Смекни!
smekni.com

Религиозный туризм Индии (стр. 6 из 8)

“...Если где-нибудь на земле существует рай, то он здесь, он здесь, он здесь...”,—это строки стихов персидского поэта Садилла Хана, высеченные на одной из колонн Диван-и-Кхаса (Зала частных аудиенций). Когда-то эту надпись сделал известный каллиграф Рашид, украсивший стройную вязь четверостишия настоящим золотом.

Потолок зала поддерживается тридцатью двумя резными колоннами, которые во времена величия форта были украшены драгоценными камнями. В Диван-и-Кхасе потолок был также серебряным и оценивался в 3 млн. рупий — огромная по тем временам сумма.

Здесь стоял вошедший в легенды Павлиний трон, увезённый в 1739 г. персидским шахом Надиром. Французский ювелир Жан-Батист Тавернье так описывал трон: “Создавали Павлиний трон в течение семи лет. Его верхняя часть украшена рубинами, бриллиантами, изумрудами и голубыми сапфирами. Основа Павлиньего трона — стилизованное дерево из резного золота, покрытого эмалью. На одной из веток сидит павлин, весь в драгоценных камнях и жемчуге”. О фантастической стоимости трона можно судить хотя бы по тому, что самый крупный рубин весил 100 каратов, а внутрь рубина была вставлена 50-каратная жемчужина. Украшением трона был бриллиант “Кохинур” весом в 80—90 каратов.

С Диван-и-Кхасом связаны многие памятные события истории двора Моголов. Сюда Аурангзебу принесли головы его братьев — Дара и Мурада. Здесь же, не ведая, что творят, ничтожные потомки Моголов передали англичанам 37 деревень и даровали право беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Тут состоялся суд над императором Бахадур Шахом, участвовавшим в восстании 1857 г.

С северной стороны от Диван-и-Кхаса возвышаются три связанных друг с другом мраморных павильона: Тасбикхана(зал для совершения молитв), Кхвабгах (спальная комната) и Байтхак (гостиная).

Зал молитв и прилегающая к нему спальня разделены резной решёткой, в центре которой изображены весы правосудия, полумесяц и звезды. За этой решёткой обычно сидел придворный рассказчик и, тихо напевая сказки, убаюкивал отходившего ко сну императора.

Рядом с Диван-и-Кхасом расположено ещё одно сооружение. Это — Хамам, или королевские бани. В первой комнате, выходящей окнами к реке, раздевались. Во второй находились бассейны для горячей и тёплой воды, в которых растворяли духи и благовония. Резные окна банных помещений были украшены разноцветными венецианскими стеклами. В третьей комнате располагалась своего рода парная.

Немного восточнее спальной комнаты Кхвабгах стоит башня Самман Бурдж. Её купол когда-то был покрыт золотом. На восходе на верхнюю площадку поднимался император и совершал утренний намаз.

Рядом с банями находится построенная в 1662 г. императором Аурангзебом беломраморная Моти Масджид (Жемчужная мечеть). Первоначально над ней возвышались золочёные купола, но после сипайского восстания 1857 г. из-за сильных разрушений их пришлось заменить мраморными.

В северном углу крепости сохранились два изящных павильона, носящих названия месяцев сезона дождей — Саван и Бхадон (июль-август). В стенах этих сооружений были скрыты резервуары для воды. Проходя по внутренним нишам, вода падала с потолка, и создавалось полное впечатление дождя.

Но вот солнце клонится к западу, и лучи его отражаются в куполах мечетей, подсвечивают находящуюся в восточном углу башню Шах Бурдж, где императоры вели секретные беседы с министрами, бросают золотой отсвет на розовые стены Красного форта.

Каждый вечер здесь проводится первое в Азии светозвуковое представление об истории крепости со времени её создания до наших дней. Сейчас представления “Звук и свет”, как говорят специалисты, наиболее впечатляют в делийском Красном форте, у египетских пирамид и в Версале. Стереозвуковая техника XX века и разноцветные прожекторы помогают воссоздать перед зрителем живую картину былых столетий. Голос выдающегося сына Индии Дж.Неру эхом отдаётся у стен Лахорских ворот, где на ветру развевается флаг независимой Индии.


Чандни-Чоук одно из самых колоритных мест на Востоке, пульсирующая улица-базар, где можно купить всё, начиная с булавки и кончая бриллиантами. Длина Чандни-Чоука около 3,5 км.

Среди многочисленных джайнистских храмов индийской столицы наиболее крупным является храм Дигамбар Джайн, стоящий слева при въезде на Чандни-Чоук. По существующему поверью, он был основан одним из богатых джайнов-придворных Шах Джахана и не подвергся налётам мусульманских завоевателей.

Лестница ведёт в главный зал храма, где имеется множество изображений джайнистских святых: основателя религии Махавиры, Чандапрабху, Параснатха и многих других.

При храме содержится птичья больницауникальное учреждение, единственное во всей Северной Индии. В больнице несколько “палат”, где лечат различных представителей пернатых: голубей, попугаев, воробьев, домашних птиц и даже ястребов. Выполняя предписания Махавиры о сохранении всех животных и насекомых, даже комаров и клопов, содержатели больницы по окончании “курса лечения” не возвращают птиц их хозяевам, а по воскресеньям выпускают постояльцев на волю. Птицы-калеки остаются в больнице пожизненно. На крыше храма и больницы всегда можно увидеть множество пернатых. Это — бывшие пациенты, не желающие покидать столь гостеприимный приют. Единственное животное, которому в силу чрезвычайно мирной натуры дарована привилегия лечиться здесь, — это кролик. Если птица или кролик погибают, их прах опускается в реку.

Часть района, простирающаяся от Эдвард парка до мечети Джама Масджид, называется Урду-базар, или Военный базар. Далее следует Пхуль-ки-Манди(Цветочный рынок) и лишь после этого собственно Чандни-Чоук.

Перед въездом на улицу Дариба когда-то стояли Кровавые ворота, названные так из-за жестоких зверств солдат Надир-Шаха. Через эти ворота 14 сентября 1857 г. прошли войска англичан, которые с не меньшей жестокостью, чем Надир-Шах, подавляли восстание индийского народа.

С террасы мечети Сонехри (Золотая мечеть), стоящей напротив известного Делийского фонтана, разгневанный персидский завоеватель Надир Шах наблюдал за массовой резней делийцев (1739 г.). Современники писали, что “кровь текла, как вода в муссон, вдоль каналов Чандни-Чоука и Дарибы”.

Если вы проедете здесь ночью, то высоко в небе увидите красный огонёк, горящий на вершине купола сикхского храма гурудвары Cuc Гандж. История этого святого для всех сикхов места такова. Отказавшись принять ислам, сикхский гуру Тегх Бахадур начал открытую борьбу с Аурангзебом. Император поставил перед гуру условие: либо последний совершит какое-нибудь чудо, либо перейдёт в ислам. На это Тегх Бахадур ответил Аурангзебу: “В мире чудеса творить может лишь Всевышний. В магометанство я не перейду. Ты можешь отрубить мне голову и тогда увидишь чудеса, совершаемые богом”.

По преданию, после казни (11 ноября 1675 г.) посыпались молнии, ударил гром, поднялся сильный ветер. Под покровом бури один из учеников гуру и перенёс его голову туда, где сейчас находится гурудвара Ракабгандж (Нью-Дели). Место, где Тегх Бахадур был обезглавлен, почитается святым. Здесь же — срез дерева, под которым состоялась расправа с непокорным вождём сикхов. Гурудвара на Чандни-Чоук считается главной в Дели и второй по значению в Индии после Золотого храма в Амритсаре (Пенджаб).

С другой стороны улицы — центральная баптистская церковь, самый ранний христианский храм, основанный в 1814 г. и построенный незадолго до сипайского восстания 1857 г.

Завершается улица мечетью Фатехпури. Высота минаретов этой мечети 32 м. Она была построена в 1650 г. на деньги одной из придворных дам Шах Джахана Бегам Фатехпури. По своему значению эта мечеть - вторая в Дели после Джама Масджид. Внутри имеется просторный молельный двор, украшенный белым и чёрным мрамором.

Немного в стороне от улицы Чандни-Чоук стоит величественное и одновременно очень изящное сооружение. Это широко известная и одна из самых крупных в мире мечеть Джама Масджид (Пятничная, или Соборная мечеть), которая поражает законченностью и необычностью своей архитектуры. Если вам доведётся подъехать к ней ночью со стороны узких улочек Старого Дели, вы увидите, что белоснежные мраморные купола как бы висят в воздухе (высота боковых минаретов достигает 41 м). Если вы сумеете уговорить служителей мечети, то, поднявшись наверх, увидите захватывающую панораму города.

35 ступеней ведут к центральному, восточному входу в Джама Масджид. Высшая точка мечети находится на высоте 61,3 м. Внутри — просторный молельный двор площадью в 400 кв. м. Для верующих эта мечеть имеет особое значение. Здесь хранятся бесценные реликвии мусульманского мира: тапок пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги в камне, глава Корана, якобы написанная под его диктовку, рыжеватый волос из его бороды и осколок надгробья, когда-то стоявшего над могилой пророка.

Строительство мечети было начато в 1650 г. императором Шах Джаханом. Более 5 тыс. рабочих участвовало в сооружении главной мечети Великих Моголов. В 1658 г. она была торжественно открыта Аурангзебом.

Приблизительно в 800 м от этой жемчужины Дели у Туркменских ворот стоит едва заметная среди нагромождения домов мечеть Калан Масджид, или Кали Масджид, называемая так из-за чёрного цвета стен (“кали” в переводе с хинди означает “чёрная”). Мечеть была построена в 1386 г. министром Фирузшаха Ханом Джаханом, перешедшим из индуизма в магометанство. Калан Масджид — типичный образец архитектурного стиля поздних Туглаков.