Смекни!
smekni.com

Религиозный туризм Индии (стр. 4 из 8)

ГЛАВА 2. ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ИНДИИ
1.1. Ансамбль Кутб-Минар

.
Самая высокая башня в Индии, “седьмое чудо Хиндустана”, когда-то возвышалась в центре города, носившего в XII-XIII вв. название Раи Питхора.
(Высота башни—72,55 м, диаметр у основания - 14,4 м, диаметр у вершины — 2,44 м) daihatsu mira, daihatsu
Никто не знает наверняка, кем и когда было начато строительство этого величественного монумента. Его происхождение теряется в мифах и легендах. Считают, однако, что первый этаж башни, известный также под названием Виджай Стамбх (Колонна Победы), был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г. якобы для того, чтобы его любимая и чрезвычайно набожная дочь Сурадж Мукхи могла перед принятием пищи, поднявшись на башню, получать вдохновение от созерцания священной реки Ямуны. В 1199 г. первый этаж был якобы переделан мусульманским правителем Кутбуддином Айбеком, после чего она получила новое название — Кутб-Минар.
Надстраивался Кутб-Минар постепенно. Потомки Кутбуддина Айбека достроили второй и третий этажи в 1210-1236 гг., а четвёртый и пятый были добавлены к ним при императоре Фирузшахе Туглаке в 1370 г. На самой башне имеется множество надписей, повествующих о её строительстве, реставрации и самых различных переделках. Когда-то Кутб-Минар был увенчан куполом, который свалился в результате землетрясения в 1803 г. Один европейский инженер пытался восстановить купол, но усилия не привели к успеху: купол так и остался лежать в саду недалеко от башни. В результате землетрясений и дождей башня несколько наклонилась, однако, как считают правоверные мусульмане, изречения из Корана, высеченные на внешней поверхности по-арабски, дали ей силу устоять перед стихией.
И сегодня, спустя восемь с лишним веков после её создания, пройдя 156 ступеней (всего их в башне 379), можно подняться наверх, правда, всего лишь до первого балкона. Жестокие каноны индуистской религии, требующие от вдов соблюдения обычая “сати” (самосожжение), а также их исключительно тяжёлое положение в индуистских семьях толкали многих женщин на самоубийство, и все этажи башни были закрыты для широкой публики, включая первый. малоэтажное загородное строительство деревянных домов на высоком уровне
Многие учёные и архитекторы до сих пор спорят: относить ли Кутб-Минар к памятникам индуистской архитектуры или мусульманской? Свидетельства и той и другой точек зрения весьма противоречивы. Вход в башню обращён на север, в то время как входы на всех других этажах обращены на восток.
Башня стоит прямо в грунте, а не на платформе, как чаще всего строились мусульманские памятники, и колокольчики, вырезанные в камне на стенах первого этажа — также типичный декоративный элемент индуистской архитектуры. Возможно, изречения из Корана были высечены на стенах башни позже.
Создатели Кутб-Минара, безусловно, были не только талантливыми математиками — они обладали и редким художественным вкусом. Именно поэтому, несмотря на разницу в отделке этажей, башня до сих пор поражает воображение всех, кто приходит полюбоваться ею.
Кутаб-минар — один из двух наиболее старых из датируемых двенадцатым веком арабских памятников Индии. Близ Дели есть также мечеть Кутаба, выстроенная в 1190-м году. Башня Кутаба своей конусообразной формой и коричневым цветом напоминает длинный ствол. Её украшает множество высеченных балконов, пояса из надписей и арабесок. Собственно, арабский стиль здесь имеют только орнаменты и галереи. Башня была построена Кутбуддином (по крайней мере, он завершил её строительство), откуда происходит и название её монумента, — Кутабминар, или сокращённо, — Кутаб. Под этим именем башня и известна в Европе. Особенность формы монумента указывает на то, что проектировалась она индусским архитектором. В Индии эта башня считается чудом. Господин Гарсин де Гаси цитирует один из важнейших манускриптов, принадлежащих Саиду Ахмад Хану: недалеко от Кутаба можно увидеть руины мечети. Некогда она была индусским храмом. Строительство её датируется 587-м годом хиджры (мусульманского летоисчисления, или 1191 г. н.э.).
На территории комплекса Кутаб Минар стоит одно из самых загадочных в мире сооружений: знаменитая семиметровая Железная колонна, отлитая в IV веке н.э., и нержавеющая вот уже более 1500 лет. Существует старинное поверье: у того, кто станет спиной к колонне и сведет за ней руки, исполнится самое заветное желание. Индийцы не случайно наделяют эту колонну чудодейственной силой. Она действительно обладает уникальным свойством: железо, отлитое 15 веков назад, не ржавеет. Как сумели древние мастера создать химически чистое железо, которое трудно получить даже в современных электролитических печах? Как удалось в IV веке отлить металлическую колонну высотой в 7 метров и толщиной в обхват? Объяснения этому чуду наука не знает. Некоторые ученые считают Железную колонну редчайшим свидетельством материальной культуры давно исчезнувшей древней цивилизации, другие склонны видеть в ней "завещание звездных пришельцев", зашифрованное послание неведомых существ, некогда посетивших землю и оставивших эту колонну как "воспоминание о будущем".
Более полутора тысяч лет назад в Индии была изготовлена железная колонна весом в 6,5 т, высотой 7,3 м, диаметром у основания 41,6 см, у верха 29,5 см. Она стоит на тропическом солнце, под дождями 15 столетий, но не подверглась ни малейшей коррозии. Судя по всему, она когда-то была пьедесталом крылатого бога Гаруды в храме Вишну в Аллахабаде, затем украдена исламскими "коллекционерами" из этого храма и добавлена в качестве трофея в Кувват-уль-Ислам. Колонна сделана из чистого железа, которое даже сегодня может быть получено только в небольших количествах путём электролиза. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона говорится, что "железная колонна раджи Дхавы (начало IV в. н.э.) поставлена в память победы над народами Средней Азии, о чём гласит находящаяся здесь санскритская надпись".
Надпись на колонне сообщает, что она была привезена и поставлена на этом месте во время царствования Самандрагупты, который жил с 330 по 380 гг. н.э В 1961 году колонна была химически обработана с целью предохранения от коррозии и установлена в каменный пьедестал, в котором она стоит по сей день.
За период более чем 1600 лет редкие изделия из железа сохранились до наших дней. На поверхности колонны ни одного видимого пятнышка ржавчины . До последнего времени считалось, что если колонна, омываемая дождями, росами и обдуваемая ветрами, не ржавеет, значит, она сделана из чистого железа. Других объяснений не находили.

1.2. Цитадель туглаков

На каменной платформе, протянувшейся между Бадарпуром и Фаридабадом, возвышаясь над окружающим сельским пейзажем, стоит Туглакабадская крепость. Правильно названная “гигантским фортом старого пуштунского полководца”, эта крепость своими тяжёлыми арками, бастионами и высокими стенами резко контрастирует с утонченными линиями зданий, существовавших на территории Дели до и после правления Туглаков.

Крепость построена в 1321—1325 гг. основателем династии Туглаков “пуританином” Гийасуддином Туглаком для защиты от участившихся монгольских набегов.

Сегодня от города Туглакабада остались одни руины, но картину прошлого этого сооружения можно легко восстановить. Периметр стен крепости составляет 6,5 км, высота – местами до 22 м. Слева от главного входа в цитадель можно найти остатки дворца Гийасуддина, который был построен из золочёных кирпичей и на солнце сверкал так сильно, что долго любоваться им было невозможно.

В черте крепостной стены имеется ряд подземных помещений, в которых ныне селятся лишь змеи да дикие зверьки. Здесь, немного ниже уровня земли, в прекрасно обставленных покоях жил Гийасуддин Туглак. Подземный дворец состоял из восьми комнат. В потолке каждой комнаты имелось отверстие для доступа воздуха. В других помещениях под землей располагался гарнизон крепости.

Интересны сохранившиеся до наших дней подземные торговые ряды с тяжёлыми сводами. Каждая лавка когда-то закрывалась такой же тяжёлой, массивной дверью. Углубления для запоров и засовов, оставшиеся в стенах, говорят о том, что в городе не всегда бывало спокойно. Грабежи были обычным явлением, но преступников горожане карали сурово. Свидетелем такого жестокого суда и по сей день стоит кровавая башня, с которой воров и грабителей сбрасывали вниз на площадь.

Стены Туглакабада строились из массивных каменных блоков, которые обтёсывались здесь же. С внешним миром этот город связывался 13 воротами. Внутри форта было ещё трое ворот, а также семь резервуаров для воды. В южной части, непосредственно перед главным входом в крепость, располагался самый большой бассейн, сейчас пересохший, который обычно называли “слоновьим озером”, так как он использовался для купания слонов.

Примечателен в инженерном плане 10-ярусный резервуар для хранения питьевой воды глубиной до 15 м. Запасов воды в нём хватало для полного обеспечения населения города. Сегодня стены резервуара кое-где разрушены, он почти наполовину засыпан землёй и всё-таки поражает своими внушительными размерами, смелым инженерным решением и техникой исполнения. Говорят, что, когда однажды в этот полузасыпанный бассейн случайно попал тигр, выбраться из него он не смог.

В остальном Туглакабад состоял из цитадели, дворцов и городской площади. Разрушенные дома и ровные улицы внутри крепостного города можно увидеть и сегодня. Впрочем, один из домов (предположительно, дом купца) с аккуратно вымощенным двориком сохранился почти полностью. Совершенно очевидно, что Туглакабад был построен “на скорую руку”, так как правление Гийасуддина продолжалось только четыре года (1321-1325 гг.).