Смекни!
smekni.com

Интуиция в процессе научного познания (стр. 3 из 4)

одолеть барьеры, преграждающие ей дорогу к новому

знанию при движении в одной и той же плоскости. Этот

"маневр" и позволяет получить такие результаты, какие

нельзя достичь другими средствами (оставаясь все время

в одной плоскости).

На основе элементарных форм концептуальной и эйде-

тической интуиции развертываются специфические меха-

низмы интуитивного мышления, которые вовлекают во

взаимодействие между собой образы и понятия из совер-

шенно, казалось бы, далеких друг от друга предметных

областей. Вступая во взаимодействие эти образы и понятия видоизменяются и перестраиваются, что ведет к возникновению принципиально новых представлений и идей.

Разумеется, реконструкция мыслительных процессов, которые приводят ученого к открытию, наталкивается на большие трудности. Однако на основе гносеологи-ческого анализа историко-научного материала, с учетом данных, накопившихся в психологических ис-следованиях (Гл.1. п. 1.2.), можно указать некоторые механизмы интуитивного мышления, с помощью которых

в сознании ученых формируются новые представления и идеи.

Один из таких механизмов (“творческая концепту-альная интуиция”) состоит в своеобразном взаимодей-ствии между исходным чувственным образом Ои, вспо-могательным чувственным образом Ов и “понятием матрицей”Пм (схема 1). Исходный чувственный образ - это наглядный образ изучаемого объекта, существенные черты которого остаются пока еще неизвестными (а иногда и неверно представляемыми). Пытаясь раскрыть сущность зафиксированных в этом образе явлений, ученый случайно, а может быть и неслучайно, сопос-тавляет его с другим, вспомогательным образом, отражающий достаточно хорошо известный объект (он может значительно отличаться от первого и отно-ситься к совсем другой предметной области), о котором у ученого уже имеется “готовое” понятие (Пм). Приведенное сопоставление, однако, не сводится просто к сравнению двух образов, так как может переходить в некоторое взаимодействие между ними, при котором содержание вспомогательного образа как бы накладывается на содержание исходного образа и даже отождествляется с ним. Таким образом создается возможность “вписать” в мыслительный процесс поня-тие Пм. Вступая, в свою очередь, во взаимодействие с содержанием исходного образа, понятие Пм подвер-гается трансформации, чтобы приспособиться к иному чувственному материалу : с него как с матрицы “снимае-тся” новое понятие П, сходное с ним по своей струк-туре, но отличное от него по “субстрату”, который эту структуру “наполняет”. Это новое понятие П и объясняет сущность объекта, отраженного в исходном образе. Всплывающая вдруг в сознании ученого интуитивная идея является, таким образом, продуктом целого ряда познавательных операций, которые сам исследователь в момент их осуществления не обычно не осознает. Часто и в последствии он не может вос-тановить ход своей мысли. Описанный выше процесс схематически представляется следующим образом :

Схема 1.

Несколько по-иному описывает мыслительную дея-

тельность и показывает положение в ней интуиции Ганс

Селье в своей книге "От мечты к открытию" /10 стр.

249-252/. Как мне кажется, это описание также заслу-

живает внимания. Вот что пишет Селье : "Логика сос-

тавляет основу экспериментальных исследований точно

также, как грамматика составляет основу языка. Однако

мы должны научиться пользоваться математикой и ста-

тистикой интуитивно, т. е. неосознанно, так как у нас

нет времени для того, чтобы на каждом шагу осознано

применять законы логики.

Логика и математика способны даже блокировать

свободный поток того полуинтуитивного мышления,

который является основой основ научных исследований

в области медицины.

Та полуинтуитивная логика, которой пользуется

каждый ученый-экспериментатор в своей повседневной

работе, - это специфическая смесь жесткой формальной

логики и психологии. Она формальна в том смысле, что

что абстрагирует формы мышления от их содержания,

с тем чтобы установить абстрактные критерии непроти-

воречивости. А так как эти абстракции могут быть

представлены символами, то логика может быть также

названа символической (математика). Но в то же время

эта логика честно и откровенно признает, что ее поня-

тийные элементы, ее абстракции в отличии от матема-

тики или теоретической физики являются в силу необ-

ходимости вариабельными и относительными. Следова-

тельно, строгие законы мышления к ней применить

нельзя. Таким образом в размышлениях о природе мыш-

ления нам следует также отвести существенную роль

интуиции. Вот почему в нашей системе мышления пси-

хология должна быть интегрирована с логикой.

Ниже перечислены наиболее важные проблемы, с ко-

торыми предстоит иметь дело этой полуформальной ло-

гике.

1. Формулирование понятийных элементов.

2. Классификация понятийных элементов в соответ-

ствии с их :

а) характеристиками (признаками) ;

б) причиной.

3. Формирование новых вопросов относительно :

а) эволюции характеристик во времени (те типы

понятийных элементов, которые им предшествуют

и те типы, в которые они по всей вероятности

перейдут) ;

б) опосредования причинно - следственных связей

(анценденты, которые предшествуют непосредствен-

ной причине, и консенвенты, которые, по всей ве-

роятности, являются результатом ее действия).

4. Вспышка интуиции, "озарение". Хотя она и под-

готовлена предшествующими операциями, но тем не

менее не может быть выведена из них путем примене-

ния формальной логики.

Обладая глубокими познаниями, трудолюбием и во-

оружившись логикой, можно более или менее осознанно

проложить путь от 1. к 3.а) или 3.б), т. е. именно

ту часть пути, которая представляет собой развитие

ранее сформулированного понятия. Однако только вспы-

шка интуиции, творческого воображения, происходящая

в подсознании, способна преодолеть разрыв между всем

кругом проблем и подлинным открытием - 4.(схема 2)."

Интуиция здесь играет замыкающую, связующую роль и

раскрытие из подсознания такой вспышки в виде осоз-

нанного недостающего, связующего звена является наи-

более плодотворным научным достижением, которое сос-

тавляет основу фундаментальных исследований.

Исходя из рассмотренных выше механизмов мышления,

можно сказать так, что интуиция - это качественный

скачок, который происходит в результате того, что

некоторый, предшествующий ему, количественный объем

логического мышления переходит на качественно-новый

уровень интуитивного озарения. Просто не из ничего

новые идеи не приходят, рождению новой идеи предше-

ствует долгая работа ума. Здесь также необходимо ска-

зать о том, что "фундаментальное открытие не может

совершится без процесса взаимодействия чувственного

и логического познания, осуществляемое действием ин-

туиции. Но это не дает никакого основания, считать

основным и тем более единственным способом получения

нового научного знания. Интуиция - это специфическая

форма познания, определенным образом влияющая на ис-

пользование ученым конкретных научных методов иссле-

дования. Фундаментальные теоретические открытия есть

результат взаимодействия интуиции с методами и прин-

ципами конкретной науки (в физике, например, с аноло-

гией и гипотезой) и экспериментальной проверки полу-

ченных данных" /9 стр. 171/.

Раскрытие закономерностей, определяющих собой

интуицию, - дело весьма трудоемкое, требующее сосре-

доточения усилий специалистов самых различных обла-

стей. В этом существует настоятельная необходимость.

Так как реальное ускорение научно - технического прог-

ресса связано с качественным приращением в первую

очередь фундаментальных, т. е. принципиально новых

(и поэтому заранее не программируемых и не выводимых

только формальным путем), результатов. А здесь неиз-

бежно возникает вопрос о роли интуиции в научном поз-

нании. "Если есть интуиция, то и есть закономерности

на которые она опирается" /4 стр. 170/.

2.1. Развитие интуитивных способностей.

Дальнейшее изучение действия интуиции в механизме

мышления, я вижу в развитии собственных интуитивных

способностей, так как я считаю, что это мне поможет

в моей научно - исследовательской работе, да и просто

в жизни. В связи с этим мне представляется интерес-

ной работа Боно Эдварда де "Рождение новой идеи : О

нешаблонном мышлении"/10/. В этой работе автор ана-

лизирует соотношение "шаблонного и "нешаблонного" мыш-

ления, т. е. пытается решить классическую проблему

соотношения логики и интуиции в познании.

Также в своей монографии Боно Эдвард де дает сле-

дующие основные принципы нешаблонного мышления, кото-

рые "могут быть подведены под 4 очень общие, но

далеко не единственно возможные рубрики :

1) осознание господствующих, или поляризующих,

идей;

2) поиски различных подходов к явлениям;

3) высвобождение из-под жесткого контроля шаблон-

ного мышления;

4) использование случая" /11 стр. 63/.

Раскрывая 2-ой принципы можно сказать словами автора:

"Переход от очевидного способа подход а к явлениям к

менее очевидному требует простого смещения акцента

внимания" /11 стр. 65/. Говоря о смещении акцента вни-

мания я приведу несколько идей, прочитанных мною в

одной из статей из журнала "Путь к себе" : "Вдохните

запах того, что слышите... Услышьте то, что видите...

Увидьте, не глядя. Услышьте в молчании. Ощутите, не

касаясь. Комбинируя ощущения, вы откроете неведомое,

то, что раньше никогда не чувствовали"/13 стр. 44/.

Далее рассматривая 3-ий принцип нешаблонного мыш-