Смекни!
smekni.com

Мировые тенденции развития агротуризма (стр. 6 из 14)

Об оценке потенциального платежеспособного спроса на агротуристический продукт на внутреннем российском рынке и некоторых проблемах российской туриндустрии

Главные вопросы для развития нового агротуристического сектора:

· имеется ли платежеспособный спрос?

· как превратить неорганизованных туристов в клиентов туристической отрасли?

· как переориентировать платежеспособный спрос с внешнего на внутренний турпродукт?

В России ориентированные на отдых в сельской местности люди обычно имеют собственные дачи. Однако, по мере роста нового среднего класса (он появился в России в конце 90-х гг.) эта ситуация скорее всего будет меняться. Практически нигде в мире средний класс не живет "на два дома", как в России. Это обусловлено его образом жизни, который регламентируется напряженным темпом и жестким графиком работы. Последнее, кстати, очень затрудняет организацию "группового отдыха" (экскурсионно-групповой туризм). Средний класс в развитых странах выбирает индивидуальный отдых со свободным временным графиком. Новое поколение российского среднего класса, вероятнее всего, будет все больше ориентироваться при организации отдыха и досуга не на "грядки" на даче, а на покупку комплексного и индивидуально подобранного пакета услуг.[17] Агротуризм как вид индивидуального отдыха удовлетворяет запросы различных групп среднего класса, предполагая независимость передвижения, индивидуальную организацию досуга и экскурсионной программы.

Как уже говорилось, потенциальный клиент агротуризма – средний класс. Сейчас в России к нему относят семьи с душевым доходом от $ 450 в месяц. Платежеспособность спроса доказывает бурное развитие выездного туризма. Например, только Турцию за 2002 г. посетило более 500 тыс. российских туристов. Однако при выездном туризме основные прибыли остаются за рубежом, маржа российских турфирм – только на продаже и дороге. Большие прибыли туротрасли начнутся тогда, когда будет по-настоящему развит внутренний и въездной (иностранный) туризм.

Спрос на туристические ресурсы (но не турпродукт!) российской провинции имеется, об этом говорит поток неорганизованных туристов в ряде популярных мест средней полосы.

Однако все концепции и программы развития туризма будут сродни шаманским заклинаниям, не способным переориентировать платежеспособный российский спрос на внутренний турпродукт, пока соотношение "цена-качество" не будет удовлетворять запросов более требовательного нового российского клиента.

Принципиально новый российский клиент:

· Уже много видел, имеет возможность сравнить с условиями за рубежом, предъявляет более высокие требования к качеству туруслуг

· Более мобилен и автономен

· Стремится к независимому времяпрепровождению

· Требует индивидуализации туруслуг (по срокам, по маршруту, по условиям проживания, по характеру развлечений и досуга и т. д.)

Свой выбор клиент делает, оценивая соотношение "цена-качество". Даже самый простой анализ показывает, что по цене многие предлагаемые сегодня на рынке российские турпродукты уже подошли к пределу конкурентоспособности (находятся в зоне международной конкуренции), однако показатель качества пока не на должном уровне. Сильная сторона составляющих российской цены – дешевый труд и относительно дешевая дорога, определяющие себестоимость турпродукта, но на сегодня маржа турфирм "съедает" эти преимущества. Определяющим фактором для российского турпродукта становится качество.

Без повышения качества услуг - избегая при этом значительного роста цен на них - проблему переориентации платежеспособного спроса на внутренний туризм не решить.

О необходимости новой концепции турпродукта для российской провинции

Новый характер спроса диктует необходимость поиска новых формтурпродукта. Ориентация на групповой туризм, на "массовые заезды" - не отвечает сегодняшним требованиям. Передовой зарубежный опыт говорит о мировой тенденции к индивидуализации турпродукта. Это требует:

· новых форм организации туротрасли

· открытия новых направлений (секторов) туриндустрии

· новых видов турпродуктов

И агротуризм отвечает вышеперечисленным требованиям.

Проблема сегодняшнего дня российской туриндустрии еще и в том, что старые марки турпродуктов (например, брэнд "Золотое кольцо") морально устарели. Они были ориентированы на групповой (автобусный) туризм и не учитывают запросов и специфики образа жизни современного среднего класса. С другой стороны, они равно не учитывают возможности и потенциал малых городов, поскольку изначально ориентированы на несколько крупных "отлакированных" туристических центров.

Пример "Золотого кольца":турпродукт создавался в 70-е гг. с ориентацией, прежде всего, на въездной иностранный туризм и получение инвалютной выручки. Внутренний турист изначально рассматривался как "второсортный" на периоды межсезонья или с проживанием в гостиницах "не интуристовского" класса. На сегодня это недопустимо. Маршрут, как правило, недельный, и в него входило проживание в трех отобранных городах – Владимир, Суздаль, Ярославль (с вариантами Кострома, Углич). В остальных городах - остановка и в лучшем случае экскурсия (Ростов Великий, Переславль и др.). Учитывая это, городам, планирующим развитие туротрасли, нет смысла встраиваться в этот устаревший турпродукт: в недельном туре для них не остается места, в лучшем случае их ждет получасовой заезд группы. Кроме того, турпродукт "Золотого кольца" ориентирован на групповые заезды, а корпоративный туризм в России практически сошел на нет (с уходом в прошлое профкомов советских организаций с ними ушли и заказы на 2-дневные автобусные экскурсии). Новая программа строительства гостиниц в городах "Золотого кольца" не учитывает интересов "транзитных" городов.

Опираясь на мировой опыт современной туриндустрии, следует создавать новую форму турпродукта, учитывающую возможности малых городов и сельских муниципалитетов, с одной стороны, и современные запросы и потребности среднего класса - с другой. Перспективным для малых городов может стать развитие индивидуального или малогруппового туризма, а также создание принципиально нового турпродукта, спецификой которого стало бы посещение именно малых городов и достопримечательностей сельской местности (маршруты по выбору туриста). На местах необходимо формировать такой пакет туруслуг, который позволил бы клиентам оставаться в пунктах нового маршрута в течение минимум 2 дней (одна или две ночевки). Малые города и сельские туробъекты стали бы "опорными пунктами" при свободном формировании маршрутов туристами.

Разработка концепции развития агротуризма для российской провинции, с учетом региональной, национальной и прочей специфики, и активное развитие этого нового сектора могли бы помочь в решении задач, стоящих перед туристической отраслью. Активными субъектами этого процесса могут и должны стать муниципальные образования, располагающие соответствующим туристическим потенциалом.

Структуризация туристического рынка (Имеет ли место "муниципальный туризм"?)

Туристический рынок уже достаточно давно "рынок покупателя", а не "рынок продавца" (монопольный). А значит, структуризация туристического бизнеса подчиняется естественным законам рынка и идет на региональной, а затем межрегиональной (общенациональной, особенно если туризм въездной) основе. Причина объективная: клиент (покупатель турпродукта) находится в региональных или расположенных вблизи промышленных центрах, а также мегаполисах (если они находятся в радиусе доступности). Другими словами, если местная ("муниципальная") турфирма выходит на туристический рынок со своим предложением (турпродуктом), ее деятельность автоматически получает минимум региональный характер (конкуренция за клиента идет на уровне минимум региона). В этом смысле туризм как сектор туриндустрии не может быть "муниципальным". Можно говорить о муниципальном туризме только как о секторе городской экономики, но деятельность ориентированных на внутренний туризм муниципальных турпредприятий все равно имеет минимум региональный масштаб. Выходя на рынок со своим турпродуктом, они должны быть готовы к региональной конкуренции по показателю цена-качество. Никакое механическое учреждение "муниципальных турфирм" при поддержке властей проблемы не решит: либо они станут конкурентоспособны на региональном и выше уровнях, либо этот рынок будет захвачен (если рынок представляет интерес) региональными (и выше) конкурентами.

Попытки решить проблему конкуренции внерыночными (протекционистскими) методами приведут к уходу внешнего (регионального и выше) капитала из этого сектора (прекратится поток туристов). Однако, у "муниципальных" турфирм скорее всего не хватит ресурсов, для того, чтобы вывести свой турпродукт (высокие затраты на промоушн, рекламу) на региональный и выше рынок и конкурировать с другими турпродуктами по показателю цена-качество. Всегда нужно помнить о том, что на туристическом рынке очень быстро начинается зона международной конкуренции – в мире богат выбор дешевых, доступных и качественных турпродуктов.

Следовательно, решение проблемы развития агротуризма лежит на региональном уровне. На уровне отдельных фирм или муниципалитетов задачу развития муниципального туризма как сектора муниципальной экономики в целом и агротуризма в частности решить нельзя.