Смекни!
smekni.com

Причины, особенности развития и аксиология модернистской субкультуры (стр. 4 из 5)

Впрочем, уже в самом скором времени это стало неважно - к 1964 году прекратило существовать оригинальное мод-движение. 1964 год был первым годом драк модов и рокеров на пляжах. Модовский стиль жизни оказался в центре внимания жёлтой прессы, которая увлечённо принялась раскрывать его тайны простым смертным. Это выглядело отвратительно, просто позорно. Популяризация субкультуры привела к крайнему утрированию её идеи. Теперь модам старой закалки оставалось лишь наблюдать, как в результате чрезмерного увеличения численности рядов движение, которое некогда было элитарным, настигает полный коллапс. Драться на пляже! Портить свои ботинки и брюки... Это было ужасно глупо и совершенно неправильно.

У настоящих модов было два пути. Часть из них остепенилась, и эти люди прожили остаток своей жизни с тем неподражаемым стилем и изяществом, которые всегда были им присущи. Другие же открыли для себя марихуану и ЛСД, отрастили усы и длинные волосы и начали слушать Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). Мод-движение продолжало существовать, хотя и в других формах.

Мод-культура задавала направление развития всей первой половины шестидесятых.

Мод-движение стояло у истоков всей британской поп-культуры. Увлечённые юные моды, истории которых и сегодня не уделяется того внимания, которого они достойны, внесли огромный вклад в нашу жизнь. Это было поколение стильно одетой молодёжи, готовой принять любую культуру, взять из неё лучшее и создать собственную систему взглядов на мир - настолько мощную и убедительную, что она накладывает свой отпечаток даже на современное общество. Моды были первыми, кто не просто слепо следовал чьим-то идеям, а брал их и смело изменял в соответствии собственным потребностям.

Помимо этого, моды были первыми, кто посвятил все двадцать четыре часа своей жизни достижению поставленных целей - и тем не менее, мод-движение до сих пор не получает достойного освещения в прессе, оставаясь своего рода terra incognita новейшей истории. Полагаю, это происходит благодаря тому, что журналисты, которые пишут на эту тему, выросли на рок-культуре семидесятых и потому крайне недоверчиво относятся к людям, привыкшим аккуратно одеваться и следить за собой. Одно из неписаных правил рок-культуры гласит, что если ты одеваешься, чтобы произвести на кого-либо впечатление - ты уже по умолчанию подозрительный тип и поверхностная личность. Хорошо одетые люди всегда смущают и пугают любителей рок-музыки.

«Весь смысл мод-культуры - в покупке шмоток», - посмеивался недавно один из редакторов NME. Разумеется, а весь смысл панк-культуры - в том, чтобы нацепить на себя английскую булавку. Подобные замечания отлично иллюстрируют, насколько презрительно относится писательская братия ко всем, для кого одежда - одно из средств самовыражения. Но моды полностью иммунны к этим нападкам, так как, по совести говоря, им просто начхать на подобных людей и на мир, в котором те живут. Поэтому мод-культура и остаётся старейшей из британских субкультур: она живёт и процветает, поскольку построена на наборе принципов, не меняющихся со временем. Мод-движение столь долговечно, потому что оно признаёт два неоспоримых факта. Во-первых, стиль и качество никогда не устареют, во-вторых - до тех пор, пока по миру гуляют деньги, всегда будет кто-то, кто одевается по-настоящему стильно».

Как мы видим, во второй половине 60-х гг. движение модов сошло на убыль и возрождалось с тех пор лишь эпизодически. В конце 70-х гг. стиль модов был взят на вооружение некоторыми панк-группами (Secret Affair, The Undertones и The Jam). А на смену модернистам пришли другие субкультурные общности, некоторые из них противостояли существующим тогда политическим и социальным институтам и становились контркультурами, некоторые «жили мирно», не отдаляясь в своей идеологии от музыкального «щёгольства» глубоко в политику.

Сейчас, в ХХI веке моды, которых не устраивает современная мода, и доводит до судорог неряшливый вид эмо и скейтеров, ищут вдохновение в стиле шестидесятых и в эпохе мод-ривайвала.

В ХХI веке, как никогда ранее, движение модов стало действительно интернациональным, с сообществами, активно процветающими в местах, далеких от самой родины течения – например, в Москве, где недавновыступала группа The Secret Affair.

В Италии мод-вечеринки тоже проходят круглый год и собирают целые толпы, причем желание выглядеть соответственно этой эпохе настолько велико, что итальянские моды изменили общей традиции и начали ввозить классические скутеры из Великобритании обратно к себе в страну.

Ещё одна особенность современного мод-движения – смесь различных поколений. На любом мероприятии, проводимом в Великобритании, можно встретить людей, которые были частью этой субкультуры во времена его ривайвала в конце 70х-начале 80х, модов-шестидесятников и всё больше и больше юных модов. Для них не существует проблемы отцов и детей – на сегодняшний день все они являются неотъемлемой частью единого фронта. Старшее поколение, более твердо стоящее на ногах, организует большинство этих мероприятий и поддерживают движение на плаву, однако и младшее поколение не отстает, всё чаще проводя свои вечеринки, раздвигая горизонты и внося свежую волну в жизнь ночных клубов. За ними будущее мод-движения.

3. Скинхеды: конец модов, начало современного субкультурного мира

субкультура тедди моды скинхед

Скинхе́ды, разг.скины́(англ. skinheads, отskin— кожа иhead— голова) — собирательное название представителеймолодёжнойсубкультуры, а также нескольких её ответвлений. Традиционные скинхеды(англ. TraditionalSkinheads) возникли как реакция на появление прополитических ответвлений от первоначальной субкультуры. Следуют образу первых скинхедов — преданность субкультуре, память о корнях (семья, рабочий класс), антирасизм и аполитичность. Неофициальный лозунг — «Remember the Spirit of 69», так как считается, что в1969 годудвижение скинхедов было на пике развития. Тесно связаны с музыкойска,реггии современной музыкойOi!. Это та же молодежь, только более агрессивно настроенная по отношению к «чужим», музыкальные предпочтения, предпочтения в одежде уходили в философии скинхедов на второй план. Первые упоминания о скинхедах в прессе и музыке встречаются вАнглиив конце 60-хгодовXX века. Одним из первых названий субкультуры было «Hard Mods». Скинхеды 60-х годов имели общие черты стиля с субкультуроймодов, а также с ямайскимирудбоями. С самого начала субкультура была полностью аполитичной. Ни левая, ни правая политика не преобладала.

Внешний вид скинхедов во многом повторяет внешний вид модов: поло и свитеры Fred Perry, джинсыLevi's, классическое пальтоCrombieи ботинкиDr. Martens, но кроме этого имеет и свои особенности. К основной внешности были добавлены: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкиеподтяжкии подвёрнутые джинсы (последние стали своеобразной «визитной карточкой» стиля). Длинные куртки модов исчезли. Этот стиль был назван «boots and braces»: «ботинки и подтяжки». Эта внешность упоминается в нескольких песнях 60-х годов, которые записывал ямайский исполнитель ска и реггиЛорел Эйткен. Основные составляющие стиля (ботинки, джинсы, рубашка, подтяжки, короткая стрижка и так далее) упоминаются в песнях «Skinhead Jamboree» и «Skinhead Girl» регги-группыSymarip, записанных в1969 году. Элементы внешнего вида можно найти в книге «Skinhead»Ника Найта, изданной в 1982 году. Многие музыкальные группы использовали эти элементы в своих выступлениях, на футбольных трибунах все чаще можно было встретить людей, одетых в таком стиле. РепортёрЙан Уолкертак описывает группу скинхедов нафутбольномматче в 1968 году: Все они были одеты в отбеленные джинсы Levi's, ботинки Dr. Martens, короткие шарфы, завязанные на манер галстука; у всех были коротко стриженые волосы.

В 1991 годуДжордж Маршаллиздал книгуSpirit of '69 - A Skinhead Bible с подробным описанием внешнего вида и подборкой фотографий. В 1994 годуГэвин Уотсониздал фотоальбомSkins с фотографиями жизни небольшого сообщества скинхедов из окружения Гэвина и его самого.

Современных музыкальных стилей, таких, какOi!ипанк, тогда ещё не существовало. Наиболее предпочитаемой музыкой первых модов и скинхедов были скаисоул, позже —рокстедиирегги. Ямайская музыка появилась в Англии вместе с первыми эмигрантами с Ямайки, в начале 1960-х. Впоследствии некоторые из них основали свои лейблы (Island Records,Pama Recordsи др.), печатавшие музыку со своей родины, что способствовало распространению ямайской музыки в начале 1960-х годов. Новой музыке из бывшей Британской колонии отдавали свое предпочтение моды, что впоследствии было перенято скинхедами. Наиболее знаменитыми уроженцами с Ямайки стала группаSymarip, записавшая реггей-треки, популярные среди скинхедов и по сей день. Ещё одно свидетельство связи между ямайской музыкой и скинхедами — фильм «Reggae»Хораса Оува, содержащий короткие интервью со скинхедами и эмигрантской молодёжью, пришедшими на реггей фестиваль в Уэмбли1970 года, а также кадры из клубов со скинхедами, танцующими вместе со своими чернокожими сверстниками и более старшим поколением.


Библиография