Смекни!
smekni.com

Специфика научного познания (стр. 1 из 7)

1. Специфика научного познания. Научная рациональность

В целом мы можем говорить о множественности форм познания: научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что когнитивная составляющая в ней является доминантной. выделяют следующие особенности научного познания:
— рациональность научной познавательной деятельности. Традиционно рациональность понимается как преимущественное обращение к доводам рассудка и разума и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений — при принятии решений. Рациональность обычно связана со следованием определенным правилам. Хотя классическая рациональность обычно противопоставляется эмпиризму и сенсуализму, но научная рациональность включает в себя чувственный опыт и эксперимент. Однако, они, в свою очередь, подчиняются доводам и законам научной логики.
— выделение теоретической и эмпирической составляющих научного знания
— понятийная деятельность
— доказательность
— системность

Это позволяет науке выполнять основные познавательные функции:
— описание
— объяснение
— предсказание явлений (на основе выявленных закономерностей)

Выделяют следующие этапы развития представлений о научной рациональности:
— классический S → O (до сер. XIX в.)
— неклассический S ↔ O (до сер. XX в.)
— постнеклассический S →↔ O (по наст. время)

Классическая рациональность связана с дедуктивной моделью (Евклид, Аристотель, Декарт) и индуктивной моделью (Ф. Бэкон). Ее возможности исчерпали себя к середине девятнадцатого века.
Возникновению неклассических представлений о рациональности способствовали как развитие иррациональной философии (во второй половине XIX в.) так и развитие позитивизма.
Постнеклассический этап связан с тем, что проблемы научного познания приобрели новый ракурс в новой парадигме рациональности, в связи в развитием научно-технической цивилизации и выявлением антигуманных последствий такого развития. Это породило активную оппозицию культу научной рациональности и проявилось в ряде подходов школ современного иррационализма. В иррационализме критикуются основные установки гносеологии рационализма за их абстрактный по своей сущности антигуманный характер. В рационализме предмет познания чужд сознанию исследователя. мыслительная деятельность субъекта воспринимается лишь как методика получения конкретного результата. Причем, познающему субъекту не важно какое применение найдет этот результат. Поиск объективной истины в рационализме имеет оттенок антисубъективности, античесловечности, бездушного отношения к действительности. Наоборот, представители иррационализма выступают против разрыва познавательного действия на субъект-объектные отношения. Например, в персоналистической концепции познания (Н. А. Бердяев) — познание рассматривается как вовлечение, как всеохватывающее движение, которое объединяет субъекта со всем окружающим миром. В теорию познания в качестве главного познавательного средства включаются эмоционально-чувственные и эмоционально-волевые факторы любви и веры. Персоналисты подчеркивают личностные, ценностные, эмоционально-психологические моменты познания, наличие в нем моментов волевого выбора, удовлетворения и т. д.

Поскольку позитивизму принадлежит особая роль в развитии методологии научного познания, то рассмотрим это философское течение подробнее. Позитивизм возникает в 30—40- гг. XIX века во Франции. Родоначальник — О. Конт. Позитивизм (от лат positivus — положительный) рассматривается им как высший этап развития мышления, двигавшегося по пути от мифологического, к метафизическому и достигшего высшей ступени — в позитивизме. Позитивизм призывает отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного, реального знания, точного и конкретного. Позитивизм исходит из признания данной, то есть позитивной реальности, того, что поддается проверке эмпирическими или логико-математическими средствами. Эта проверка (верификация) должна носить общезначимый характер. Позитивизм серьезно претендовал на роль «философии науки». Позитивистские системы Конта, Спенсера, Милля — создали определенную научную картину мира, опирающуюся на принцип механического истолкования действительности.
Но развитие квантовой физики на рубеже 19—20 вв. поставил под вопрос механистическую методологию, основанную на принципах ньютоновской физики и разрушил прежнюю картину мира. Под вопросом оказалась и эмпирическая методология научного познания, так как в ходе исследований выяснилась зависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. Интенсивное развитие психологических исследований поставило на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими науками, изучающими человека и окружающий его мир. Стала формироваться новая картина мира. Когда, например, Р. Фейнман развивал идеи о взаимодействиях зарядов без «полевых посредников», его не смутило то обстоятельство, что в создаваемую теорию потребовалось ввести, наряду с запаздывающими — опережающие потенциалы, что в физической картине мира соответствовало появлению представлений о влиянии взаимодействий настоящего не только на будущее, но и на прошлое. «К этому времени, — писал Р. Фейнман, — я был уже в достаточной мере физиком, чтобы не сказать: „Ну, нет, этого не может быть“. Ведь сегодня после Эйнштейна и Бора все физики знают, что иногда идея, кажущаяся с первого взгляда совершенно парадоксальной, может оказаться правильной после того, как мы разберемся в ней до мельчайших подробностей и до самого конца и найдем ее связь с экспериментом». Но «быть физиком» XX в. — нечто иное, чем «быть физиком» XIX в«.
В результате происходящих изменений позитивизм переживает серьезный кризис, который совпадает с кризисом классической рациональности вообще, способствуя таким образом переходу к неклассическим и постнеклассическим представлениям о рациональности.
Возникает вторая стадия в развитии позитивизма — эмпириокритицизм (критика опыта) Э. Мах, Р. Авенариус, которая вскоре перерастает
в третью стадию, в серьезное течение — неопозитивизм, связанное с логическим анализом языка (Б. Рассел, Л. Витгенштейн). Здесь вновь применяется принцип верификации (проверки на истинность), но теперь применительно уже к научным высказываниям и обобщениям, то есть к языковым выражениям. Этот этап внес большой вклад в философское исследование языка.
Четвертая стадия позитивизма неопозитивизм — «критический рационализм» связан с именами К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П Фейерабенда. Характеризуется тем, что предметом изучения стала наука, как целостная развивающаяся система. авторами были предложены различные модели развития науки, основные из них мы рассмотрим в составе следующего вопроса.

2. Научные революции и смена типов рациональности

Рассматривая закономерности развития науки как целостной системы, основоположник критического рационализма К. Поппер пришел к выводу, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и не сводимы к наблюдениям, то есть они не верифицируемы. Поэтому науке нужен не принцип верификации (так как всегда есть соблазн учесть факты, подтверждающие теорию, и не учитывать факты, опровергающие ее), а нужен принцип фальсификации, то есть не подтверждение на истинность, а опровержение истинности.
Принцип фальсификации — это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Поппер утверждает, что наука — постоянно меняющаяся система, в которой постоянно происходит процесс перестроек теории, и это процесс нужно ускорять
Далее эту идею развил Т. Кун, подчеркнувший, что развитие науки производится сообществом ученых-профессионалов, действующих по неписанным правилам, которые регулируют их взаимоотношения.
Главным объединяющим началом сообщества ученых является единый стиль мышления, признание данным сообществом определенных фундаментальных теорий и методов исследования. Эти положения, объединяющие сообщества ученых, Кун назвал парадигмой. «Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения». Каждая научная теория создается в рамках той или иной научной парадигмы.
Развитие науки Кун представляет как скачкообразный революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм.

Период «нормальной науки» с определенной парадигмой сменяется периодом научной революции, в процессе которой утверждается новая научная парадигма и наука вновь на некоторое время находится в состоянии «нормальной науки». Переход от старой парадигмы к новой не может основываться на чисто рациональных доводах, хотя это элемент значителен. Здесь необходимы также волевые факторы — убеждение и вера. Необходимо верить, что новая парадигма достигнет успеха в решении большего круга проблем, чем старая.
Наиболее радикальную позицию в критическом рационализме занимает американский философ П. Фейерабенд. Основываясь на положениях о том, что старая теория рано или поздно опровергается новой, он выдвинул методологический принцип пролиферации (размножения) теорий, который по его мнению должен способствовать критике и ускорять развитие науки: новые теории не должны сопоставляться со старыми и каждая из них должна устанавливать свои собственные нормы. Он утверждает также принцип методологического анархизма, согласно которому развитие науки иррационально и побеждает та теория, пропагандистская деятельность сторонников которой выше.

основные функции философии в научном познании
1. Интегративная (синтетическая) функция философии — системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом. Философское обобщение — это не простое механическое, эклектическое объединение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.Для философии, как и для всей современной науки, характерны именно синтетические, интегративные процессы — внутридисципли-нарные, междисциплинарные, между естествознанием и социально-гуманитарными науками, между философией и наукой, между фор­мами общественного сознания и т. п.2. Критическая функция философии, которая в этой своей функции ориентирована на все сферы человеческой деятельности, — не только на познание, но и на практику, на общество, на социальные отношения людей.Критика — способ духовной деятельности, основная задача кото­рого состоит в том, чтобы дать целостную оценку явления, выявить его противоречия, сильные и слабые стороны. Существуют две основ­ные формы критики: а) негативная, разрушительная, «тотальное от­рицание», отвергающее все и вся; б) конструктивная, созидательная, не уничтожающая все «до основания», а сохраняющая все позитивное старого в новом, предлагающая конкретные пути решения проблем, реальные методы разрешения противоречий, эффективные способы преодоления заблуждений. В философии встречаются обе формы кри­тики, но наиболее продуктивной является критика конструктивная.Критикуя идеи существующего мира, философ критикует вольно или невольно — сам этот мир. Отсутствие критического подхода неизбеж­но оборачивается апологетикой — предвзятой защитой, восхвалением чего-либо вместо объективного анализа.3.Философия разрабатывает определенные «модели» реальности, сквозь «призму» которых ученый смотрит на свой предмет иссле­дования (онтологическаяфункция). Философия дает наиболее об­щую картину мира в его универсально-объективных характерис­тиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Эта целостная система представлений об общих свойствах и зако­номерностях реального мира формируется в результате обобще­ния и синтеза основных частно- и общенаучных понятий и прин­ципов. Философия дает общее видение мира не только в том виде, каким он был прежде (прошлое) и каков он теперь (настоящее). Философия, осуществляя свою познавательную работу, всегда предлагает челове­честву некоторые возможные варианты его жизненного мира. И в этом смысле она обладает прогностическими функциями. Таким образом, важнейшее предназначение философии в культуре — понять не толь­ко, каков в своих глубинных структурах и основаниях наличный чело­веческий мир, но каким он может и должен быть.4. Философия «вооружает» исследователя знанием общих закономер­ностей самого познавательного процесса, учением об истине, пу­тях и формах ее постижения(гносеологическая функция). Филосо­фия (особенно в ее рационалистическом варианте) дает ученому исходные гносеологические ориентиры о сущности познаватель­ного отношения, о его формах, уровнях, исходных предпосылках и всеобщих основаниях, об условиях его достоверности и истин­ности, о социально-историческом контексте познания и т. д. Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов познания в целом. Этим специ­ально занимается философия (точнее — гносеология, как один из ос­новных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирую­щих отдельные стороны познавательного процесса (психология, со­циология, науковедение и др.). Кроме того, любое познание мира, в том числе научное, в каждую историческую эпоху осуществляется в соответствии с определенной «сеткой логических категорий». Переход науки к анализу новых объек­тов ведет к переходу к новой категориальной сетке. Если в культуре не сложилась категориальная система, соответствующая новому типу объектов, то последние будут воспроизводиться через неадекватную систему категорий, что не позволяет раскрыть их сущностные харак­теристики.Развивая свои категории, философия тем самым готовит для есте­ствознания и социальных наук своеобразную предварительную про­грамму их будущего понятийного аппарата. Применение разработан­ных в философии категорий в конкретно-научном поиске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания. Однако, как отмечает современный американский философ Р. Рорти, «мы дол­жны освободиться от представления, что философия (со всей своей«сеткой категорий». —В. К.) может объяснить то, что наука оставляетнеобъясненным»*.5. Философия дает науке наиболее общие методологические прин­ципы, формулируемые на основе определенных категорий. Эти принципы реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, требований, которые субъект по­знания должен реализовать в своем исследовании(методологи­ческая функция). Изучая наиболее общие закономерности бытия ипознания, философия выступает в качестве предельного, самого общего метода научного исследования. Этот метод, однако, не может заменить специальных методов частных наук, это не уни­версальный ключ, открывающий все тайны мироздания, он не определяет априори ни конкретных результатов частных наук, ниих своеобразных методов.Философско-методологическая программа не должна быть жест­кой схемой, «шаблоном», стереотипом, по которому «кроят и перекра­ивают факты», а лишь «общим руководством» для исследования. Не являются философские принципы и механическим «набором норм», «списком правил» и простым внешним «наложением» сетки всеобщих категориальных определений и принципов на специально научныйматериал. Совокупность философских принципов — гибкая, подвиж­ная, динамическая и открытая система, она не может «надежно обеспечить» заранее отмеренные, полностью гарантированные и заведомо «обреченные на успех» ходы исследовательской мысли. В наши дни все большее число специалистов начинают осознавать, что в условиях информационного взрыва, который переживает наша цивилизация, значительное внимание следует уделять методам ориентации в огром­ном фактическом материале науки, методам его исследования и при­менения.6. 0т философии ученый получает определенные мировоззренчес­кие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, ко­торые — иногда в значительной степени (особенно в гуманитар­ных науках) — влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологическая функция).Философская мысль выявляет не только интеллектуальные (рациональные), нотакже нравственно-эмоциональные, эстетические и другие чело­веческие универсалии, всегда относящиеся к конкретным истори­ческим типам культур, и вместе с тем принадлежащие человече­ству в целом (общечеловеческие ценности).7. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при построении теорий (особенно фундаментальных). Эта селектив­ная (отборочная) функциянаиболее активно проявляется в перио­ды «крутой ломки» понятий и принципов в ходе научных револю­ций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным — в зависимости от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руководствуется ученый, и какие имен­но философские принципы он использует. Известно в этой связи высказывание В. Гейзенберга о том, что «дурная философия ис­подволь губит хорошую физику». А. Эйнштейнсправедливо по­лагал, что если под философией понимать поиск знания в его наи­более полной и широкой форме, то философия, несомненно, яв­ляется «матерью всех научных знаний».Если говорить более конкретно, то влияние философии на про­цесс специально-научного исследования и построение теории заклю­чается, в частности, в том, что ее принципы при переходе от умозри­тельного к фундаментальному теоретическому исследованию выпол­няют своеобразную селективную функцию. Последняя заключается, вчастности, в том, что из множества умозрительных комбинаций ис­следователь реализует только те из них, которые согласуются с его мировоззрением. Но не только с ним, а также с философско-методологическими ориентациями ученого. История науки дает тому массу примеров.Философские принципы в качестве селекторов «работают», разу­меется, только тогда, когда встает сама проблема выбора и есть из чего выбирать (те или иные умозрительные конструкты, гипотезы, теории, различные подходы к решению задач и т. п.). Если имеется множество вариантов решения какой-либо частнонаучной проблемы и возникает необходимость выбора одного из них, то в нем «участву­ют» опытные данные, предшествующие и сосуществующие теорети­ческие принципы, «философские соображения» и др.*8. Существенное влияние на развитие познания философия оказывает сутьумозрителъно-прогнозирующей функцией. Речь идет о том,
что в рамках философии (а точнее — в той или иной ее форме)
вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и
т. п., значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. Особенно богатой в этом отношении была натурфилософия, но не только она.Таковы, в частности, идеи античной атомистики, которые стали ес­тественнонаучным фактом лишь в XVII—XVIII вв. Таков развитый в философииЛейбница категориальный аппарат, выражающий некото­рые общие особенности саморегулирующих систем. Таков и гегелев­ский аппарат диалектики, «предвосхитивший» сущностные характерис­тики сложных саморазвивающихся систем — в том числе и идеи синер­гетики, не говоря о квантовой механике (дополнительность, активность субъекта и др.). Указывая на это обстоятельство, М. Борн подчерки­вал, что «многое, о чем думает физика, предвидела философия».Вот почему очень полезным делом является изучение философии (в ее самых различных формах и направлениях) представителями ча­стных наук, что и делали великие творцы науки.9. Философско-методологические принципы — в их единстве — выполняют в ряде случаев функцию вспомогательного, производно­
го от практики критерия истины. Они не заменяют практику как
решающий критерий, но дополняют его — особенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств, невозможно. Так, например, если замечены нарушения со стороны исследователя таких принципов диалектики, как объективность, всесторонность, конкретность, историзм и др., то никакой практики не нужно, что­бы убедиться в том, что выводы, сделанные на такой «основе», вряд ли будут истинными.Воздействие философских принципов на процесс научного иссле­дования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а слож­ным опосредованным путем — через методы, формы и концепции «ни­жележащих» методологических уровней. Философский метод не есть «универсальная отмычка», из него нельзя непосредственно получить ответы на те или иные проблемы частных наук путем простого логи­ческого развития общих истин. Он не может быть «алгоритмом от­крытия», а дает ученому лишь самую общую ориентацию исследова­ния, помогает выбрать кратчайший путь к истине, избежать ошибоч­ных ходов мысли.Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе ис­следования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеоб­щего значения (например, законы, категории, понятия, принципы и т. д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой». В каж­дой из них «властвует философия», ибо всеобщее (сущность, закон) есть всюду (хотя всегда оно проявляется специфически). Наилучшие результаты достигаются тогда, когда философия является «хорошей» и применяется в научном исследовании вполне сознательно.Следует сказать, что широкое развитие в современной науке внутринаучнойметодологической рефлексии не «отменяет» философские методы, не элиминирует их из науки. Эти методы всегда в той или иной мере присутствуют в последней, какой бы степени зрелости ни достигли ее собственные методологические средства. Философские ме­тоды, принципы, категории «пронизывают» науку на каждом из эта­пов ее развития.Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым путь реализации методологической функции философии есть не толь­ко способ решения фундаментальных проблем науки, но и способ раз­вития самой философии, всех ее методологических принципов.

О ДОСТОИНСТВЕ ФИЛОСОФИИ

Согласно Канту, достоинство философии определяется "мировым понятием" о ней, как о науке о последних целях человеческого разума. В контексте вышеприведенного, именно знание конечных целей нашего разума самим человеческим разумом определяет "абсолютную ценность" философии. Следовательно, именно философия как наука, обладающая абсолютной внутренней ценностью, может выступить своеобразным "цензом" других видов знания. Последнее, в свою очередь, будет диктовать, а в системной философии так или иначе диктовало, трехмерную организацию философии как "цензурующей" науки: знания, их систематическое единство, целесообразность данного единства по отношению к конечным целям. Указанная организация структуры философии будет порождать и свою, сугубо внутреннюю проблематику, которую в общих чертах можно определить как несоответствие знаний, взятых систематически, конечным целям.