Смекни!
smekni.com

Русский язык и русская национальная наука - объекты информационной атаки (стр. 8 из 13)

Категорическое неприятие феноменологического способа локализации познавательной ситуации посредством принципа дополнительности и, соответственно, соотношений неопределенностей формулирует, например, последовательный носитель ноуменологической рациональности, канадский физик и философ Марио Бунге. Квантовомеханические соотношения неопределенностей времени и энергии, интерпретированы Бунге как соотношения средних стандартных отклонений времени и средних стандартных отклонений энергии квантовомеханической системы. Для М. Бунге очевидно, что в такой интерпретации, а иной он не принимает, они излишни в хорошо аксиоматизированной квантовой механике. В этой теории время t не является динамической переменной, подобной координате или импульсу. “…В отличие от последнего t не "принадлежит" (не относится к) частной рассматриваемой системе, а является общим (по крайней мере, локально). … (Время - С.Ш.) не является свойством системы в той же степени, как ее масса или спин. Иными словами, t не принадлежит к семейству операторов в гильбертовом пространстве, ассоциируемом с каждой парой: микросистема - ее окружение. Поэтому t не является случайной переменной, с ней не ассоциируется никакое распределение вероятностей. Следовательно, ее разброс исчезает однозначно… (к тому же разброс по энергии исчезает, когда система случайно находится в собственном состоянии оператора энергии). В результате вопрос о разбросе энергии снимается”.83

Подобного рода интерпретации основаны на классических (ноуменологических) представлениях о наиболее фундаментальных атрибутах бытия: о времени и пространстве. В классической физике, кстати, и в неклассической - тоже, время является независящей от организованной в систему материи “параметром”. Однако, интерпретации на основе подобного представления времени оказываются бесплодными в столкновении с множеством экспериментальных данных из квантовой области. Как, например, интерпретировать уширения линий излучения лазера, имеющие место именно благодаря соотношениям неопределенностей времени и энергии. Но подобного рода уширения спектральных линий наблюдаются при взаимодействии излучения с веществом именно как эмпирический факт, точнее, - один из множества подобных фактов. Что с ним делать? Убрать из области применимости квантовой механики и переместить их в иную область. И современная “русская” физика, выстраиваема на базе синтетической рациональности, дает ответ на вопрос: куда “переместить” физические данные о взаимодействии излучения с веществом?

Принципиально различная языковая практика исследователей-физиков, носителей ноуменологического, феноменологического и синтетического типов рациональности предопределила эволюцию проблемы взаимодействия электромагнитного излучения с веществом. В классической физике, - физике ноуменологической рациональности она изучалось термодинамикой. Решение так называемой “ультрафиолетовой катастрофы” вывело исследование данной проблемы в квантовую механику. Это была принципиально новая познавательная область, получившая не только ноуменологическую, но и феноменологическую, доминировавшую в физике ХХ века копенгагенскую интерпретацию.84 Отметим еще раз, что ноуменологическая(ие) и феноменологическая(ие) интерпретации квантовой механики, возможно подпитывая друг друга, жестко между собой конкурировали.

Кризис физического знания, обнаруживший себя на излете столетия как кризис феноменологического рационализма, открывает перспективу переинтерпретации проблемы взаимодействия излучения с веществом на базе синтетического (интуитивно-синтетического) типа рациональности. Контекст русской языковой практики оказался естественным фоном для идей организации и самоорганизации систем, включающих в свой круг и идею “внутреннего” времени организованной в систему материи. Представление о времени, “генерируемом” самой системой как свое собственное “внутреннее” время, не вписывается ни в ноуменологические, ни в феноменологические интерпретации (парадигмы) квантовой механики. Само это представление генерирует новую физическую парадигму синтетического типа, в рамках которой взаимодействие излучения с веществом есть не кантовомеханическая, но квантовотермодинамическая проблема.

Произошедшие в последние десятилетия минувшего века коренные изменения в понимания времени снимают воспроизведенные выше возражения М. Бунге. Время в синергетических парадигмах становится наблюдаемой динамической величиной, которой имеет смысл и возможность сопоставить оператор в гильбертовом пространстве как любой наблюдаемой физической величине, что и было сделано И. Пригожиным.85 Но это уже не время механики, но время квантовой термодинамики, изначально создаваемой как синтетическая теория в контексте и на основе синтетической (по-русски синтетической) рациональности.

Этнокультурная обусловленность научного продукта становится вполне определенной при переходе познания к предметам, изначально являющимся продуктами творческой деятельности конкретного этноса. Такого рода продуктами являются, например, система воспроизводства народного хозяйства (национальная экономика) или “советская энергетика”.

Отечественная экономическая наука, констатируя парадигмальный кризис экономики (С.Ю. Глазьев), заявила о крахе самой экономической парадигмы.86 По утверждению В.Л. Иноземцева на смену капитализму идет иная общественно экономическая система, вытесняющая экономическую эксплуатацию другими формами эксплуатации, еще более жесткими и более неумолимыми, чем известные в истории. Эта, не совпадающая с марксизмом, концепция “краха капитализма”87 сформировалась как реакция сообщества ученых-экономистов на то фундаментальное обстоятельство современной России, что в нашей стране рухнула система - и не социалистическая система, не советская власть. Россия это то, единственное пока, место на планете, где в 90-е годы минувшего века рухнула экономическая парадигма и где вызревает концептуальное ядро новой, постэкономической парадигмы общественной жизни. Важнейшим условием преодоления капиталистической экономической системы в рамках концепции постэкономизма является, по мнению автора рассматриваемой концепции профессора-экономиста В.Л. Иноземцева, “не устранение эксплуатации или уничтожение товарного обмена плановым хозяйством (как это полагал К. Маркс - С.Ш.), а осуществление необратимых изменений в характере человеческой деятельности, обуславливающих ее трансформацию из трудовой в творческую”.88

Из экономической науки тем самым устраняется непременный для классической (английской) экономики элемент соперничества, а эксплуатация раскрывается как более емкое понятие, обозначающее синергию (содействие) более изощренных и циничных социальных явлений. Обусловленный этой синергией политический контроль над обществом переходит от государства к хозяйственным, “общественным”, конфессиональным, мафиозным и иным организациям. Государство “приватизируется”. Борьба за экономические интересы ожесточается и из сферы противостояния классов смещается в области противостояния центров принятия решений. Проблема принятия решений становится фундаментальной проблемой грядущего мира. Не наследство, а образование, точнее, - правильное решение об адекватно выбранном образовании откроет молодому человеку доступ к высшим уровням принятия решений. “Эра” власти “грамматократов” прошла одновременно с завершением деструктивных фаз “длинного кризиса”.89 Развертывание его позитивных фаз связано с тем, что господствующим классом постиндустриализма становятся “технократы”, т.е. люди, резонирующие на логический тип мышления, а, следовательно, живущие в контексте логической языковой практики, вооруженные философией, идеологией и технологиями постиндустриального управления.

Так вот, оказывается, что постэкономика - это типично русское явление теоретической науки: “… Термин "постэкономический", - говорит В.Л. Иноземцев, - вряд ли получит широкое распространение в англоязычной среде, где не проводится, в отличие от русского или немецкого языков разделения понятий "хозяйство" и "экономика" (Wirtschaft и Oekonomie). Термин "economy" в английском языке охватывает столь широкий круг явлений, что сама гипотеза о возможности выхода за пределы экономики становится в той же мере нереалистичной, какой казалась бы российскому исследователю идея о преодолении хозяйства, а немецкому - об устранении Wirtschaft”.90 Конечно, спустя какое-то время англоязычный мир найдет способы адаптировать в свой интеллектуальный контекст идеи, понятия и выводы постэкономики, соответствующим образом трансформировать свои языковые практики, но и при этом останутся хорошо ощущаемые профессионалами различия смыслов.91 Мы же должны помнить, что появление нового значительного фрагмента науки было обеспечено особенностями именно русского языка, носители которого оказались способными вербализовать принципиально постэкономические ресурсы общественного развития.

Заметим также, что это не первый подобный прецедент в истории отечественной науки. В середине 20-го века, “когда взаимозаменяемость видов энергии, энергопроизводящих установок, транспортных средств и энергетических ресурсов стала осуществимой и экономически целесообразной”92, в русском интеллектуальном контексте сформировалось обширное научное направление - энергетика. Предметом его изучения стал объективно существующий лишь в одном месте планеты - в границах СССР - комплекс, реализующий “сложную совокупность процессов преобразования и передачи энергии от источников получения природных энергетических ресурсов до приемников включительно”.93 Подобного явления, именно как системы энергетики, нет нигде в мире, а в России оно стало возможным благодаря особенностям русской культуры, в том числе, - и русской языковой культуры, уходящей своими корнями в глубокую древность.94