Смекни!
smekni.com

Технология социальной работы по защите прав мигрантов (стр. 6 из 11)

Проблема беженцев и мигрантов в странах СНГ была рассмотрена на специальной международной встрече в апреле 1996 г. (Женева), на которой с большой озабоченностью было отмечено, что на территории бывшего СССР в 1996 г. насчитывалось 6 млн. мигрантов, в том числе 2,5 млн. беженцев. Это самые крупные миграционные потоки в наши дни. [10;с.2]. Сложная миграционная ситуация предопределила постоянное внимание к миграционным проблемам со стороны руководства Российской Федерации. В феврале 1993 г. были приняты Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Позднее с учетом сложившихся реалий была проведена значительная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам миграции и социальной работы с мигрантами. Так, 21 декабря 1995 г. был принят Закон «О вынужденных переселенцах» в новой редакции, а 28 июня 1997 г. — Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах». [13;с.3]

Одновременно с принятием законов о беженцах и вынужденных переселенцах была создана федеральная миграционная служба, которая вплоть до 1999 г. выполняла функции общефедерального органа исполнительной власти по реализации политики Российской Федерации в области миграции населения и координации этой работы.

В новой структуре федеральных органов исполнительной власти эти функции возложены на Министерство федеративных отношений, национальной политики и миграционной политики.

Правовые нормы упомянутых законов с учетом международных стандартов конкретизированы и углублены в ряде правительственных документов, и прежде всего в федеральной миграционной программе Российской Федерации, которая была утверждена 3 августа 1996 г. [12;с.2] Это позволило создать в стране правовую основу для регулирования потоков миграции, что особенно важно, если учесть, что в течение 1991 — 1999 гг. в Россию уже приехали 8 млн. человек Реальное положение беженцев и переселенцев в нашей стране исключительно тяжелое, что обусловлено рядом обстоятельств: во первых, их численность оказалась чрезмерной для успешной социальной реабилитации, адаптации, а затем и интеграции; во-вторых, рост миграционных потоков предопределен обострением экономического и политического кризиса, препятствующим принятию решений во всех областях управления, в том числе решений в области миграции.

Поэтому проблема адаптации беженцев и переселенцев в новых местах их проживания является в социальном и психологическом отношении очень сложной. Успех ее решения зависит от степени оптимальности сочетания многих объективных и субъективных факторов. Среди всей совокупности социальных условий, определяющих успешность решения проблемы адаптации и интеграции мигрантов в новых местах их проживания, важным является создание обстановки для нормальных взаимоотношений мигрантов с местным населением.

Анализ ситуации показывает, что в России национальные антипатии проявляются слабее, чем в других государствах СНГ. В силу этого многие нерусские беженцы стремятся найти место жительства в России. Скорее всего, националистические проявления обусловлены озлобленностью, вызванной резким ухудшением экономического положения и предопределяющей отрицательное отношение к мигрантам. Во всяком случае, принимать эту реакцию в расчет необходимо: нельзя создавать дополнительный очаг межэтнической и политической напряженности. Возникающие конфликты мигрантов с местным населением объясняются невыполнением Законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» и неудовлетворительной работой местных властей, обязанных решать вопросы обустройства беженцев и переселенцев. Нередко конфликты провоцируются и противоправным поведением самих беженцев и переселенцев: самовольный захват земли, нарушение правопорядка, антисоциальное поведение в быту и т.д.

В условиях массовых миграций на территории бывшего СССР должны быть выработаны соответствующая миграционная политика и активная технология социальной работы с мигрантами. Составляющим элементом такой политики и технологии является заключение Россией межправительственных соглашений со странами — участниками СНГ о защите недвижимости беженцев и вынужденных переселенцев в прежних местах проживания. Это могло бы стать государственной гарантией восполнения недвижимости, утерянной ими в результате вынужденного отъезда из мест прежнего проживания, или получения средств в качестве компенсации за нее.

В регулировании миграционных потоков на постсоветском пространстве важную роль призвано сыграть межправительственное соглашение «О сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией», которое было подписано 6 марта 1998 г. представителями Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Украины и Таджикистана и ратифицировано 10 июня 2000 г. с Грузией, Туркменистаном и Узбекистаном, которые не подписали указанное соглашение, предполагается подписать двусторонние соглашения.

Большинство вынужденных переселенцев и беженцев — это лица, пострадавшие от факторов социального риска; значительная их часть вполне трудоспособна, обладает соответствующим уровнем образования и имеет определенную трудовую квалификацию. В связи с этим помощь мигрантам должна начинаться с оказания содействия в их трудоустройстве, что в условиях массовой безработицы в Российской Федерации в первую очередь предполагает содействие самозанятости.

Правда, у специалистов нет единой точки зрения на этот вопрос: одни полагают, что делать ставку на силы и средства мигрантов в сложившихся условиях нельзя, так как они не смогут самостоятельно решать вопросы своего обустройства; по мнению других специалистов, основное направление этой работы — помочь мигрантам развивать собственные устремления и способности.

Уже сейчас значительная часть беженцев и переселенцев самостоятельно или за счет привлеченных средств строит поселки с хозяйственными предприятиями. Возведение поселков обычно начинается со строительства кирпичного завода, который полностью обеспечивает собственные потребности беженцев и переселенцев в стройматериалах и потребности района, где они проживают, т.е. реализуются взаимовыгодные интересы мигрантов и местного населения.

Наличие противоположных мнений объясняется не только различными условиями обустройства вынужденных переселенцев, не только разным пониманием проблемы, но и возможностью выбора различных стратегий в решении проблемы этой категории мигрантов.

Те, кто убежден, что мигранты должны занимать более активную позицию в решении проблем своего обустройства, объясняет это развитием рыночных отношений. Более того, они рассматривают мигрантов как потенциальных предпринимателей и активных работников, считая, что сама жизненная ситуация мигрантов должна стимулировать их трудовую деятельность.

Крайне острой является проблема материальной компенсации понесенного мигрантами ущерба. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» (1992 г.) предусматривается ряд мер по оказанию им содействия: выплата пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем. В результате правительственных решений вынужденные мигранты получают определенную помощь от государства. Однако для решения проблемы их материального обеспечения необходимо не только предоставление материальной помощи со стороны соответствующих государственных учреждений, но и создание возможностей для профессионально-трудовой адаптации трудоспособных лиц — этому способствует предоставление вынужденным мигрантам льгот относительно прописки и трудоустройства наряду с выплатой компенсаций и пособий в районах поселения.

Адаптация и обустройство беженцев и переселенцев во многом зависят от получения постоянного места работы. На новом месте жительства вынужденные мигранты не имеют возможности получить работу в соответствии с их профессией и вынуждены заниматься случайными заработками и неквалифицированным трудом. По данным Федеральной миграционной службы России, в конце 1993 г. были трудоустроены лишь 49,8% мигрантов, остальные находились на иждивении (32%), получали пенсию или стипендию (соответственно 14,7 и 2,2%). [3;с.53.] Треть беженцев и переселенцев по стране и около четверти в Московском регионе затрудняются найти для себя работу в новом месте проживания.

Создалась довольно острая и противоречивая ситуация: переселенцы заинтересованы в выборе места жительства и работы в городах, где они, как правило, проживали до миграции, а государственные программы — в освоении регионов, в которых имеется дефицит трудовых ресурсов, чаще всего сельской местности. В условиях нехватки инвестиций большинство беженцев и вынужденных переселенцев сами занимаются своим трудоустройством. Одновременный рост безработицы отражается прежде всего на занятости вынужденных мигрантов.

Большую сложность представляют собой взаимоотношения мигрантов и местного населения, которые не всегда складываются благоприятно. Социально-экономический кризис Российской Федерации, бытовые, поведенческие, культурно-религиозные особенности вновь прибывающих порой являются причиной недоброжелательного отношения к ним со стороны местного населения.

Как показывает международный опыт, одной из наиболее эффективных форм решения проблем интеграции мигрантов является добровольная организация их компактных поселений. Это не только решает жилищно-бытовые проблемы, но и способствует тому, что процесс адаптации происходит постепенно, бесконфликтно, с меньшими социально-психологическими нагрузками. Этнокультурные группы получают возможность поддерживать и сохранять нормы, обычаи, традиции в системе образования, создания культурных центров, национальных общин и коммун.