Смекни!
smekni.com

Монастыри Серпухова как культурные объекты туризма (стр. 2 из 4)

Башни могли служить и проездными воротами в монастырь. Со стороны парадного подъезда устраивались главные - Святые - ворота, выделенные архитектурной декорацией и самим расположением. Пройдя через них, паломники попадали непосредственно в парадный монастырский двор, при планировке которого старались соблюсти принцип постановки монастырского храма напротив Святых ворот. Посвящение надвратного храма часто было связано с богородичными праздниками - Успения, Рождества, Благовещения - что акцентировало идейную значимость и заключало в себе идею покровительства и заступничества Пресвятой Богородицы.

Планировка монастырского ансамбля подчинялась ясно отслеживаемым закономерностям. К таковым можно отнести концентричность и функциональность зон композиционной структуры внутренней застройки и наличие определенной иерархии сооружений. Центральное положение в ансамбле занимал монастырский храм с трапезным комплексом, а также другие церкви и часто колокольня. В больших монастырях со значительной каменной застройкой здания центрального комплекса соединялись между собой для удобства переходов галереей, что придавало ему дополнительный смысл: особо значимое сакральное единство внутри монастырских стен. Пояс келейных корпусов отделял главный парадный двор от, так называемых, хозяйственных дворов, расположенных между жилыми корпусами и крепостной стеной. Здания монастырских служб, не столь репрезентативные и высотные, располагались именно здесь, формируя внутренние архитектурные микроансамбли в пределах крепостных стен.

В целом, на протяжении XVI в. сформировалась структура монастырского комплекса с архитектурно-композиционными приемами, повторяющимися с незначительными изменениями в последующем монастырском строительстве. Архитектурный ансамбль древнерусского монастыря - замкнутый, компактный и композиционно завершенный - выражал идею религиозного, культурного, военного и политического центра.


2. Монастыри Серпухова как культурные центры города.

2.1. Высоцкий монастырь.

Невозможно представить себе Россию - нашу Святую Матушку-Русь без православных монастырей. Они всегда были оплотом духовности русского народа, великой его силой, центрами духовного и культурного просвещения, недаром раньше говорили, что сердце России бьется в ее монастырях. Среди бесценных духовных сокровищ русской культуры, которые хранят святые обители, особое место занимают святыни. Святыни - это то, перед чем благоговеет каждая верующая душа, это обильные источники Божией благодати, щедро изливающиеся на всех, с верою приходящим к ним.

В подмосковном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулись строения древней обители, называемой Серпуховской Высоцкий мужской монастырь. Основан он в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, сподвижником в ратных делах своего двоюродного брата великого князя Димитрия Иоанновича Донского, и по благословению преподобного Сергия Радонежского, поставившего впервые настоятели монастыря любимого ученика своего Афанасия. Название свое "Высоцкий" получил монастырь от места, на котором устроен, в древности прозывавшегося "Высокое".

В XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов, живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: "... любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших..."

Представший перед Болотовым Высоцкий монастырь и поныне занимает пологий холм, над окружающейся местностью югу от Серпухова. Извилистая лента Нары, огибая подножие холма, образует широкую зеленую пойму, через которую окский пейзаж проникает во все уголки старого города. Лесов, "видевших праотцев наших", близ Высоцкого монастыря давно уже нет; городская застройка, к счастью, малоэтажная, взобравшись на холм, еще в XIX в. достигла монастырских стен, смешавшись с домиками тихой подмонастырской слободки.

Жизнь Высоцкого мужского монастыря можно разделить на два периода: первый - это жизнь обители с момента ее основания в 1374 г. и до ее закрытия в 1931 г., второй - это жизнь монастыря после его возрождения в 1991 г. Период же, когда монастырь был закрыт, жизнью назвать нельзя - это было постепенное умирание. К сожалению, материалов по периоду до 1931 г. очень немного, т. к. вплоть до 1902 г. Серпуховский Высоцкий монастырь не имел своего исторического описания. Оно впервые было сделано в том же году Д.К. Треневым. Историк сожалел об ограниченности материалов, дошедших до того времени. Да и к тому же, описание вещей идет, в основном, с позиции их историко-художественной ценности, очень скудно раскрывая их духовную значимость.

Храмы и святыни монастыря.

Самым первым храмом обители была деревянная церковь, заложенная преподобными Сергием и Афанасием и князем Владимиром Андреевичем во имя Пресвятой Богоматери, честного Ее Зачатия праведной Анной. Церковь эта находилась на месте нынешнего Никольского храма. В 1380 году произошла Куликовская битва, которая положила начало освобождению Руси от татарского ига. Князя Димитрия Донского и его двоюродного брата князя Владимира Серпуховского благословил на эту великую битву их духовный наставник — Преподобный Сергий Радонежский. Во время самой битвы князь Владимир командовал засадным полком, который состоял из серпуховичей. На Куликовом поле русские войска наголову разгромили войско Мамая. Павшие воины Серпуховского ополчения были погребены в братской могиле в стенах Высоцкой обители.

Возвратившись в свою вотчину, князь Владимир Андреевич, прозванный за эту битву Храбрым и Донским, пожелал возблагодарить Бога за дарованную Им еще неслыханную на Руси столь славную победу над страшным и сильным неприятелем. В основанной им любимой Высоцкой обители над братской могилой убиенных воинов он строит величественный и дивный каменный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной. Вот почему соборный храм Высоцкого монастыря представляет собой один из замечательных исторических памятников нашего отечества — памятник, воздвигнутый непосредственно самим доблестным победителем в память великой Куликовской битвы, чтобы через многие века сохранить память о том радостном великом событии, которое переживала тогда, ликуя и славя милость Божию, вся многострадальная Русская земля. Этот храм, претерпев некоторые переделки, сохранил в основных своих формах все данные, подтверждающие, что он — тот же подлинный храм, который некогда воздвиг герой Куликовской битвы.

В 1380 году был заложен и другой храм — во имя Покрова Божией Матери — с обширной трапезой. В 1381 году оба храма — соборный и трапезный — были освящены Митрополитом Московским и всея Руси Киприаном. На освящение прибыл из своей обители и Преподобный Сергий Радонежский.

При частых обновлениях Покровского храма его наружный вид значительно уклонился от первоначального. Об облике первоначального каменного Покровского храма ничего не известно. Он простоял почти два столетия, постепенно ветшая и страдая от пожаров при неоднократных разорениях монастыря врагами. От этого здания доныне сохранился только белокаменный подвал под восточной частью существующего храма.

Есть в обители и храм, посвященный Преподобному Сергию. Он расположен с южной стороны Зачатьевского собора, на месте, где при основании обители был водружен Крест и воздвигнута первая деревянная церковь. Основанием его служит храм во имя небесного покровителя Серпухова — святителя Христова Николая, во втором этаже здания расположена соборная ризница, над ней — церковь во имя Преподобного Сергия. Внешняя реставрация здания произведена в 1991 году.

С северной стороны Зачатьевского собора, в самом конце галереи находится маленький придельный храм Рождества Богородицы. Храм этот, неизвестно когда и кем устроенный, существовал уже в конце XVI века. В храме был золоченый резной иконостас с иконописью XVI века. В советское время внутренний интерьер храма был полностью уничтожен. В настоящее время храм находится на реставрации.

Главной святыней обители в первый период являлись мощи преподобного отца нашего Афанасия Младшего, второго игумена Высоцкого монастыря. Они находились под спудом в храме во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского.

Рассмотрим святыни монастыря, находившиеся в Зачатьевском соборе монастыря. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это семь икон прекрасного византийского письма, присланных из Царьграда в 1395 г. преподобным Афанасием Старшим, по заказу князя Владимира Андреевича Донского специально для иконостаса Зачатьевского собора. Эти иконы находились в Деисусном ряде иконостаса. Этот широко всем известный "Высоцкий чин" является исключительно важным памятником византийского письма XIV века, оказавший большое влияние на искусство иконописи Московской Руси ХIV-ХV веков. Сейчас шесть из них находится в Третьяковской галерее и одна в Русском музее г.Санкт-Петербурга.

Милостью Божией в 1991 г. Серпуховский Высоцкий монастырь был передан Русской Православной Церкви. Разоренная и оскверненная обитель, в которой не сохранилось ничего, кроме некоторых полуразрушенных и обветшалых зданий, начала возрождаться. К сегодняшнему дню в Высоцком монастыре уже собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими. Особое место занимает Чудотворный образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша"... Возрождение почитания иконы "Неупиваемая Чаша", началось в монастыре в 1991 году. В следующем году, одним из ведущих российских иконописцев Александром Соколовым, была заново написана эта икона. Кстати, она занимает особое место среди всех других его работ. "Этот образ Богоматери - пишется в книге о творчестве А. Соколова - был воплощен иконописцем с такой глубиной и силой, в таком подлинно русском духе, что кажется, будто написан не конце XX в., а живет на Руси уже много веков. В этом образе, несомненно, есть нерукотворность - то, что присуще только подлинной иконе". Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. При освящении икону помазывали святым миром для привлечения сугубой благодати Святого Духа. Вскоре, именно этот образ снискал любовь и благоговейное почитание среди верующего народа за ту скорую и действенную помощь, которую получали молящиеся перед Ним.