Смекни!
smekni.com

Сущность правосознания (стр. 3 из 9)

Специфичность связи каждой из форм общественного сознания с правом отнюдь не означает отсутствия общих для них путей и способов взаимодействия, позволяющих говорить о соотношении общественного сознания в един­стве различных форм с правом, законностью. Эта пробле­ма имеет большое практическое значение. Следует учи­тывать, что в обыденной жизни в «чистом» виде не существует ни одной формы общественного сознания. Короче говоря, право и законность взаимодействуют не с какой-то одной формой сознания, а со всеми формами в их взаимопереплетении и взаимопроникновении. Поэто­му без анализа состояния общественного сознания в це­лом, без анализа системы ценностно-нормативной ориен­тации общества нельзя понять особенностей права, тен­денций его развития.

Единство и взаимосвязь различных форм обществен­ного сознания ни в коей мере не означают отсутствия специфики каждой из этих форм. Каждая из форм об­щественного сознания имеет свои особенности, и выявле­ние этих особенностей необходимо для того, чтобы опре­делить механизм соотношения права с той или иной формой.

В научной литературе существует множество мнений о понятии правосознания, но большинство правоведов сходятся на том, что оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем:

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторонужизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых форм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.

Правосознание - особый элемент правовой действительности. Главная черта, присущая правосознания и ставящая его в особое положение среди всех явлений правовой действительности, заключается в том, что оно , так сказать, "чистая", хотя и специфическая (по предмету, по некоторым иным особенностям), форма общественного сознания[4].

Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания - нравственным, политическим, философским и др.[5]и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.

Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.

Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания- познавательная, оценочная и регулятивная.(см. схему 1.)Все другие функции практически охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и пр. Схема 1 наглядно показывает как правосознание осуществляет воздействие на личность и общественные отношения, необходимо только отметить, что результатом регулятивной функции является поведенческая реакция субъекта права в виде правомерного или противоправного поведения.[6]

Таким образом, важно учитывать, что на поведение людей воздействуют политические, правовые, нравствен­ные взгляды, взятые не в отдельности, а в виде сплава, т. е. образований, которые возникают в результате взаи­модействия различных идей и взглядов, представлений и чувств. Эти образования выступают как состояние об­щественного сознания. А. Уледов правильно, на мой взгляд, отмечает, что в процессе формирования состоя­ний общественного сознания проявляются закономерно­сти связи между различными формами сознания[7].

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ – СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ.

Правосознание — сложное структурное обра­зование. Его структурная характеристика может быть дана в раскры­тии составляющих элементов — правовой идеологии и социально-правовой психики; его можно исследовать как правосознание общественное, групповое, индивидуальное; можно показать структуру правосознания через осуществляемые им функции.

В данной работе я раскрываю структуру правосознания в единстве правовой идеологии и правовой психологии.

В основе взаимодействия и взаимосвя­зи идеологических и социально-психо­логических элементов правового созна­ния лежит отражение этими структур­ными элементами единого комплекса объективных процессов и явлений общественного разви­тия. Тесная связь правовой идеологии и общественной. психологии отчетливо проявляется в функциях правового сознания: гносеологической, прогностической, правового моделирования и регулирующей. В осуществлении всех этих функций неизменно присутствие обоих структурных элементов правового сознания –идеологического и социально-психологического, рационального и эмоционально­го. Но характер соотношения данных элементов опреде­ляется и особенностями конкретной функции правового сознания, и сферой общественных отношений, на познание, моделирование и регулирование которых она нап­равлена, и особенностями структуры сознания социаль­ных групп или личностей, которые находятся в сфере действия функций правового сознания.

Правовая идеология выступает всегда как систематизированное, проникнутое единством. осознание в юридических категориях (законности, спра­ведливости, равноправия, единства прав и обязанностей) объективных потребностей общественного развития; с точки зрения интересов рабочего класса и трудящегося крестьянства (в современных условиях—всего общества). Это осознание построено на подлинно научной основе, однако процесс познания и формирования правовых идей и принципов идеологии невозможен без социально-психо­логических компонентов. Социально-правовая психология приводит в движение правовую идеологию, придает дей­ственность правовым идеям. Правовая идеология выражается и функционирует через психологические меха­низмы.

Следует отметить, что соотношение идеологических и психологических элементов различно, в различных фор­мах общественного сознания. В политическом, правовом, философском сознании преобладают идеологические эле­менты; в этических, эстетических, религиозных формах сознания — социально-психологические.

Но независимо от удельного веса каждого из этих элементов они неизменно присущи любой форме социа­листического общественного сознания, в неразрывном единстве отражают общественное бытие во всем его мно­гообразии.

Эту мысль правильно подчеркивает Р. Самсонов, отмечая, что соотношение идеологических и психологи­ческих элементов в различных формах общественного сознания не одинаково. Политика, право, общественные науки, философия—наиболее рациональные явления, зна­чительно ближе примыкающие к идеологии, чем к соци­альной психике, хотя последняя играет немаловажную роль в становлении и развитии этих форм сознания[8]. Не­сколько иную позицию занимает А. В. Дроздов, который считает, что общественная психология не является «сквоз­ным» элементом, входящим во все формы общественного сознания. По его мнению, не бывает и не может быть философских чувств и настроений[9]. С этим положением едва ли можно согласиться. Конечно, было бы упроще­нием выделять в социальной психологии специальную группу философских взглядов и настроений. Но несомнен­но то, что социальная психология всегда включена в выработку, формирование философских концепций и сис­тем, которые затем оказывают обратное воздействие на развитие определенных общественных настроений, норм поведения. Известно, например, огромное влияние фило­софии Конфуция, идеи которого в течение многих столе­тий оказывали значительное воздействие на настроения всех слоев китайского общества. Можно напомнить и о большом влиянии на умы и настроения индийской идеалистической философии – брахманизма. В любую эпоху формирование философских учений и теорий неразрывно связано с определенным состоянием общественной пси­хики тех или иных слоев, социальных групп, общественных классов, с определенным воздействием на общест­венные чувства и настроения. Поэтому едва ли правильно говорить, что есть формы сознания без социально-пси­хологического содержания. Такое содержание наличест­вует в любой форме сознания, иначе формы сознания, как таковой, быть не может; речь могла бы идти в таком случае лишь о философской идеологии (если стать на позицию А. В. Дроздова).

Вполне понятно, что политическое сознание, правовое, философское сознание более «рационалистичны», но их формирование и движение невозможны без социально-психологических элементов. «Только сфера психики,— пишет Б. Поршнев,—непосредственно связана с действи­ем идей. Идеи только тогда становятся силой, заставля­ют людей действовать, когда они преломляются в их психике, в их чувствах, настроениях, воле, в их симпатиях и антипатиях, влечении и отвращении»[10]. Эту же мысль подчеркивает Б. Д. Парыгин, отмечающий, что рацио­нальность теоретических систем науки, философии, права и политических учений вовсе не исключает активного и нередко значительного влияния на них общественной психологии[11].