Смекни!
smekni.com

Проблема истины (стр. 2 из 4)

- 12 -

не может быть наукой о бытии, а должна быть наукой о поз-
нании, о границах разума, о его способности к априорному
познанию.
В отличии от предшественников, Кант полагает априор-
ность не только деятельности интеллекта, но и чувств. Это-
априорное созерцание. С помощью априорного созерцания поз-
наются только явления, но не вещи сами по себе. "Вещь в
себе" остается непознанной нами, хотя она сама по себе и
действительна. К мышлению о вещах самих по себе разум по-
буждает незавершенность опыта. В пределах опыта знание мо-
жет расширяться до бесконечности. Но сколько бы оно не
расширялось, мы никогда не познаем вещм сами посебе. В
этом отношении опыт несовершенен."
По мнению Н.К.Вахтомина, Кант различает следующие виды
знания: 1) происшедшие из опыта, 2) происшедшее из общего
правила, которое когда-то было заимствовано из опыта. Пос-
ледние являются априорными, чистыми знаниями. "Из априор-
ных знаний - пояснял Кант-, чистыми называются те знания,
к кторым совершенно не примешивается ничто эмпирическое".
Характер теории познания Канта определил его взгляд на
предмет логики, на основные формы и законы мышления. По
Канту предметом логики являются субьективные формы мышле-
ния, оторванные от материальной, обьективной действитель-
ности. Обосновывая данное положение, Кант писал в своей
работе "Логика" следующее: "Логика есть наука о разуме не
по материи, но по форме, наука "а priori" о необходимых
законах мышления, и не для особых предметов, но для всех
предметов вообще; но не о субьективном употреблении, то
есть не об употреблении по эмпирическим (психологическим)
принципам, не о том, как рассудок мыслит, а об обьективном
употреблении, то есть об употреблении по принципам "a
priori", о том, как он должен мыслить". Развивая эту мысль
дальше, Кант в предисловии к "Критике чистого разума" пи-
сал: "Границы логики совершенно точно определяются тем,
что она есть наука, обстоятельно излагающая и строго дока-
зывающая исключительно лишь формальные правила всякого
мышления (независимо от того, имеет ли оно априорный или
эмпирический характер, независимо от его происхождения или
обьекта, а также от того, встречает ли оно случайные или

- 13 -

естесственные препятствия в нашем духе).
Своими успехами логика обязана только ограниченности
своей задачи, которая дает ей право и даже обязывает ее
отвлечься от всех обьектов знания и различий между ними; в
ней, следовательно, рассудок имеет дело только с самим со-
бой и своими формами".(см. [6],т.3, стр. 145-147)
По мнению С.И.Попова, изложенному в книге "Кант и кан-
тианство", основными чертами кантианской трактовки предме-
та формальной, или общей, логики являются:
1) Общая логика есть основа всех других наук.
2) Общая логика не может быть логикой истины, органо-
ном, то есть орудием познания истины.
3) Она есть канон рассудка и разума, то есть совокуп-
ность принципов, которые учат "правильному, то есть сог-
ласному с самим собой, употреблению рассудка". При этом
Кант подчеркивал, что общая логика служит не для расшире-
ния, а лишь для "обсуждения и исправления" знания, являясь
логикой проверки, логикой последовательности мысли. В ней
мы имеем дело лишь с формой, а не с "материей" знания.
4) Принципы общей логики, то есть правильность связи
мыслей, являются формальными критериями истины.

Для общей Кантовской логики характерно то, что она ни-
чего не заимствует из психологии. Законы общей логики яв-
ляются, по Канту, отрицательными, или формальными, крите-
риями истинны. Поскольку общая логика дает формальную ис-
тинность, Кант называет ее аналитикой.
Но у Канта есть и другая, а именно трансцендентальная
логика. Характерные особенности кантовской трансценден-
тальной логики сводится к следующему:
1) Если общая логика абстрагируется от вопроса о проис-
хождения знания и рассматривает только логическую форму в
отношении знаний друг к другу, то есть форму мышления во-
обще, то трансцендентальная логика должна также исследо-
вать происхождение наших знаний о предметах.
2) Отдел трансцендентальной логики, называемой аналити-
кой, является, как говорит Кант, "логикой истины".
3) Одной из задач трансцендентальной логики являются
обьединение формы и "материи", то есть содержание знания.

- 14 -
- 15 -

том. Следовательно, в силу одного этого словообьяснения,
мое знание, чтобы иметь значение истинного, должно быть
согласным с обьектом. Но сравнивать обьект с моим знанием
я могу лишь благодоря тому, что я познаю первый. Следова-
тельно, мое знание должно подтверждать само себя, а этого
еще далеко не достаточно для истинности. Ведь так как обь-
ект находится вне меня, а знание во мне, то я могу судить
лишбь о том: согласно ли мое знание об обьекте с моим же
знанием об обьекте".(см. [6],т.1, стр. 42-43)
Отстаивая свои взгляды на истиннось мышления, Кант ста-
вит следующие вопросы: 1) существует ли всеобщий матери-
альный критерий истинности? 2) существует ли всеобщий фор-
мальный критерий истинности? На первый вопрос Кант дает
отрицательный ответ, на второй - положительный. С его точ-
ки зрения, всеобщего материального критерия быть не может,
ибо само существование такого критерия он считает противо-
речивым. Обосновывая это утверждение, Кант пишет в "Крити-
ке чистого разума": "Если истина состоит в согласии позна-
ния с предметом, то посредством нее этот предмет должен
быть отличен от других предметов; в самом деле, знание
заключает в себе ложь, если оно не согласуется с тем пред-
метом, к которому относится, хотя бы оно и содержало в се-
бе что-либо такое, что могло бы иметь значение для других
предметов. Между тем всеобщим критерием истины мог бы быть
лишь такой критерий, который имел бы значение для всех
знаний, без различия их предметов. Но так как в таком слу-
чае мы отвлекаемся от всякого содержания знания (отношения
его к обьекту), между тем как истина заключается именно в
этом содержании, то отсюда ясно, что совершенно невозможно
и нелепо требовать признака истинности этого содержания
знания и что достаточный и в то же время всеобщий критерий
истины не может быть дан. Так как выше мы назвали уже со-
держание знания материей, то мы можем выразить эту мысль
следующим образом: требовать всеобщего критерия истинности
знания со стороны его материи нельзя, так как эти требова-
ния противоречивы".(см. [6],т.3, стр. 285-286)
Отвергая всеобщий материальный критерий истины, Кант
считал возможным существование частичного материального
критерия истины, понимая под "материальным" и "материей"

- 16 -

не действительную материю, как обьективную реальность, а
состояние сознания. Этот критерий для Канта состоит в со-
ответствии знания "материи", то есть ощущениям и восприя-
тиям, и поскольку последние не могут характеризоваться
свойством всеобщности, то и "материальный" критерий может
быть лишь частичным.
Отвергая обьективную истину, Кант пытается обосновать
истину формальную. По этому поводу Кант указывает в "Кри-
тике чистого разума": "Что же касается познания со стороны
одной лишь его формы (оставляя в стороне всякое содержа-
ние) ,то ясно, что логика, поскольку она излагает всеобщие
и небходимые правила рассудка, дает критерий истины именно
в этих правилах. То, что противоречит им, есть ложь, так
как рассудок при этом противоречит общим правилам мышле-
ния, то есть самому себе. Однако эти критерии касаются
только формы истины, то есть мышления вообще, и потому не-
достаточны, хотя и вполне правильны. В самом деле, знание,
вполне сообразное с логическою формою, то есть не противо-
речащее себе, тем не менее может противоречить предмету.
Итак, чисто логический критерий истины, именно согласие
знания со всеобщими формальными законами рассудка и разума
есть, правда, condito sine que non, то есть отрицательное
условие всякой истины, но дальше этого логика не может
дать никакого признака, чтобы открыть заблуждение, касаю-
щееся не формы, а содержания".(см. [6],т.3, стр. 327-328)
Таким образом, Кант делает следующий за Аристотелем
шаг. В его учении достаточно убедительно показывается
"субьективный характер истины. Поэтому невозможен всеобщий
критерий истины. Познание мира осуществляется разумом че-
ловека на основе априорных форм рассудка. Процесс постиже-
ния истины должен идти по пути исследования законов разума.