Смекни!
smekni.com

Монастыри Серпухова как культурные объекты туризма (стр. 3 из 4)

Через свою святую икону Матерь Божия помогает людям в избавлении от греха пьянства, курения, и наркомании. Но есть и множество случаев исцелений при серьезных физических заболеваниях, когда медицина бывает уже бессильна помочь человеку. Известна ее помощь и во многих других жизненных проблемах. Есть свидетельства о нередких случаях, когда из людей, одержимых демонами, после молитвы перед этим образом Богоматери, выходили бесы в разных видах. Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от нее. Уже на протяжении многих лет образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша", находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом, как чудотворный... С полной уверенностью можно сказать, что, как возрождение почитания иконы "Неупиваемая Чаша", так и ее всероссийское прославление, началось именно в Высоцком монастыре.

Среди множества икон, украшающих стены храма, особо чтятся верующими образ св. Георгия-Победоносца, новгородского письма XV века, который всегда брало в поход Серпуховское войско, а в мирное время, если Серпухову грозила опасность нашествия неприятеля, незажженная свеча у этого образа самовозгоралась; храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы письма московской школы ХVII века; иконы Божией Матери "Скоропослушница", "Утоли моя печали", образ св. Великомученика и Целителя Пантелеимона, которые писаны в прошлом веке на святой горе Афон; чудотворный образ Богородицы “Взыскание погибших”; чудотворная икона Николы Можайского XIV века; образ Преподобного Сергия Радонежского — крышка раки с его мощами, находящийся в Высоцком монастыре с 1801 года; икона преподобного Серафима Саровского с частицей от рубашки, пропитанной его кровью, когда святой был избиваем разбойниками, и другие иконы.

Почти все они старого письма, у каждой из них своя история, некоторые прославились чудесами. С великим благоговением хранятся в обители и части Древа Животворящего Креста Господня, Гроба Господня, частичка Гвоздя, одним из которых был распят Иисус Христос, частица Пояса Пресвятой Богородицы, который она носила при жизни, Господня, часть камня, на котором молился 1000 дней и ночей преподобный Серафим Саровский, частица Древа куста Неопалимой Купины со святой горы Синай, епитрахиль св. праведного Иоанна Кронштадского и другие святыни.

Сегодня монастырь насчитывает более 20 насельников — монахов и послушников. Настоятель обители — игумен Кирилл. Почти за 13 лет существования возрожденного монастыря многое уже восстановлено и сделано, но многое и предстоит сделать с помощью Божией, по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Службы в монастыре проходят по полному суточному кругу богослужения. Ежедневно служатся молебны с водоосвящением и акафистом у Чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». По пятницам после вечернего богослужения в 18 часов совершается братский молебен со акафистом преподобному отцу нашему Афанасию Высоцкому (Младшему), Серпуховскому чудотворцу, у раки с его чудотворными мощами. Каждое воскресенье после вечерни служится братский молебен со акафистом пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Монастырь принимает паломников на несколько дней (обязательно наличие паспорта) — в обители обустроены мужская и женская гостиничные кельи по 20 мест каждая.

Мало-помалу Серпуховский Высоцкий мужской монастырь восстанавливается и благоустраивается. Многие и многие приезжающие в монастырь отмечают особенную молитвенную настроенность в стенах обители, стремление к покаянию и очищению, душевное успокоение в доме Пресвятой Богородицы. Молитвенная лампада, вознесенная «на Высоком» святыми руками Преподобного Сергия и шесть с лишним веков озарявшая своим светом Православную Русь, продолжает и сегодня светить миру.


2.2. Введенский Владычный монастырь

Введенский Владычный монастырь, древнейший на серпуховской земле, был основан в 1360 году Митрополитом Алексием, святителем Московским и всея России чудотворцем. Монастырь возник по особому изволению Божией Матери - святитель Алексий услышал глас, исходящий от Ее иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова», среди дремучего соснового бора на правом берегу реки Нары, и то событие земной жизни Пресвятой Богородицы - преславное Ее Введение во храм, - в честь которого воздвигнут монастырь. Святитель, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, приготовляет потребное для монастыря и посылает преп. Варлаама осмотреть место ко устроению монастыря. Святитель повелел известить и его, чтобы увидеть самому, своими глазами. Варлаам, подыскав место, заночевал там, а ночью, услышав звон великий и гремение сосудов железных и медных, подумал, что Господу здесь угодно поставить монастырь. Он был рад и возвратился известить об этом Алексия. Спустя малое время и сам Алексий пришел в Серпухов и много мест обошел, место же то не очень ему полюбилось, ибо показалось неугодным. И внезапно ночью на том же месте услышал то же самое, что и старец Варлаам, вкупе же и глас был, что здесь монастырь поставить. И он тотчас повинуется этому и повелел церковь заложить деревянную, Варлаама же назначил строителем. Спустя время и каменную церковь поставил, а также трапезную в 1362 году.

5 мая 1377 года строитель обители Варлаам с миром преставился ко Господу и по завещанию его был погребен под церковной папертью, ибо он сказал: «Погребите меня так, чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы». В том же 1377 году по распоряжению святителя Алексия для Серпуховского Владычного монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения преп. Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжение многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная.

Храмы и святыни монастыря.

В конце XV - начале XVI века к древнему Введенскому собору с северной стороны был пристроен придел святителя Московского Алексия. Под ним была устроена усыпальница для тех, кто был памятен молитвенными подвигами или богатыми вкладами. В конце XVI века на средства царя Бориса Годунова в монастыре был построен каменный двухъярусный храм в честь святого великомученика Георгия.

Над Святыми вратами в 1599 году игуменом Вассианом была построена церковь святого мученика Феодота Анкирского. В 1834 году она была перестроена и освящена святителем Московским Филаретом в честь Нерукотворного образа Спасителя.

В монастыре находилась также чудотворная икона святого мученика Иоанна Воина. Предание гласит, что, когда в 1382 году татары ворвались в обитель, некий варвар, взяв икону святого Иоанна, в насмешку стал пилить ее. Вдруг из доски показалась кровь, но обезумевший варвар в гневе перепилил ее еще в двух местах. Тут же доска чудесным образом соединилась, и татарин наконец пришел в себя и обратился ко Христу. Позднее для иконы была сделана особая риза, так что были видны перепиленные места и запекшаяся кровь. С тех пор и по сей день на память святого мученика Иоанна Воина — 12 августа — в обители совершается всенощное бдение и праздничная литургия.

О храмовой чудотворной иконе святого великомученика Георгия предание говорит, что перед нею сама собой возгоралась свеча, предупреждая монахов о вражеском нашествии. В монастыре находилась также чудотворная икона святого мученика Иоанна Воина. В 1607 году по повелению царя Василия Иоанновича Шуйского в обитель был принесен чудотворный образ святого царевича Димитрия Угличского. Чеканная надпись на иконе гласит, что от нее была дарована победа близ Серпухова над войсками второго самозванца. В монастыре также почитались и другие чудотворные иконы.

Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», явленная в Серпуховском Владычнем женском монастыре в 1878 году, помещалась, как и гробница преподобного Варлаама, в соборном храме, в особо устроенном иконостасе. Со времени явления она имела большую известность, перед нею молились не только жители города Серпухова, но и приезжие из других мест, иногда очень дальних.

Для многих непонятно наименование иконы «Неупиваемая Чаша». В самом деле, что же означает сие наименование? Неупиваемая, или Неиспиваемая, Чаша — это неистощимая Чаша радости, утешения, исцеления, жизни, вообще неистощимый источник всяких духовных дарований, «Чаша, черплющая радость», как сказано в акафисте Пресвятой Богородице. Очевидно, что в таком смысле именование Матери Божией Неупиваемою Чашей вполне благолепно. И можно увидеть глубокий внутренний смысл в том, что икона «Неупиваемая Чаша» соделалась источником спасительных надежд и исцелений для многих одержимых страстью винопития. Матерь Божия молится за всех грешников, всем хочет спасения. Она, Милосердная, видит и страдания предающихся пьянству, видит, что многие из них искренне хотят избавиться от этого жестокого тирана, исцелиться от губительной болезни, но не находят в себе сил бороться и победить врага. И Матерь Божия Своею святою иконою «Неупиваемая Чаша» говорит всем этим страдальцам, как бы вслух, чтобы обращались они за помощью к Ней, Царице Небесной. Она есть неистощимый источник радости духовной, Она изольет в их сердца из Своей Неоскудеваемой Чаши духовных дарований небесную усладу, после чего им станет ненавистна и противна та губительная чаша вина, которая прежде так неодолимо влекла их к себе.