Смекни!
smekni.com

Гендерные стереотипы решения конфликтов в современной семье (стр. 2 из 7)

А. Г. Харчев определяет «семью» как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семей­ных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняюща­яся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные пра­ва и обязанности. Но семья, как правило, представляет более слож­ную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную груп­пу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодей­ствий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроиз­водства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодей­ствия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Что касается данного исследования то, на мой взгляд, в первую очередь необходимо определиться с основополагающими понятиями, такими как «гендер», «пол», «гендерные стереотипы».

. Понятие «пола» долгое время являлось довольно простым. Под ним понимались биологические, психические и социальные особенности мужчин и женщин, причем биологические различия между ними считались основой для формиро­вания и всех других различий, включая социальные роли.

По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем раз­личий. Многие исследователи даже считают, что единственное значимое био­логическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства, а все остальные различия не так уж важны для че­ловеческого существа. Более того, многие «типичные» различия полов, как, на­пример, рост, вес, большая физическая сила мужчин — непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем принято думать. Социальные понятия «женщины» и «мужчины» состоят из множества ас­пектов, набор которых зависит от того, какое общество мы изучаем. Традици­онно женщине приписывают такие качества, как слабость («слабый пол»), пас­сивность, эмоциональность или даже иррациональность, а мужчине - совсем другие: силу, активность, рациональность, достижительность. Существующее в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей по­зволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяс­нением различий их социальных ролей, существующем в разных обществах. Именно поэтому в современной социальной науке принято употреблять поня­тия «пол» и «гендер». Понятие «пол» относится только к анатомо-биологическому строению женщин и мужчин, биологические различия между которыми не так велики. «Гендер» - «социальный пол», т.е. те социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Так как гендер – не природная данность, а социальный конструкт, гендерная принадлежность предполагает самопознание и самоопределение, гендерную идентичность.

Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биоло­гические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое общество придает этим различиям. Кстати, понятие гендер ввел в научный оборот вовсе не феминист, а психолог Роберт Столлер в 1968 г. Изучая в Калифорнийском университете психологию гермафродитов и транссексуалов, он понял, что легче хирургическим путем изменить пол чело­века, чем психологическим - его гендерную идентичность. Гендерная идентичность, в свою очередь, - это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу/гендеру, осознание себя мужчиной, женщиной или существом какого-то другого, промежуточного или «третьего» пола. Гендерная идентичность не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, «типизации» или «кодирования». Таким образом, мы подошли к одному из важнейших понятий в этой области к понятию «гендерных стереотипов». «Гендерные стереотипы» - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

Существуют различные подходы к изучению проблем гендера как в психологии, так и среди социологических дисциплин.

Основные психологические концепции, отражающие стороны гендерных отношений:

<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Теория гендерных различий. Представителями, которой являются Айзенк, Цукерман, Геодакян.

<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Теория гендерной социализации. Наиболее ярким представителем данной концепции был З.Фрейд, который в рамках этой теории представил миру идею нарциссизма.

<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Психологияженщины. (Н.Ходоров, К. Гиллиган)

<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Психология мужчины

В рамках западной социологической мысли выделяют такие аспекты гендерных отношений как:

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Биологический пол, учет первичных и вторичных признаков, типичных для мужчин и для женщин.

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Гендерная самоидентификация, т.е. осознание человеком своей половой идентичности. В норме гендерная идентичность соответствует биологическому полу, но это соответствие не всегда бывает полным. Социальными причинами несоответствия может стать наделение человека социальными функциями несоответствующими его полу. Формирование гендерной самоидентичности начинается в детском возрасте в процессе воспитания.

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Гендерные идеалы – идеальные модели настоящего мужчины и женщины, формирующийся в определенной культуре.

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Гендерные социальные роли, выполнение которых характерно для того или иного пола.

1.2 Образы мужчин и женщин в массовом сознании

Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.

И. Броверман с соавторами попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств (таб. 1)

Таблица 1. Стереотипы типичных черт мужчин и женщин

Типичный мужчина Типичная женщина
Агрессивный
Предприимчивый
Доминирующий
Независимый
Скрывающий эмоции
Любит математику и науку
Обладает деловыми навыками
Знает, как осваивать мир
Легко принимает решения
Самодостаточен
Свободно говорит о сексе с другими мужчинами
Тактичная
Проявляет расположение
Нежная
Не использует грубых выражений
Понимает чувства других
Разговорчивая
Религиозная
Интересуется собственной внешностью
Ценит искусство и литературу
Сильно нуждается в защите
Аккуратная в привычках
Спокойная

Полоролевые стереотипы в наименьшей степени присущи и профессионалам, близко знакомым с психологией. И. Броверман с коллегами изучил описания мужчин и женщин, данные клиническими практиками, психиатрами и социальными работниками. Обнаружилась общая для них установка, что компетентность больше присуща мужчине, чем женщине. Женщины же характеризовались как более послушные, менее объективные и подверженные внешнему влиянию, менее агрессивные и состязательные, легко раздражающиеся по незначительным поводам.

Дж. Мак-Ки и А. Шериффс пришли к выводу, что типично мужской образ - это набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом авторы считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т. п., женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т. п.

Обнаружено также, что мужчины демонстрируют гораздо большую согласованность в отношении типично мужских качеств, чем женщины - женских.

Дж. Уильямс и Д. Бест предложили испытуемым из 25 стран использовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающих личностные черты, для характеристики мужчин и женщин. Общая закономерность состоит в том, что мужчины воспринимаются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. О женщинах, напротив, говорят как о зависимых, кротких, слабых, боязливых, эмоциональных, чувствительных, нежных, мечтательных и суеверных. При этом в ряде стран при описании мужчин и женщин была своя специфика. Например, в Нигерии слова заносчивый, грубый, ленивый, шумный были отнесены к женщинам. В Японии хвастливыми, несносными и неорганизованными тоже были женщины. В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка полов была резко выраженной, в других (Индия, Шотландия) - слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин было более отрицательным.