Смекни!
smekni.com

Причины, особенности развития и аксиология модернистской субкультуры (стр. 2 из 5)

Олег Миронов, moscowmodscene.ru: «Они жили в своём собственном тесном мире, куда попадали только избранные. И достаточно было перекинуться несколькими словами, бросить беглый взгляд на одежду, чтобы понять – «свой» или нет. Именно тогда появилось то, что впоследствии стали называть «дресс-кодом» молодёжных субкультур. Они презирали массовую культуру, рассчитанную на «среднего обывателя», для них сам этот термин был унизителен. Но несмотря на все эти условности, нельзя сказать, что у «модов» был свой манифест. Главной целью было просто жить и получать от жизни максимум удовольствия, причём жить только так, как они считали нужным. Многие из них при первой возможности покидали родительский дом и снимали за небольшие деньги какую-нибудь развалюху на окраинах или вообще в пригороде. Жильё не было основной статьёй их расходов – львиная доля заработка уходила на одежду, музыку и скутеры.

Говорить о второй, «коммерческой» волне сложно из-за её разноплановости. Там были так называемые «хард-моды» (которые в дальнейшем трансформировались в «традиционных скинхедов»), «фейсы» (остаточное явление первой волны), про-британские «фрики» (жертвы злоупотребления всяческими психотропными веществами; эти бедолаги одевались в яркие кричащие пиджаки и расклёшенные вельветовые брюки, но тем не менее также называли себя «модами») и просто молодые люди, которые подражали стилю, но не особенно задумывались о мотивации. Единственное, что их объединяло, это то, что они пытались жить красиво и с размахом на честно заработанные деньги и получать от этого максимум удовольствия. Музыка «второй волны» разнообразна и охватывает практически все существующие на тот момент стили: тут и британский поп, бит, ритм-н-блюз, и американский соул, и карибская музыка от ска до латин-джаза. Советую обратить особое внимание: принято считать, что главной группой «модов» в середине 60-х являлись «The Who», но именно их «моды» первой волны негласно обвинили если не в профанации и культурном предательстве, то полной ущербности. Они не смогли им простить глумления над нетленной классикой, над Джеймсом Брауном, Мартой Ривз и прочими соул- и джаз-стандартами. Так или иначе, «модами» группа «The Who» была от силы года полтора-два; потом они увлеклись психоделической музыкой и своей ролью рок-идолов. В конце концов, психоделия, наркотики и повальная эпидемия звёздной болезни погубили вторую волну и её музыкальную сцену. Вслед за «The Who», «The Beatles», «Small Faces», «Rolling Stones», которые увлеклись популярным «хиппизмом», последовали многие «моды». Оставшиеся ушли в «чёрную» музыку (ска, соул, джаз-ривайвл) и, что удивительно, фолк-музыку. И с этого времени начинается отсчёт истории так называемых «радикальных модов», которые настолько обозлились на «хиппи» с их инертностью, что начали делать всё совершенно наоборот – коротко стричь волосы, носить тяжёлые ботинки и гонять «этих недоразвитых “хиппи”» по тёмным улочкам. Собственно, в 60-е годы дрались все. Принято считать, что «моды» дрались только с «рокерами»… Да, было и такое. Но «моды» дрались и с такими же «модами», но из соседних районов, и с «хиппи», и Бог весть ещё с кем».

Мэри Куант (Mary Quant) - британский дизайнер и модельер одежды валлийского происхождения, чьё имя прочно ассоциируется с появлением на свет такого предмета туалета, как мини-юбка.В сущности, юбки начали постепенно укорачиваться ещё в конце пятидесятых, и к этой тенденции приложили руку такие известные модельеры, как Андре Курреж (Andre Courreges) и Джон Бейтс (John Bates). Однако сам термин «мини-юбка» ввела в обиход именно Куант, придумав это название по ассоциации с её любимой маркой автомобилей, Mini. К 1966 году Мэри Куант уже сотрудничала с восемнадцатью различными фирмами-производителями готовой одежды, тогда же она приняла из рук Королевы Орден Британской империи.

Из автобиографии 1966 года «Quant on Quant», посвящённой взгляду этой талантливой женщины и популярного дизайнера на мод-девушек Великобритании:

«Раньше новые веяния в моде могли задавать только обеспеченные люди, верхушка общества. Сегодня же на на оживлённых городских улицах мы видим множество девушек, одетых в недорогие короткие платьица. Да, эти барышни не идеальны: иногда они бывают слишком самоуверенны, иногда - слишком экстравагантны. Но единственное, что действительно важно для нас - все они живые люди, которые с огромным интересом наблюдают за происходящим вокруг и всегда готовы попробовать что-то новое.

Именно критический подход позволяет этим девушкам быть столь яркими и самобытными. Они следуют своей собственной системе ценностей, а не той, что была сформирована предыдущими поколениями. Но вместе с тем они и не высмеивают чужое мнение. Если они не желают участвовать в кампании против ядерного оружия, они не станут насмехаться над теми, кто к ней присоединился. Они не глупы, не кокетливы и не агрессивны. Агрессивность и недружелюбность кажутся им такими же смешными качествами, как показная скромность или нарочитое жеманство. Они совершенно не претенциозны.

Секс для них - нечто обыденное, само собой разумеющееся. Они окровенно говорят на любые связанные с ним темы, от половой зрелости до гомосексуальности. Эти барышни на удивление женственны, но их женственность проявляется скорее в исходящих от них суждениях, чем во внешнем облике. Отцом любой из них может быть герцог, доктор медицины или портовый рабочий - их не волнует положение в обществе. Этим девушкам неважно, каково их произношение и классовая принадлежность и они не стараются выглядеть слишком аристократично или явно по-пролетарски. Они презирают притворство в любом его виде.

В былые времена одежда являлась для женщины верным показателем её социального статуса и уровня дохода. Из моды полностью исчез снобизм, и сегодня герцогиня и машинистка легко могут зайти в один магазин готовой одежды и даже устроить там перепалку из-за того, что им приглянулось одно и то же платье.

Раньше, если две дамы появлялись на вечеринке в одинаковых нарядах, это безнадёжно портило настроение им обеим. Как правило, после пары истерических припадков одна из женщин вынуждена была отправиться домой. Сегодня же, если на одной вечеринке вы увидите несколько одинаковых платьев, это будет абсолютно в порядке вещей - и самим девушкам это тоже нравится. Иногда даже можно заметить, как они стараются держаться вместе, радуясь такому наглядному подтверждению своего хорошего вкуса. В этом году на ежегодном балу в Washington Opera можно было насчитать около пятнадцати-двадцати одинаковых или очень похожих платьев, и, по мнению мадам Эрве Алпан, хозяйки бала и супруги французского посла, «это добавило вечеринке перчику - в хорошем смысле слова, разумеется».

Идеи, правила и культура, свойственные этому поколению, отличаются от принятых ранее, как вино отличается от чая. И даже та одежда, которую они носят, отражает собой их жизнь - дерзкую, весёлую, и ни в коем случае не скучную.Они мыслят самостоятельно. Для них больше не существует никаких предрассудков. Они олицетворяют собой образ мыслей новой, современной Британии, то самое бесклассовое мировоззрение, которое зародилось в годы Второй мировой войны.

Они не верят трюизмам и пропаганде. Они изумительно интернациональны. И в Британии, и в Европе, и в Америке носят одинаковую одежду, даже едят одинаковую еду. Я уверена, что поколение, которое не противопоставляет «нас» и «их», то есть себя и всех иностранцев, вряд ли сможет когда-либо вступить в ещё одну мировую войну. Нынешней молодёжи нельзя навязать свою волю. Тебя могут показывать по государственным телеканалам, о тебе могут писать в своих колонках все популярные fashion-журналисты, но если твои платья не понравятся молодёжи, их всё равно никто не станет покупать.

Сначала эти девушки могут выглядеть как посетители дешёвых кофеен - потёртые джинсы, грязный дафлкот и неаккуратная причёска - но они могут легко и бесповоротно измениться буквально за одну ночь. Они - моды. Непосвящённые могут даже не сразу понять, мальчик перед ними или девочка - традиционные атрибуты полов исчезли, яркие цвета так же приемлемы сегодня в мужской одежде, как и в женской. И ребята, и девушки легко могут носить как короткие, так и длинные причёски. Поскольку образ жизни у молодёжи обоих полов практически не отличается - логично, что они хотят носить схожую одежду.

Именно моды - прямая противоположность рокеров, протестующих против всего на свете, - стали причиной импульса, благодаря которому началась стремительная, захватывающая и беспощадная революция в мире моды. С момента открытия Bazaar[†] в этой революции пришлось участвовать и всем нам».

В статье о британском мод-движении журналиста и музыкального критика Паоло Хьюита, чья жизнь и творческая деятельность тесно связаны с мод-культурой, дан хороший анализ особенностям образа жизни модернистов: «Они выглядели, словно некие неповторимые шедевры, словно драгоценные камни, причудливо рассыпанные по центральным улицам городов. Они одевались с поразительной аккуратностью, доходившей порой до одержимости, и уделяли внимание каждой мельчайшей детали. Одетые в мохеровые костюмы, они были живыми произведениями искусства, существовавшими в мире моды, музыки и развлечений. Молодые люди и девушки слушали лучшую музыку и лучше всех танцевали, и именно они неузнаваемо изменили культурную жизнь всей Британии».

Будучи детьми рабочего класса, моды не могли похвастаться туго набитыми кошельками, но при этом они неизменно выглядели на миллион фунтов. Разумеется, их жизнь, состоявшая из водоворота редких пластинок, тщательно подобранной одежды и недоступных широкой публике ночных клубов, требовала как денежных вливаний, так и полной преданности своему делу. Это были высокие требования, но модов они нисколько не смущали. Моды стремились представать во всём блеске круглые сутки, и они были первой молодёжной субкультурой, которая поставила себе подобную цель.