Смекни!
smekni.com

Физика и философия Дзен (стр. 2 из 3)

Картезианское отношение к природе - это отношение ребенка к игрушке: разобрать, чтобы узнать, что там внутри. Просвещенный Запад переживает пору раннего детства? И как в раннем детстве он уверен, что он всегда прав. Повзрослеет ли?

Вернемся к понятию "научная объективность". Язык, на котором мы говорим, с помощью которого мы формулируем понятия, является ненадежным средством выражения объективности, т.е. полной отстраненности от предмета наблюдения, поскольку он служит лишь для обозначения предмета, но никак не самим предметом. Поэтому наши попытки описать природу в картезианском духе, т.е. научно, объективно имеют с самого начала существенные изъяны. Язык не может служить средством объективности. Рассмотрим, к примеру, некий предмет - камень. Если это просто слово "камень", то он - предмет лингвистики. Но это слово - обозначение определенного тела. Какого тела? Это кусок гранита, мрамора или еще чего? Где он находится? Вмурован в асфальт, лежит на вершине горы? Где камень? И т.д. Таким образом, это все разговор о камне, и разговор этот субъективен. Но камень существует, вот он, я вижу его, я даже трогаю его. Он - объективен. Но вы, читатель, когда читаете эти строки, вы видите этот мой камень? Вряд ли! Рискну сказать - в объективно существующем камне много субъективного. Камень существует независимо от нас, знание о нем априорно. Но любое знание, выражаемое с помощью понятий и слов, субъективно. И мы должны согласиться, что наше объективное знание субъективно. Описывая результат любого эксперимента, мы вынуждены использовать слова, понятия, а следовательно, мы тем самым вносим элемент субъективности. С точки зрения рафинированной объективности здесь не нужны слова: я молча указываю на этот камень пальцем.

Одним из самых великих достижений человечества в уходящем веке несомненно является открытие квантовой механики. Бор, Шрёдингер, де Бройль, Гейзенберг, Паули, Дирак - это имена физиков, трудами которых сделано это открытие. Оно означало, что у незнания отвоевано невиданное доселе по величине поле, физики овладели мощнейшим инструментом познания. Сила квантовой механики необыкновенна. С ее помощью описаны глубочайшие и тончайшие свойства природы. Она обладает огромной предсказательной силой. С ее помощью была предсказана и затем экспериментально открыта античастица - позитрон. Квантовой механикой пронизана вся без исключения физика. Явления сверхпроводимости, сверхтекучести вообще не могут быть поняты без квантовой механики. Практически все наиболее впечатляющие технические достижения типа лазеров, микроэлектроники, систем связи и коммуникации, компьютеров и т.д. были бы невозможны без квантовой механики. Открытие квантовой механики - это высочайшая вершина картезианского подхода к миру. Был совершен грандиозный сдвиг сознания. Но картезианский мир симметричен. Дуализм - характернейшая, неотъемлемая, родовая черта этого мира. Добро и зло всегда здесь ходят вместе. Величайшие достижения оборачиваются величайшим злом. Добро и зло противопоставлены друг другу, и они же не могут существовать друг без друга. Борьба добра со злом - это абсолютно. Доминанта картезианства - это борьба. Один из главных методов картезианства - сомнение. Сомнение предвосхищает борьбу. Сомневайтесь! В споре рождается истина! Величайшее достижение человеческой мысли - квантовая механика, - пожалуй, впервые после долгих лет торжества картезианства в полном соответствии с его доктриной - во всем сомневаться - породила сомнения относительно основной идеи картезианской философии разделения - Бог, мир и я. Соотношение неопределенностей Гейзенберга в квантовой механике говорит о том, что мир и я неотделимы друг от друга. Дуализм между миром и я - это не только противоречие, но и единство. Субъективность в точном соответствии с Бором является, как оказалось, дополнительной к объективности - к научной объективности.

Сомневаться, чтобы познавать. Сомневаться, чтобы низвергнуть догмы. Сомневаться, чтобы идти по пути прогресса. Следовать в соответствии с картезианской философией и идти по пути прогресса - это почти синонимы. Но сомневаться в существовании Бога - это прийти к грубому материализму и коммунизму, что человечество хлебнуло в полной мере, к отрицанию нравственности. Отрицание Бога и нравственности обосновывается еще и технократическим соображением - всё то, что нельзя описать с помощью математической формулы - этого нет вообще, это чушь. Нельзя описать Бога математической формулой, нельзя описать нравственность математическим уравнением, и много чего нельзя описать количественно. Может, как раз это и прекрасно?

Одним из волнительных достижений физики последнего времени можно назвать нелинейную физику. В настоящее время вряд ли она является замкнутой теорией, как механика Галилея-Ньютона или квантовая механика. Однако стало ясно, что мир вокруг нас сугубо нелинеен. Нелинейный мир гораздо богаче линейного мира; можно сказать, что линейный мир, с которым в основном мы имели дело, это частный случай, упрощение, грубое приближение реального нелинейного мира. Макроскопические системы ведут себя линейно только вблизи термодинамического равновесия. Вдали от термодинамического равновесия, в неравновесных состояниях динамическое поведение системы является нелинейным. При наличии внешнего воздействия нелинейная система может спонтанно перейти в состояния с высокой упорядоченностью. В физике появилось новое понятие - синергетика, которая объединяет любые процессы самоорганизации с образованием упорядоченных структур [6-7]. Образование упорядоченных структур, описываемых синергетикой, - это всегда динамический процесс, в котором энтропия уменьшается. Это обстоятельство, однако, не противоречит второму началу термодинамики, утверждающему о безусловном возрастании энтропии в замкнутых системах, т.е. в замкнутых системах система самопроизвольно может стремиться только к равновесию. Системы, в которых возможно образование упорядоченных структур в результате самоорганизации, это всегда открытые системы, обменивающиеся с окружающей средой энергией, веществом, информацией. (Предупреждение для самопровозглашаемых "благодетелей" человечества: построение будущего счастья за железобетонными стенами в отдельно взятом регионе или стране невозможно.) В настоящее время известно огромное количество примеров самоорганизации с образованием упорядоченных структур в физике, химии, астрофизике, биологии и т.д. Важным здесь является то, что биологические структуры - растения, животные и, наконец, сам человек - являют собой образцы высокоорганизованных структур. Наверно, сейчас можно ставить вопрос: что такое жизнь с точки зрения физики? Это трудный вопрос, хотя более трудным является: в чем смысл жизни? Изучение наблюдателем самого себя - можно ли полностью отрешиться здесь от субъективизма, изгоняемого картезианством?

Нелинейные системы отличаются от линейных тем, что в них имеют место точки бифуркации, в которых система имеет возможность выбора: ее дальнейшее развитие может пойти по тому или другому пути. При наличии внешнего воздействия нелинейная система при определенных условиях может перейти не только в некоторое упорядоченное состояние, но и скачком перейти в состояние динамического хаоса (см., например, [11-13]). В качестве таких условий могут выступать значения некоторых параметров, число которых не ограничено, и характеризующих саму систему и взаимодействие с окружающей средой. Неожиданным здесь является то, что хаос может иметь не только статистический характер, а он может зарождаться внутри системы с очень малым числом степеней свободы. Можно сказать, что хаос - это внутреннее свойство нелинейной динамической системы. Существенно, что свойства динамического хаоса отличаются от свойств статистического хаоса. В системе со стастическим хаосом любая информация о начальном возмущении исчезает из-за диссипации в течение определенного времени, называемого временем релаксации. Однако, как оказалось, и в состояниях динамического хаоса малое начальное возмущение определяет асимптотическое состояние системы и при наличии диссипации. Т.е. малое начальное возмущение не исчезает безвозвратно, а определяет вид состояния в бесконечном будущем. Это свойство было названо эффектом памяти [14]. Хотя этот эффект был обнаружен на конкретной простой нелинейной системе - джозефсоновском переходе, - однако есть все основания полагать, что он имеет место в любых нелинейных системах, поскольку все они обнаруживают высокую чувствительность к начальным условиям. В эволюции нелинейных систем проявляется, можно сказать, эффект "бабочки Брэдбери": в известном фантастическом рассказе Брэдбери бабочка, раздавленная в далеком прошлом, полностью изменяет настоящее и, конечно, будущее. Наблюдатель, бесстрастный исследователь, картезианец, коллекционер бабочек, остановись и подумай, прежде чем ты будешь накалывать очередную красивую бабочку! Остановись и подумай о будущем!

2. Кроме картезианского подхода к миру с его доминантной идеей разделения, научной объективности, отделения я от мира и Бога существует давно другая, противоположная картезианству, философия, в которой доминантной является идея единства. Единства я, мира и Бога. Бог во мне, в травинке, в животном, мы - это одно. В восточной философии человек - неделимая часть природы; познание природы - это полное погружение в неё, растворение в ней, и в этом высшая цель человека. В полной мере эта идея единства отражена в философии Дзен [15-16]. Дзен представляет собой одну из ветвей буддизма, получившего широкое распространение в Китае и странах Дальнего Востока примерно с V - VI в. н.э., т.е. через пять веков после проникновения буддизма в Китай и тысячу лет после его возникновения в Индии [17]. Однако, именно здесь буддизм получил дальнейшее развитие, адаптировавшись к менталитету китайцев, воспитанных на идеях конфуцианства и философии Дао. Дзен и является одним из итогов этого развития. В Дзене сосредоточена в концентрированном виде вся философия Востока.