижений научно-технического прогресса. Но если слаборазвитые страны, которые составляют подавляющее большинство человечества, продолжат свое движение по тому же пути, какой прошли развитые страны, то уже в самом начале нового тысячелетия наступит полное истощение минеральных ресурсов Земли и человечество ждет экологическая катастрофа.

В-третьих, вся история экономической формации, сменившей первобытную формацию, пронизана общей закономерностью развития свободы человека, преодоления его отчуждения от средств производства и результатов труда, от власти, от духовных ценностей и от других людей. С каждой стадией развития экономической формации, т. е. с каждым новым способом производства человек становится более свободным, менее отчужденным. Так, в России в XX в. феодальный способ производства с элементами капитализма сменился государственно-феодальным способом производства с элементами социализма, который ныне эволюционирует в буржуазный способ производства. Каждая из этих трех стадий развития экономической формации характеризуется определенным уровнем свободы человека, уровнем его отчуждения. Развитие рыночных отношений во всем мире способствует преодолению отчуждения человека от средств производства и результатов труда, расширение демократии – преодолению отчуждения человека от власти, повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня трудящихся – отчуждения человека от духовных ценностей. Одновременно с этим в настоящее время преодолевается отчуждение человека от других людей, человек становится более свободным. Эта определяющая тенденция общественного развития позволяет прогнозировать в будущем полное преодоление социального отчуждения.

Будущая формация свободных людей сменит экономическую, основанную на товарно-денежных взаимодействиях. Эти взаимодействия, в том числе их нынешняя форма – рыночные отношения, ведут к негативным последствиям при современных глобальных социально-экологических, социально-энергетических, социально-экономических проблемах, результатом которых может быть гибель человечества. К этому возможному, нежелательному результату ведут не сами экология, энергетика, экономика, а существующий тип социального взаимодействия, характеризующийся социальным неравенством, делением людей на классы (страты), на подданных различных государств. Насколько последнее абсурдно, особенно наглядно видно нам, бывшим советским людям, которых разделили политические деятели, находившиеся у власти в советских республиках.

Глобальные социальные проблемы показывают, что в XXI в. произойдут качественные изменения в социальном взаимодействии. На основе информатики и мирового капиталистического рынка будет складываться общечеловеческая общность на основе все более тесного объединения государств, а также взаимовлияния, взаимопроникновения национальных форм культуры, а культура всегда была, есть и будет единой, общечеловеческой. Объединенное человечество в дальнейшем отторгнет рынок как основу социального неравенства, социальных конфликтов. В каждом человеке получат развитие общечеловеческие качества – осознание глобализации человечества, приверженность к справедливости, нетерпимость к насилию и т. д., возникнет совершенно новая, общечеловеческая цивилизация без социального отчуждения. Будущая формация станет позитивным обществом в том смысле, что она будет основываться на положительном, научном познании, в том числе на информатике. Это общество свободных людей, объединенное человечество, совершенно новая цивилизация. В процессе перехода к ней появится возможность решения современных глобальных социальных проблем, исчезнет нависшая над человечеством угроза уничтожения. Вместе с тем, возникнут и новые проблемы, ибо как писал Ф. Энгельс, «история так же, как познание, не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества; совершенное общество, совершенное «государство» это – вещи, которые могут существовать только в фантазии». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е. – Т. 21.- С. 275).