Смекни!
smekni.com

Проблема истины (стр. 4 из 4)

- 22 -

бо существенной критики. ...Сущее, по мысли Вл.Соловьева,
выше всяких признаков и свойств, выше всяких предикатов и
вообще выше всякой множественности. ...Классический образ
мышления требовал равноправного существования также и для
множественности, раздельной, понятной и далекой от превра-
щения в абсолютно непознаваемый нуль, в абсолютное ничто.
Вот это раздельное, доступное пониманию, структурное, от-
носительное, обьединяемое в отдельные относительные единс-
тва, Вл.Соловьев называет бытием в отличие от сущего. Все
дело заключается здесь в том, что должна же существовать
какая-нибудь вещь, если мы ей приписываем какие-нибудь
признаки. Но если она действительно существует, то она вы-
ше своих признаков. По терминологии Вл.Соловьева,эту вещь
и надо называть не просто суммой признаков, или бытием, но
тем, что является носителем зтих признаков, а именно су-
щим, которое в сравнении со всеми своими признаками есть
уже сверхсущее. Отрицать такое "сверхсущее" - значит, по
Вл.Соловьеву, просто отрицать существование вещей, а зна-
чит, и всего мира."(см. [17] стр. 60-61) Таблица катего-
рий, при помощи которой философ хочет резюмировать свою
теорию цельного знания, является большим достижением в
творческой эволюции Соловьева. Философ избегает здесь про-
тиворечивости благодаря тому, что из всех своих триад ос-
танавливается только на одной - сущее, бытие, сущность.
Это же самое тройное деление он представляет еще и в таком
виде: абсолютное, логос, идея. Поскольку, однако, цель-
ность предполагает существование всего во всем, то в каж-
дой из этих трех категорий снова повторяются те же самые
три категории

!-------------!---------------!---------------!----------!

! ! сущее ! бытие ! сущность !
! ! (абсолютное) ! (логос) ! (идея) !

!-------------!---------------!---------------!----------!

! абсолютное ! дух ! воля ! благо !
! логос ! ум ! представление ! истина !
! идея ! душа ! чувство ! красота !

!-------------!---------------!---------------!----------!
"...Сущее как таковое, или как абсолютное, есть дух,

- 23 -

как логос оно есть ум и как идея оно есть душа. Вторая ос-
новная категория, а именно бытие, взятое как абсолютное,
есть воля, как логос оно есть представление и как идея оно
есть чувство. Такое же тройное деление находим мы и в сфе-
ре сущности. А именно сущность как абсолютное есть благо,
как логос она есть истина и как идея она - красота."
(см. [17] стр. 117-119). Истина (и не только с точки зре-
ния Вл.Соловьева) есть стнтез ума и представления.Истина,
по Вл.Соловьеву, для нас возможна " только в том случае,
если мы будем признавать всю действительность, беря ее в
целом, то есть максимально обобщенно и максимально конк-
ретно. Это значит, что истина есть сущее, взятое и в своем
абсолютном единстве и в своей абсолютной множественности.
Другими словами, истина есть сущее всеединое" (см. [14]
стр. 295). "...истина заключается прежде всего в том, что
она есть, то есть что она не может быть сведена ни к факту
нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, что она есть
независимо от того, ощущаем ли мы ее или нет. Познание во-
обще есть относительное бытие субьекта и предмета или вза-
имоотношения обоих, смотря по тому, какой из двух терминов
преобладает, это отношение (познание) является в форме
ощущения или же в форме понятия. Но отношение предполагает
относящихся, и безусловная истина определяется прежде все-
го не как отношение или бытия, а как то, что есть в отно-
шении, или как сущее."(см. [14],т.1, стр. 691)
По Вл.Соловьеву, если существует формальная логичность
непосредственного факта, то это значит, что есть нечто уже
не только формальное, но и содержательное. И если есть
субьективная логичность, то, следовательно, есть и обьек-
тивная разумность. Нельзя мыслить субьекта без обьекта, и
нельзя мыслить субьективной логики, по мнению Вл.Соловь-
ева, без обьективно и творчески действующего разума. Кроме
того, поскольку действительность бесконечна, то бесконечен
и творческий разум, ее отражающий, а поскольку наше мышле-
ние не сразу достигает истины, то оно всегда есть творчес-
кое движение.
На вопрос, что есть истина, Вл.Соловьев дает следующий
ответ: 1) истина есть сущее, или то, что "есть"; но мы
часто говорим "есть" обо многих вещах, но многие вещи сами

- 24 -

по себе не могут быть истиной, потому что если они разли-
чаются друг от друга, так что одна вещь не есть другая, то
каждая в своем различии от другой не может быть исти-
ной,...- они могут быть только истинны, то есть поскольку
все они причастны одному и тому же, которое и есть истина.
Итак, сущее 1) как истина не есть многое, а есть единое.
...Единое, как истина, не может иметь многого вне себя, то
есть оно не может быть чисто отрицательным единством, а
должно быть единством положительным, то есть оно должно
иметь многое не вне себе, а в себе, или быть единством
многого; а так как многое, содержимое единством, или мно-
гоев одном, есть все, то, следовательно, положительное,
или истинное, единое есть сущее, содержащее в себе все,
или существующее как единство всего. Итак, 3) истинно су-
щее, будучи единым, вместе с тем и тем самым есть и все,
точнее, содержит в себе все, или истинно-сущее есть всее-
диное." Таким образом, полное определение истины выражает-
ся в трех предикатах: сущее, единое, все.(см. [14],т.1,
стр. 698-702)
Позиция Вл.Соловьева существенным образом отличается от
позиции Иммануила Канта по проблеме истины (в силу природы
человеческого разума), то по Вл.Соловьеву, разум не распа-
дается на противоречия. Он служит для завершения и полноты
знания, и идеи этого разума даются человеку интуитивно.
Идеей всеединства человек проиобретает связь со всей все-
ленной, становясь ее частью, и в то же время имея ее и в
себе.












- 25 -
- 26 -

жение разработку эстетики у Иммануила Канта. Но нравствен-
но-религиозная направленность творчества Вл.Соловьева зас-
тавляет рассматривать те же проблемы с несколько иной
точки зрения. По Вл.Соловьеву, знание возможно лишь пото-
му, что чувственность оформляется априорными формами рас-
судка. Но априорные формы рассудка трактуются у Канта как
исключительное достояноие человеческого субьекта, а у
Вл.Соловьева они являются обьективно существующими идеями.
Конечно, вещи в себе существуют и у Канта и у Вл.Соловь-
ева. Но у Канта они остаются навеки непзнанными, у Вл.Со-
ловьева они изливаются в конкретный чувственный опыт чело-
века и его оформляют. По Вл.Соловьеву, разум требуется для
завершения и полноты знания, но идеи этого разума даются
человеку интуитивно, так, что возможная здесь диалектика
только открывает человеку сферу высшего познания.
Истина, по Вл.Соловьеву, возможна только в том случае,
если признавать всю действительность, беря ее в целом, то
есть максимально обобщенно и максимально конкретно. Это
значит, что истина есть сущее, взятое и в своем абсолютном
единстве и в своей абсолютной множественности. Другими
словами, истина есть сущее всеединое.
Таким образом, в историческом и философском плане у
данных авторов наблюдается преемственность, углубление и
расширение взгляда на проблему истины. Как мне кажется,
Аристотель, И.Кант и Вл.Соловьев занимали ключевые позиции
в развитии философского знания по проблеме истины. Им при-
надлежит заслуга в определении и условиях применения кри-
териев истины, носящих всеобщий и частичный характер. Исс-
ледование Аристотелем формальных, "обьективных" законов
мышления привело к созданию науки логики, неизменной и по
сей день. Обращение И.Кантом внимания иа законы и формы
постигающего истину мышления, привело к идее непознавае-
мости "вещей в себе", о невозможности дать всеобщий крите-
рий истины. Наконец, последним из рассматриваемых нами фи-
лософов - Вл.Соловьевым, была сделана попытка взглянуть на
проблему истины с нравственных позиций. Его принцип всее-
динства устраняет кантовскую непознаваемость "вещей в се-
бе" и, связывая человека со всей Вселенной, открывает ему
безграничные просторы познания.

- 27 -
ЛИТЕРАТУРА.