Смекни!
smekni.com

Физика и философия Дзен (стр. 3 из 3)

Главной целью буддизма, и Дзена в том числе, является достижение просветления. Слово "Будда" и означает просветление. Отличие Дзена от других ветвей буддизма состоит в различии путей достижения просветления, которое в Дзене называется сатори. В Дзене главное внимание на пути достижения сатори уделяется не Священным Писаниям, не сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу. Дзен считает, что в принципе любой человек может достигнуть сатори. Дзен верит в чистоту и божественность духа человека. Итак, что такое сатори? Образно говоря, сатори - это умственное озарение, это внутреннее пробуждение сознания, наполненное беспредельной радостью, гармоничностью, красотой мира. Описать сатори словами, понятиями невозможно. Сатори представляет собой переживание глубоко личное, это не знание, достигаемое анализом или сравнением. "О поэзии говорят только с поэтом; только больной знает все нужды больного", - в этом все дело. Человек, не достигший сатори, не поймет, что это такое. Нужен личный опыт, другого пути здесь нет. Дзен указывает путь к сатори. Однако не все могут идти по этому пути. Почему?

Человек живет в мире дуализма, двойственности, различения. В мире борьбы противостоящих друг другу антиподов, борьбы добра и зла, конечного и бесконечного, знания и незнания, подлости и благородства, нищеты и богатства. Эта борьба нескончаема. Является ли эта борьба абсолютной? В чем причина дуализма, двойственности, различения? Можно ли погасить дуализм? Можно ли выйти за пределы мира дуализма? Существует ли "по ту сторону добра и зла"? Эти вопросы возникают вследствие неведения. Дзен считает, что из-за неведения мы идем по неправильному пути и обнаруживаем дуализм в своем собственном существе, что с самого начала не было никакой необходимости в борьбе между конечным и бесконечным, что мир, который мы так страстно ищем, был всегда внутри нас. Мир дуализма, двойственности, различения возникает у человека с того самого момента, как он начинает осознавать себя. По ту сторону добра и зла - это по ту сторону человека, по ту сторону его страданий. Добро и зло не абсолютны. Они - в нас. Дуализм - не абсолютен. Мир сам по себе един. Я - часть этого единого мира. Дуализм - это всего лишь слово, произнесенное мной. Сатори и есть переживание этого единого, целостного мира.

Неразличение, отсутствие дуализма было изначально. Именно поэтому, говорит Дзен, каждому доступно сатори. Именно поэтому, утверждает Дзен, Будда в каждом из нас. Чтобы понять истинную природу человека, нужно освободиться от дуализма. Дзен предлагает особые методы достижения сатори [18]. Это система коанов. Вот некоторые примеры коанов: 1. Один монах спросил Тосана, учителя Дзена: "Кто такой Будда?" - "Три циня хлопка", - ответил тот. 2. Один монах спросил Дзесю: "Что означает приход первого патриарха в Китай?" - "Кипарис во дворе". Коаны - это упражнения, которые предлагают решить непосвященным учителя Дзена. Они на первый взгляд кажутся парадоксальными, бессмысленными. Но это на взгляд непросветленного. Но когда коан понят, то это значит, что понято умственное состояние учителя Дзена и это мгновенно приводит к сатори. Сатори наступает внезапно, как озарение. Коаны ускоряют созревание сознания к восприятию Дзена.

3. Та истина, к которой стремится Дзен, а точнее, к которой он указывает путь, это то, что в обыденном сознании, в мире разграничений и дуализма является необычным и именно поэтому для ее постижения нужны парадоксальные идеи и методы. Физика, изучающая мир, недоступный непосредственному чувственному восприятию, т.е. атомная и ядерная физика, не может не быть парадоксальной, поскольку ее описание основывается на языке классической физики, языке макромира. Правильно поставленный в микромире вопрос должен быть парадоксальным (парадоксальным с точки зрения макро). Чтобы вскрыть реальность, нужно было ставить парадоксальные вопросы.

Объективность науки и субъективность - на самом деле здесь нет антагонизма. Наука объективна в известном смысле, она всегда несет в себе долю субъективности. И доля субъективности в нашем объективном знании будет, несомненно, нарастать. Эта проблема в настоящее время активно обсуждается (см., например, [19-21]). Картезианское разделение после долгого, плодотворного и нелегкого пути будет сменяться синтезом, слиянием, интеграцией мира и познающего ее субъекта. Мир и я - это единое целое, и Бог - как высшая реальность - во мне и в окружающем меня мире. Физика в начале этого совместного пути. В Дзене это сляние было изначально:

Этот старый пруд!

Ныряет в воду лягушка -

негромкий всплеск... [22]

Передать в настоящее время математическими формулами этот негромкий всплеск, летящий к звездам, это ощущение единства с миром невозможно. Да и надо ли?

Каков возможный асимптотический путь физики? Пойдет ли она и дальше по пути объективизма, что подразумевает научность в нынешнем смысле? И тогда мы будем считать, что субъективность - это только дополнительность в смысле Бора к картезианской объективности науки. Или физика сольется с духом философии Дзен и это будет цельное описание Единого? (См., например, [23].) Даже не описание. Будет только это Единое.

Список литературы

[1] Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1989.

[2] Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1990.

[3] Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Механика. М.: Наука, 1973.

[4] Де Бройль Л. Соотношения неопределенностей Гейзенберга и вероятностная интерпретация волновой механики. М.: Мир, 1986.

[5] Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Квантовая механика. Нерелятивистская теория. М.: Наука, 1974.

[6] Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.

[7] Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985.

[8] Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М.: Мир, 1979.

[9] Пригожин И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985.

[10] Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990.

[11] Заславский Г.М., Чириков Б.В. Стохастическая неустойчивость нелинейных осцилляторов// УФН. 1971. Т.105. 1. С.3-29.

[12] Chirikov B.V., Izrailev F.M., and Shepelaynsky D.L. Dynamical Stochasticity in Classical and Quantum Mechanics// Sov. Sci. Rev., Sect. C. 1981. V.2. P.209-223.

[13] Лихтенберг А., Либерман М. Регулярная и стохастическая динамика. М.: Мир, 1984.

[14] Yugay K.N., Blinov N.V., and Shirokov I.V. Effect of memory and dynamical chaos in long Josephson junctions // Phys. Rev. B. 1995. V.51. N.18. P.12737-12741.

[15] Судзуки Д.Т. Основы Дзен-Буддизма // Дзен-Буддизм. Бишкек: МП "Одиссей", Гл. ред. КЭ, 1993.

[16] Уотс А. Путь Дзен. Киев: "София", 1993.

[17] Религиозные традиции мира: В 2 т./ Под ред. H. Byron Earhart. М.: Кронпресс, 1996. Т.2.

[18] Кацуки С. Практика Дзен. Киев: "REFL-book", 1993.

[19] Капра Ф. Дао физики. СПб.: "Орис", 1994.

[20] Капра Ф. Уроки мудрости. М.: Изд. Трансперсонального института, 1996.

[21] Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Прогресс, 1994.

[22] Басё. Из книги "Старый пруд". Классическая поэзия хайку эпохи Эдо / Пер. с яп. А. Долина. СПб.: "Гиперион", 1999.

[23] Таунс Ч. Слияние науки и религии // Диалоги. М.: Политиздат, 1979.