Смекни!
smekni.com

Интуиция в процессе научного познания (стр. 2 из 4)

Таким образом в психологической литературе на оснавании обобщения рассказов крупных деятелей интеллектуального труда (ученых, изобретателей), ин-тервью, биографических данных сложилось известное предстовление об основых стадиях мыслительного про-цесса. И это представление являетя по существу от-ветом на вопрос : из чего “слагается” мышление, что происходит от момента принятия задачи, подлежащей решению, до момента выдачи названия ее решения?

Приведем одну из наиболее общих схем организа-ции стадий решения задачи, которая предпологает выделение 4-ех стадий :

1) подготовка (постоновка проблемы);

2) созревание решения (вынашивание);

3) вдохновение (рождение решения, интуитивное

озарение);

4) проверка найденного решения.

Это представление о 4-ех стадийности любой сложной мыслительной деятельности показывает, то как развертывается процесс мышления. Отметим однако, что это схема родилась на основе самоопи-саний, самоанализа мыслительной деятельности круп-ных ученых и изобретателей. Это первый источник знаний об организации самого процесса поиска решения задачи /по 7 стр. 34/.

Вторым источником получения знаний о мысли-тельной деятельности, который расматривается в сово-купности с первым источником и основывается на приведенной выше схеме процесса мышления, являют-ся эксперементально-психологические исследования. Наиболее общими выводами о деятельности мышле-ния, полученных в результате этих исследований и которые представляют интерес для данной работы являются : “1) деятельность мышления состоит не только из процессов, подчиненных сознательной цели, но и из процессов, подчиненных неосознанному

предвосхищению будущих результатов, и процессов фрмирования этих представлений, которые нельзя, естественно, сводить к операциям ; 2) в составе деятельности (т. е. в том из чего она состоит) процес-сы этого второго рода могут занимать больше места, чем собственно целеноправленные действия”/7 стр. 85/.

Таким образом психология научного познания го-ворит нам, что в мыслительной деятельности имеются некоторые неосознанные процессы, связанные с вдох-новением. Далее попробуем более глубже взглянуть на эти процессы и определить место интуиции среди них.

Гл.2. Интуиция - связь с высшим истинным знанием.

2.1. Интуиция как часть механизма мышления.

Конечным продуктом научных исследований являются

научные открытия. Научные открытия разнообразны по

своему содержанию и характеру. В широком смысле слова

открытием является всякий новый научный результат.

Научное достижение обычно связано с образованием

принципиально новых представлений и идей не являю-

щихся простым логическим следствием из известных науч-

ных положений. Каким же образом ученый приходит к

принципиально новым представлениям и идеям, если они

не выводимы из имеющегося налицо научного знания, "а

иногда даже настолько не "вписываются" в него, что

должны казаться, по крылатому выражению Н.Бора, "су-

машедшими"? /4 стр. 156/.

Как уже упоминалось в первой главе, когда ученые

пытаются рассказать о процессе своего творчества, они

редко обходятся без ссылок на "догадку", "озарение",

"прозрение", "переживание". Интуиция - вот что, по

всей вероятности, играет самую существенную, решаю-

щую роль в создании новых научных представлений и выд-

вежении новых идей. "Вот что пишет А.Энштейн об этом:

"Подлинной ценностью является в сущности только интуи-

ция". Что только не называют интуицией! Это и высший,

даже - сверхъестественный дар, единственно способный

пролить свет истины на сокровенные тайны бытия, не-

доступные ни чувствам, блуждающим по поверхности ве-

щей, ни рассудку, скованному дисциплинарным уставом

логики. Это и удивительная сила, легко и просто пере-

носящая нас через пропасть, развернувшуюся между усло-

вием задачи и ее решением. Это и счастливая способ-

ность мгновенно найти идею, которая лишь задним чис-

лом, в поту и муках будет обоснована рассуждением и

опытом. Но вместе с тем это и ненадежный, несистема-

тизированный путь, могущий завести в тупик, безплод-

ная надежда лентяев не желающих доводить свой мозг

до изнеможения наряженными умственными усилиями;

наивное дитя познания, чей бессвязный лепет лишен

ясного смысла и только после бесчисленных поправок

может рассматриваться в качестве информационного

сообщения" /4 стр. 157/.

Чтобы лучше понять, что же такое интуиция и ее

место в научном познании необходимо немного сказать

о предыстории этого понятия. "Развитие естествознания

и математики в ХVII в. выдвинуло перед наукой целый

ряд гносеологических проблем: о переходе от единичных

факторов к общим и необходимым положениям науки, о

достоверности данных естественных наук и математики,

о природе математических понятий и аксиом, о попытке

подвести логическое и гносеологическое объяснение

математическому познанию и т.д. Бурное развитие ма-

тематики и естествознания требовало новых методов в

теории познания, которые позволили бы определить ис-

точник необходимости и всеобщности выведенных наукой

законов. Интерес к методам научного исследования повы-

шался не только в естествознании но и в философской

науке, в которой появляются рационалистические теории

интеллектуальной интуиции/9 стр.9/.

Основным пунктом рационалистической концепции было

разграничение знания на опосредствованное и непосред-

ственное, т. е. интуитивное, являющееся необходимым

моментом в процессе научного исследования. Родоначаль-

ник рационализма Декарт говорил о существовании истин

особого рода, познаваемых "прямым интеллектуальным ус-

мотрением" без помощи доказательства /по 9 стр.10/.

"Для Канта интуиция есть источник знания. И "чистая"

интуиция ("чистая интуиция пространства и времени")

является неисчерпаемым источником знания : из нее

берет начало абсолютная уверенность. Данная концепция

имеет свою историю. Кант взял ее у Плотина, Фомы

Аквинского, Декарта и др." /4 стр.468/.

М.В.Ломоносов выступал против рационализма. Поз-

нание, с точки зрения Ломоносова, осуществляется сле-

дующим образом : "Из наблюдений устанавливать теорию,

через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ

к изысканию правды. Ломоносов вплотную подошел к

проблеме соотношения непосредственного и опосредство-

ванного знания как результатов чувственного и теорети-

ческого познания и оказал огромное влияние на разра-

ботку проблемы интуиции в русской философии/9 стр.21/.

Первоначально интуиция означает, конечно, воспри-

ятие: "Это есть то, что мы видим или воспринимаем,

если смотрим на некоторый объект или его пристально

рассматриваем. Однако начиная, по крайней мере, уже

с Плотина, разрабатывается противоположность между

интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением

- с другой. В соответствии с этим интуиция есть божест-

венный способ познания чего-нибудь лишь одним взгля-

дом, в один миг, вне времени, а дискурсивное мышление

есть человеческий способ познания, состоящий в том,

что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует

времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию"

/4 стр. 468/.

Как вытекает из выше сказанного, на протяжении всей

истории развития представлений об интуиции идет про-

тивопоставление восприятий, т. е. чувственных образов

понятиям, т. е. логически обоснованным утверждениям.

Так может быть место интуиции или ее "специфическое

содержание следует искать в области двух познаватель-

ных процессов: при переходе от чувственных образов к

понятиям и при переходе от понятий к чувственным обра-

зам. Эти два процесса являются качественно-особыми

способами формирования чувственных образов и понятий.

Отличие их от всех прочих заключается в том, что они

связаны с переходом из сферы чувственно-наглядного в

сферу абстрактно-понятийного и наоборот. В ходе их

развертывания могут быть найдены понятия, не выводимые

логически из других понятий, и образы, не порождаемые

другими образами по законам чувственной ассоциации.

Процессам перехода от чувственных образов к поня-

тиям и, наоборот, действительно присущи те качества,

которые чаще всего считаются обязательными признака-

ми интуиции,- непосредственность получаемого о знания

и не вполне осознаваемый характер механизма его воз-

никновения /по 4 стр. 165/.

Далее я приведу описание механизма мышления, взятое

у Купцова В.И./4 стр. 165/, которое для меня представ-

ляет особый интерес, так как очень наглядно показывает

действие интуиции в процессе мышления.

Можно думать, что человеческая мыслительная дея-

тельность имеет "двухплоскостной характер", обуслов-

ленный наличием двух языков, в которых кодируется

циркулирующая в мышлении информация (язык" предмет-

ных генштальтов" и "символически-операторный" язык).

Если в процессах чувственно-ассоциативного, образного

мышления движение мысли идет в плоскости наглядных

образов, а в ходе дискурсивных, логических рассуждений

в плоскости абстрактных понятий, то интуиция представ-

ляет собою "прыжок" с одной из этих плоскостей на

другую. Переходы от чувственных образов к понятиям

(концептуальная интуиция) и от понятий к чувственным

образам (эйдетическая интуиция) различаются направ-

лением этого "прыжка". Перескакивая с плоскости чув-

ственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного,

наша мысль совершает как бы своеобразный "обходной

маневр", она выходит в "третье измерение", чтобы пре-