Смекни!
smekni.com

Татары Поволжья (стр. 5 из 6)

Немаловажное значение имело и реформирование алфавита и орфографии. Арабский алфавит, на котором базировалась татарская письменность с периода средневековья (до этого периода была тюркская руника), был недостаточно приспособлен к особенностям татарского языка. Законодательное закрепление реформы письма произошло в конце 1920 г. принятием декрета "Об алфавите и орфографии", сопровождаемое постановлением наркома просвещения об обязательности для всех школ и всех изданий, отмеченных в декрете, особенностей татарской письменности. Одновременно началась работа (завершенная в 1926 г.) по улучшению написания арабских букв, важных для книгопечатания, издания газет, журналов и при письме. Однако уже в 1929 г. был введен латинский алфавит, кстати, более приспособленный к фонетике татарского языка, а с 1939 г. - русский алфавит. С 1990-х годов снова ставится вопрос о введении латинской графики[28].

До конца XIX в. у волго-уральских татар доминировала конфессиональная (мусульманская) школа двух типов: начальная - мектебе и средняя - медресе, содержащаяся за счет прихожан. Их сеть была чрезвычайно широка. Они функционировали не только в крупных городах и селениях, но и в самых глухих деревушках. Так, в 1912 г. только в Казанской губернии имелось 232 медресе и 1067 мектебов, в которых обучалось около 84 тыс. человек. А по всей России насчитывалось 779 медресе и 8117 мектебов, где получали мусульманское образование около 270 тыс. учащихся[29].

С конца XIX в. появляются и получают широкое распространение новометодные (джадидистские) школы, учебные программы которых включали широкий круг и светских предметов. Грамотность у татар в основном была на родном языке - в 1897 г. на татарском языке были грамотными 87,1%, в 1926 - 89%[30].

Это в свою очередь способствовало широкому распространению печатной продукции среди населения. К 1913 г. татары по тиражу национальных книг вышли на второе место в Российской империи, уступив лишь русским и на третье место по числу издаваемых книг (большее число книг, кроме русского, было издано лишь на латышском языке). Основное место, наряду с религиозной, занимали издания произведений фольклора, художественной литературы, учебников, различных календарей, книг по истории, философии, педагогике и т.д. Вся эта книжная продукция, издаваемая не только в Казани, но и во многих городах Поволжья, Урала, Петербурге и т.д., распространялась на всей территории проживания татар. Почти в каждой крупной татарской деревне имелись торговцы книг. Этим благородным делом занимались муллы, шакирды.

В начале XX в. татары создали разветвленную сеть периодических изданий. Газеты и журналы выходили практически во всех крупных городах Волго-Уральского региона (в Астрахани, Казани, Самаре, Уфе, Оренбурге, Троицке, Саратове, Симбирске и т.д.), в столичных городах. Кстати, издаваемая в нач. XX в. газета самарских татар называлась "Новая сила" - "Яна кеч"[31].

В советское время в связи с переходом контроля за содержанием образования к государству, тотально подчиненному коммунистической идеологии, татарская школа постепенно теряет свои позиции. Даже в сельской местности образование переводится на русский язык (наиболее активно с начала 1960-х годов), закрываются педагогические училища, институты, готовящие кадры преподавателей на родном языке. Закрывается и абсолютное большинство периодических изданий на татарском языке, особенно за пределами Татарстана.

По мнению лингвистов, на территории Саратовской области так и не сформировался единый татарский говор, обладающий специфическими чертами. Поскольку преобладающее большинство переселенцев было из числа цокающих мишарей, особенности языка именно этой группы и наблюдаются в говоре татар на северо-западе Саратовской области. При этом тесные контакты с мишарями, переселившимися из районов с чокающим говором, а также с говорами среднего (казанско-татарского) диалекта и других соседних народов, способствовали появлению местной специфики. Языковеды назвали этот говор мелекесским говором мишарского диалекта. Вместе с тем, в восточных районах области сохранились населенные пункты с чокающим говором[32].

5.Традиционное хозяйство Поволжских татар

Основу традиционного хозяйства татар составляло пашенное земледелие. Имевшиеся различия были обусловлены экологическими причинами: в лесной и лесостепной полосе Поволжья, Прикамья и Приуралья господствовала паровая система земледелия в форме трехполья; выращивали: озимую рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу. Пашни обрабатывали двузубой сохой с перекладной палицей - сука. В степных юго-восточных районах Поволжья и Приуралья сохранялась залежно-переложная система, пахотным орудием являлся тяжелый деревянный плуг - сабан; ведущее место на полях занимала яровая пшеница. Урожай убирали серпом - урак, в степных районах - косой - чалгы. В качестве прядильных культур возделывали лен, коноплю[33].

Животноводство - пастбищно-стойловое играло подчиненную роль. Держали крупный и мелкий рогатый скот. В степной зоне стада были значительными. Для татар характерна особая любовь к лошади. Было распространено разведение домашней птицы, особенно кур и гусей. Огородничество и садоводство были развиты слабо. Традиционным было пчеловодство: прежде бортовое, в XIX-XX вв. - пасечное[34].

Наряду с сельским хозяйством важное значение имели промыслы и ремесла: отходничество в районы предпринимательского земледелия на жатву и т.п. и на фабрики, заводы, прииски, в города (к последним чаще прибегали мишари и касимовские татары). Татары славились мастерством в обработке кожи "казанский сафьян", "болгарская юфть". Исконными для них были торговля и торгово-посредническая деятельность. Они практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были татарами.

В конце XX в. татары, став одним из самых урбанизированных народов России, как в республике, так и за ее пределами, заняты в основном в промышленном производстве: в нефтедобыче, в производстве продуктов нефтехимии, машиностроении, приборостроении и т.д. Татарстан же является республикой высокоразвитого сельского хозяйства, важным производителем зерновых и животноводческих продуктов[35].

Традиционной хозяйственной деятельностью саратовских татар было пашенное земледелие и подсобное животноводство. С XVI века земледелие велось на трехпольной основе с применением характерных пахотных орудий: тяжелого колесного плуга — «сабана», двухсошниковой сохи с палицей, плетеной, позже рамной бороны — «тырма». Набор зерновых культур, как и способ их обработки, был таким же, как и у остальных народов Поволжья. Огородничество и садоводство были развиты слабо[36].

Скотоводство (животноводство) имело стойловый характер, в стаде преобладал крупный и мелкий рогатый скот. Мясо лошадей у татар было излюбленной пищей. Широко практиковалось разведение домашней птицы. В соответствии с религиозными запретами не употреблялась в пищу свинина, из-за чего свиней практически не держали.

У татар также были развиты ремесла: ювелирное, кожевенное, войлочное.

Заключение

Татары – самый многочисленный этнос Приволжского федерального округа из числа народов традиционно исповедующих ислам. Cогласно переписи населения 2002 года на территории Приволжского федерального округа проживает 4 млн. 063 тыс. татар, из них более 2 млн. – в Республике Татарстан.

До 1917 года список этнических общностей, именовавшихся татарами, был гораздо шире, чем сейчас. В русских источниках татарами иногда называли тюркоязычные народы Кавказа, Средней Азии, так называли азербайджанцев, балкарцев, шорцев, якутов.

В настоящее время различные этнические группы, называемые в официальной статистике и научных исследованиях татарами, объединяет прежде всего близость языков: почти все они говорят на языках кыпчакской подгруппы тюркских языков.

Татарский язык имеет одну из наиболее древних на территории России традицию письменности. Еще булгары, предшественники нынешних поволжских татар, имели руническую письменность. По мере исламизации руническое письмо заменялось арабской графикой. Старотатарский литературный язык сформировался на основе арабской графики в 16-19 веках. В 1927 году татарское письмо было переведено на латинскую графику, в 1939 году – на кириллицу с добавлением шести букв для передачи звуков, отсутствующих в русском языке. Грамматика татарского языка разрабатывалась с конца 19 века.

Основу литературного татарского языка составляет язык казанских татар, на бытовом уровне сохраняются региональные диалекты и говоры. Основных диалектов три: западный (мишарский), (казанский), восточный (сибирский).

Повседневная бытовая культура казанских татар складывалась на основе земледельческого хозяйства, значительное влияние на бытовую культуру оказывал ислам.

Список использованной литературы

1. Валеев Ф. Т. Поволжские татары: культура и быт. - Казань, 1992.

2. Воробьев Н.И. Материальная культура поволжских татар. (Опыт этнографического исследования). – Казань, 2008.