Смекни!
smekni.com

Сущность правосознания (стр. 7 из 9)

Теоретическое (или научное) правовое сознание, в отличие от обыденного сознания, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики.

Научное правосознание опирается на изучение состояния дейст­вующей правовой системы, необходимых перемен, социальных зака­зов и ожиданий в правовой сфере. Научное правосознание характе­ризует идеологический пласт и состоит как из общетеоретических знаний, так и из знаний отраслевых юридических наук.

Научное правосознание формирует предложения de lege lata ("с точки зрения действующего закона") и de lege ferenda ("ñ точки зрения законодательного предположения") . Эти два возникших еще в далеком прошлом подхода со­ответственно относятся к оценке, в том числе критике, действующе­го законодательства и к предложениям об улучшении права на пер­спективу, в будущем. По этому поводу А.Ф. Кони писал: "Судье легко и извинительно увлечься представлением о том новом, которому следовало бы быть на месте существующего старого, - и в рамки настоящего постараться втиснуть предполагаемые веления желанного будущего. Этот приём приложения закона с точки зрения de lege ferenda вместо de lege lata, однако, грозит правосудию опасностью крайней неусточивости и случайности, так как каждый судья будет склонен невольно вносить в толкование закона свои личные вкусы, симпатии и антипатии - и равномерность приложения закона заменять произволом и неравномерностью рассмотрения"[23].

Разумеется, к научному правосознанию относится весь спектр проблем правового развития человечества, в том числе гипотезы об «отмирании» права, о правовом нигилизме, представления о законе как воле государства и т. д.

Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. Его сущность и особенности конкретизируются в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим, на идеологическом уровне. Для юристов правовая подготовленность имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объёмом, глубиной и формализованным характером знаний принципов и норм права, а главное – умением их применять.

Острота проявления правовых знаний, установок и ценностных ориентаций отличают профессиональное правосознание от правового сознания законопослушных граждан и преступников. Специфика правосознания юристов проявляется в устойчиво положительных характеристиках, особенно по сравнению с полярной группой, но, с другой – деформация их сознания носит более негативный характер, чем у представителей других групп.

Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, что предусматривает максимально высокую степень согласия с правовой нормой, понимание полезности, необходимости её применения, привычку соблюдать закон.

Профессиональный уровень - это правосознание прежде всего работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов, иных юридических и государственных работников). Социологические ис­следования выявляют совершенно отчетливо представления юристов в целом, их структур об эффективности права, его недостатках, о том, что надо делать с правовой системой государства. Иногда про­фессиональное правосознание пытается за счет критики действую­щего законодательства объяснить недостатки в работе юридических учреждений, списать эти недостатки (рост преступности, числа иму­щественных споров и другие) на счет якобы несовершенного зако­нодательства.

Профессиональное правосознание в России формирует и весьма обоснованные предложения, вытекающие из знания обстановки в сфере компетенции Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Конституционного Суда.

У юриста, как правило, есть несколько постулатов, которые скла­дываются под влиянием всей системы юридического образования, под влиянием практической работы. Это священность закона и дого­вора, верховенство закона, уважение к Конституции, равенство каж­дого перед законом, судом, властью и некоторые другие «священные коровы». Но иногда именно за это юристы получают эмоциональные на уровне обыденного сознания характеристики: крючкотворы, фор­малисты и т. п.

Мощным и весьма древним течением в правосознании являются религиозные влияния на правовые взгляды, правовые чувства. Там и тогда, где и когда право приобретает религиозные формы (например, каноническое право), роль религиозных идей и чувств становится ре­шающей.

Итак, подводя итог рассмотрению форм (видов) правосознания, отметим следующие:

1) существует два основных общепринятых критерия разграничения форм (видов) правосознания :

а) конкретные носители – субъекты (индивид, общественные группы, общество);

б) глубина отражения правовой действительности;

2) по первому критерию выделяют общественное, групповое и индивидуальное правосознание;

по второму критерию – обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное правосознание юристов.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Формирование правосознания становится в XIX—XX веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Ибо если вообще эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназ­начением развитие духовного начала в природе или самоорганизует­ся для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании – один из этапов этого развития.

От утопического, мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому - так можно определить основное направление в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и вы­сотам. Правосознание придает общественному сознанию характеррациональности, сознания «здравого смысла».

Такое утверждение может показаться странным, но по сути в нем нет ничего удивительного. Растет роль и ценность права как основ­ной регулятивной системы, которая формирует цивилизованное об­щежитие человечества (в условиях атомных электростанций, ядерно­го оружия, химических и иных глобальных угроз, в условиях всепланетарных экономических связей и т. п.). Соответственно, со­вершенствуется и юридическое мировоззрение, которое становится условием благополучного существования индивида, его коллектив­ных образований, общества.

Разумеется, правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертывание во времени. Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества наво­дили и адекватное отражение в идеях и эмоциях римских граждан, формировании их поведения. Приметой быта и нравов древних римлян были непрерывные обращения к преторам, в сенат, в судебные учреждения по любому спорному вопросу: касалось ли это судеб го­сударства или продажи раба.

Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось гос­подствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян - это герои мно­гих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процес­сов, оценок, идеалов.

Буржуазные общества XIX-XX веков, базирующиеся на фунда­ментальных правовых документах — декларациях, конституциях, кон­венциях, на включенных в них основных правах и свободах, на граж­данских и иных кодексах, также пронизаны юридическим мировоззрением.

Многие условия жизнедеятельности в этих обществах просматри­ваютсяих членами исключительно сквозь призму прав, обязаннос­тей, ответственности.

Только апологеты «отмирания права» в концепции коммунистиче­ской утопии обрушиваются на юридическое мировоззрение, пытают­ся заменить его классовым, революционным сознанием. По сущест­ву эти попытки представляют собой не что иное, как воздвижение барьера на пути эволюции коллективного разума, если вообще отсчет вести от тех первых проблесков сознания, которые возникли при по­явлении на планете человека.

Всплеск правосознания характеризует и периоды социальных пе­ремен, революций. Тоска о прошлой правовой системе у одних, на­дежды на формирование новой у других. Но пока идет ломка дейст­вующего законодательства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоции о будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы к цели революционных перемен. Правосознание выполняет роль важнейшего критерия в правотворчестве и право­применении.

В этих условиях регулирующая роль правосознания может закреп­ляться даже законодательно. Так, в условиях Октябрьской революции Декрет о суде от 22 ноября 1917 года гласил: «местные суды решают дело именем Российской республики и руководствуются в своих ре­шениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь по­стольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противо­речат революционной совести и революционному правосознанию».

Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача — следовать многим положени­ям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человечес­кого общежития.