Смекни!
smekni.com

Основные проявления свободы воли командира (стр. 4 из 4)

В-третьих, важной формой использования законов в бою является умение командира заставить противника нарушать требования этих законов. Это может достигаться путем правильного выбора тактики: умелой маскировкой, оборудованием ложных позиций, демонстрацией отвлекающих ударов, неожиданными, нестандартными действиями и др.

Свобода воли командира и принципы военного искусства

Принципы военного искусства — это вытекающие из за­конов войны и законов военной науки наиболее общие, осно­вополагающие и нормативные положения о способах подго­товки и ведения вооруженной борьбы в целях достижения успеха в ней. Они выступают как отраженные и преобразо­ванные в головах людей требования законов войны и боя, как специфическое, проявление этих законов. Но своему характе­ру принципы военного искусства представляют единство объ­ективного и субъективного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законов вооруженной борьбы, абстрагируются от них, а не являются продуктом человече­ского воображения, как пытаются доказать некоторые пред­ставители военной теории субъективно-идеалистического тол­ка. С другой стороны, принципы военного искусства субъек­тивны по форме и частично по содержанию. Они не только отражают содержание законов войны, но и выражают уста­новку, цель деятельности командных кадров и всего личного состава в боевых условиях. Их формулировка — это резуль­тат сознательного творчества людей.

Принципы военного искусства складываются в результате непосредственного отражения законов войны, опосредованно­го отражения одного или нескольких законов войны сквозь призму законов науки, путем абстрагирования боевого опыта людей. Принято выделять группу общих и частных принципов военного искусства. Общие принципы имеют силу для воору­женной борьбы любого масштаба. К ним относятся принципы:

-высокой активности и решительности командира в бою;

-овладения и удержания инициативы;

-заблаговремен­ного создания и умелого использования резервов;

-внезапно­сти действий, учета и полного использования духовного фак­тора;

-всестороннего обеспечения боя;

-твердости и непрерыв­ности управления войсками и др.

Эти принципы требуют от командира четких решений и рациональности при оценке ситуации или выборе того или иного решения.

Частные принципы проявляются в боевых действиях каж­дого рода и вида войск, в различных масштабах и видах боевых действий, в отдельных войнах. Какое место занимают принципы военного искусства в ме­ханизме использования законов воины?

В отличие от законов военной науки, которые лишь кон­статируют наличие существенной связи в вооруженной борь­бе и из которых не вытекают конкретные практические реко­мендации для командира, принципы военного искусства вы­ступают как руководящие положения, общие рекомендации для деятельности командира и процессе подготовки и ведения боевых действий. Принципы военного искусства пред­ставляют собой нормативные правила, которые более непосредственно влияют на поведение командира в бою, чем законы военной науки.

Но принципы военного искусства — это не строго детер­минированные рекомендации. Поэтому процесс их использова­ния и применения носит творческий характер и требует от командира высокого мастерства, компетентности и гибкости мышления.

Основным звеном в механизме использования ко­мандиром объективных законов войны являются боевые уста­вы, наставления, инструкции, в которых конкретизируются, закрепляются требования законов боевых действий, законов военной науки и принципов военного искусства. Уставы и на­ставления являются отражением законов военной науки и принципов военного искусства, в которых, в свою очередь, отражаются законы войны.

Содержание боевых уставов носит объективно-субъ­ективный характер. С одной стороны, боевые уставы отражают объективные положения законов военной науки и принципов военного искусства, с другой — в них собран и обобщен боевой опыт войск и мнения командных кадров, являющиеся элементом субъективного фактора.

В отличие от принципов военного искусства уставы, на­ставления, инструкции, выражая в обобщенном виде требо­вания законов вооруженной борьбы, непосредственно регули­руют боевую деятельность войск и командиров всех степеней на правовой основе. Содержащиеся в них рекомендации о принципах действий войск, способах применения оружия и боевой техники носят обязательный для командира характер, приобретая силу юридического закона для всех военнослужа­щих, и, прежде всего для командира-единоначальника.

Разумеется, уставы и наставления регламентируют дея­тельность командира и войск не абсолютно, а лишь в опреде­ленных рамках, за пределами которых имеется возможность проявления самостоятельности, инициативы и рационального выбора. Боевые уставы, если они базируются на диалектических и подлинно научных основах, не только допускают, но и требуют от командира проявления инициативы и творчества в бою. Ни один боевой устав не может до мельчайших подробностей отражать слож­ное переплетение современного боя. Поэтому самостоятель­ность и инициатива командира в данном случае заключаются в том, что он творчески применяет общие положения устава к конкретным случаям боя. Следовательно, и использование боевых уставов в деятельности командира носит объективно-субъективный характер. С одной стороны, нужно соблюдать требования боевых уставов, в которых закреплены объектив­ные моменты законов боевых действий. С другой стороны, использование положений боевых уставов носит довольно творческий характер и зависит от духовного богатства лич­ности командира, его профессиональных качеств и боевого опыта.

Для командира боевые уставы, кроме того, служат свя­зующим звеном между теорией и практикой военного искус­ства. С одной стороны, боевые уставы обеспечивают переход от законов военной науки и принципов военного искусства к практической деятельности военных кадров, с другой — боевая практика, постоянно развиваясь, обогащает и уточняет ос­новные положения боевых уставов.

Таким образом, механизм использования объективных законов боевых действий предполагает требовательность к законам военной науки, принципам военного искусства, боевым уставам, более всестороннее закрепление этих требований в сознании командира, преобразование их в его внутреннем мире, что требует от него четкого и рационального решения. В этом плане свобода воли командира есть ничто иное, как правильно выверенный алгоритм действий по решению поставленных задач, или иных проблем. Этот процесс объективно-субъективных связей, в конечном счете, и обусловливает боевую деятельность командных кадров. В ней ведущую роль играет объективное (законы боя), но это не исключает, а предполагает активное влияние субъектив­ного, т. е. знаний, навыков, опыта, духовных качеств личности командира, на весь ход боевых действий войск.


Заключение

Итак, просмотрев данный реферат, мы увидели, что свобода воли командира отличается от привычного для нас понятия свобода. В военной жизни интересы работы, службы и государства однозначно стоят на первом плане, и командир в своем решении в первую очередь руководствуется необходимостью, а потом уже всеми другими факторами. Это, собственно, и отличает военного человека от обычного гражданского лица: военный не имеет права отказаться от решения задач своей службы.

Перед нами часто встает проблема выбора, и нам, как будущим командирам, следует глубоко осмыслить, в чем проявляется наша свобода воли. От того, какие решения мы будем принимать, будет зависеть выполнение поставленной перед нами задачи и вся наша дальнейшая служба. И поэтому уже сейчас нам требуется учиться тому, как делать свой выбор и как между многими решениями находить правильное. Осмыслив законы войны, нужды подчиненных, интересы свои и службы, как следует взвесив их и оценив, мы сможем дать разумный и рациональный ответ на поставленную перед нами задачу и выбрать правильный путь ее решения.


Литература:

При написании реферата была использована литература:

«Философия и военное дело», учебник Академии им. Фрунзе

«Хрестоматия по философии» – Киприянов, ВИПС,1999.

Журнал «Ориентир», октябрь 2005.


[1] Выделенным тестом указываются основные тезисы. Далее: курсив- главная идея данного подтекста или чье- либо высказывание.