Смекни!
smekni.com

Карст Красноярского края (стр. 8 из 14)

Условия для изучения карста в области неблагоприятные из-за развития четвертичных отложений, мощность которых местами превышает 100 м. Эти отложения маскируют формы доледникового карста, в них развиты многолетняя мерзлота и термокарстовые явления, затрудняющие выявление форм классического карста. Относительно распространен карбонатный неокарст, обычно локализованный в бортах речных долин и тальвегов суходолов. Характерные формы – блюдца, воронки, останцы, щели, рвы, гроты, суходолы и поноры. Известны участки потери стока рек и ручьев, источники с дебитом до 1,0 куб. м/с (Коржуев, 1972; Мирошников, 1962; Пармузин, 1961). Гидрогеологические скважины в окрестностях г. Норильска вскрыли горизонты трещинно-карстовых вод в отложениях силура и девона. Воды ненапорные и слабонапорные, пресные гидрокарбонатные. Они обычно развиты до глубин 150 м, местами до 300 м. Характерные карстовые участки, где проявлены воронки, поноры, кары и ниши – долина р. Каменной (приток Большой Шорихи) в Туруханском районе, междуречье Омнутах – Биллях в Хантайско-Рыбинском поднятии.

Сульфатный неокарст локализован в полосе отложений девона по краю плато Сыверма и наблюдается в долинах рек Норилки, Мокутей, Рыбной и др. Он представлен системой просадочных и провальных воронок, многие из которых заполнены водой. Карстификация карбонатных и сульфатных пород под четвертичными отложениями большой мощности вызвала образование глубоких депрессий (30–70 м), выполненных четвертичным аллювием. Под руслом р. Норилки обнаружены водоносные емкости сечением до 10 м. Нефтепоисковыми скважинами в Туруханском карстовом районе в отложения нижнего кембрия на глубинах до 2500 м обнаружены трещинно-каверновые горизонты, связываемые с погребенным кембрийским карстом. Из этих горизонтов получены притоки соленых вод и рассолов до 0,12 куб. м/с, небольшие притоки нефти и газа (Цыкин, 1990,).

Карстовая область Приенисейской ступени (моноклизы) протягивается в юго-восточном направлении между Енисейским кряжем и Тунгусской синеклизой. Ее длина около 750 км, ширина 100–250 км. В южной и юго-западной частях области обнажены преимущественно карбонатные отложения нижнего кембрия. При погружении под молодые отложения в этих отложениях появляются каменная соль и ангидрит. На большой территории обнажена красноцветная карбонатно-терригенная толща среднего – верхнего кембрия, содержащая слои водорослевого доломита. В центральной и восточной частях развиты отложения ордовика, в нижнем отделе которых преобладают доломиты. В северной и северо-западной частях относительно широко распространены известняки и доломиты нижнего силура, а в Приенисейской полосе – известняки среднего девона.

При общей площади области 96,3 тыс. кв. км карстующиеся породы обнажены на 8,3 тыс. кв. км (8,6% территории). Они разнообразны по литологическим особенностям. Известняки по распространенности уступают доломитам и известняково-доломитовым разностям. По происхождению породы обломочно-хемогенные, обломочно-органогенные, обломочные. Залегание отложений от горизонтального до моноклинального (3–15 град.) и лишь в зонах разломов складчатое.

Выделенные карстовые районы отвечают впадинам и поднятиям нижнепалеозойского яруса платформенного чехла – Бехтинского, Вельминского, Камовского и Иркинеевского блоков, зоны Ангарских складок. Во всех районах фиксируется неокарст, представленный конусовидными и реже колодцеобразными воронками, понорами, суходолами, рвами, отседаниями в бортах долин, щелями и останцами. В отложениях нижнего кембрия карстовые участки известны в долине р. Ангары на отрезке от поселка Иркинеево до поселка Пинчуга (Воскресенский, 1962, с. 352), в долине р. Тагары, в бассейне Енды (притока Каменки), в слоях доломитов среднего – верхнего кембрия – в долине р. Куромба (притока р. Вельмо), в верховьях Кумонда и Тахомо, в междуречье Вельмо, Большого Пита и Камо, в доломитах и доломитовых известняках ордовика – в долине р. Подкаменная Тунгуска (в ее среднем течении), в известняках и известковых доломитах силура – в бассейнах рек Столбовая и Кучумдек (Коржуев, 1972; Пармузин, 1961).

Мел-палеогеновый бокситовый карст локально сохранился в зоне Ангарских складок. Так, на Тагарском железорудном месторождении на контакте рудных метосоматитов с закарстоваными карбонатными породами развиты пестрые глины с аллитами предположительно палеогенового возраста. Они выполняют вытянутую депрессию длиной до 2000 м и шириной до 600 м. В бассейне р. Енды изучены воронко- и котловинообразные депрессии, вмещающие бокситовые залежи Ендинского месторождения и ряда рудопроявлений (Бобров, 1968, с. 123). Возраст отложений меловой. В Бахтинском районе локально развит палеогеновый и меловой карст, отложения которого погребены под ледниковыми и аллювиальными осадочными образованиями плейстоцена. В южных районах есть признаки соляного неокарста. В частности, ряд малых притоков р. Иркинеевой (Билинея, Ерогошага, Бедоба) имеет необычно широкие корытообразные долины, что можно объяснить просадками палеозойских отложений в связи с глубинным растворением каменной соли. Польеобразные заболоченные понижения в верховьях рек Каталанга, Енла, Горбилок, Корда, Олленчимо, видимо, такой же природы. На этой территории известен ряд соленых источников, что свидетельствует о продолжающемся обессоливании отложений нижнего кембрия (Цыкин, 1990).

Наибольшей по площади является карстовая область Тунгусской синеклизы. Она отличается незначительным распространением карстующихся пород на уровне земной поверхности. В краевых частях ее, в долинах и поднятых блоках, обнажаются терригенно-карбонатные отложения ордовика, силура и девона. В них есть слои доломитов и известняков мощностью 10–20 м и более, линзы, прослои и жилы кальцита и гипса. Местами силур сложен карбонатными породами (восточная часть области). В Чадобецком кольцевом поднятии вскрыты карбонатные и терригенно-карбонатные толщи рифея и нижнего кембрия. Площадь карстовой области 985 тыс. кв. км, площадь выходов карстующихся пород 1,1 тыс. кв. км. В соответствии с особенностями геологического строения в периферических частях области выделены 3 карстовых района: Курейский, Тычано-Чадобецкий и Верхне-Вилюйский (последний не входит в пределы края).

Формы неокарста (воронки, рвы, лога) в карбонатных породах локально развиты в бассейнах Чуни, Тычаны, Тайги, Камо (притоки Подкаменной Тунгуски). Воронки чаще наблюдаются по сухим долинам. Бокситоносный карст верхнего мезозоя – кайнозоя хорошо изучен на площади Чадобецкого поднятия. В структуре поднятия размером 50 * 40 км выделяются два карбонатных кольца: внешнее, представленное доломитами и известняками нижнего кембрия, и внутреннее – известняки и доломиты с пачками сланцев верхнего рифея. Во внешнем кольце фиксируются поля воронок, на отдельных площадях сохранился бокситоносный карст, формировавшийся с конца нижнего мела до олигоцена включительно. Бокситами выполнены полье- и воронкообразные депрессии разных размеров. Глубина их от 20–40 до 120–150 м. В отложениях встречены спорово-пыльцевые комплексы верхов нижнего – низов верхнего мела, палеоцена и олигоцена (Лейпциг, Левина, Ясаманов, 1976, с. 128). В Чадобецком поднятии выявлены 2 месторождения и ряд проявлений карстовых бокситов (Цыкин, 1978). Пуньское месторождение состоит из цепочки депрессий глубиной до 80–100 м, выполненных меловыми бокситоносными отложениями (рис. 5). Бокситы залегают на разных глубинах, имеют линзообразную форму залежей мощностью от 2–5 до 50–60 м при размерах от 120 * 80 м до 600 * 400 м. Всего выявлено 36 таких залежей.

Ибджибдекское месторождение по сравнению с Пуньским более сохранилось от размыва и представляет собой польеобразную депрессию глубиной до 150 м со сложной морфологией днища. В ней локализовано 40 залежей бокситов.

Нефтегазоносные карстовые коллекторы обнаружены в бассейнах рек Куюмбы и Юрубчена, где скважины под палеозойским осадочным чехлом вскрыты доломиты верхнего рифея (рис. 6). Это светло-серые, буровато-серые плотные породы мелкозернистой структуры. Их коллекторские свойства объясняются трещиноватостью и кавернозностью. Каверы хорошо заметны в керне и шлифах, они уплощенные, сечением до 8 * 3 мм, связаны с поверхностями напластования и трещин. Рядом скважин из доломитов с глубин 2000–2300 м получены притоки нефти. Таким образом, есть основания говорить о проявлении здесь предкембрийского карста.


Рис. 5. Карта и разрез Пуньского месторождения боксита (по данным Ангарской геологоразведочной экспедиции):

1 – современный аллювий; 2 – пески и суглинки олигоцена – миоцена; 3 – пестрые глины и суглинки с обломками выветрелых траппов; 4 – тела бокситов, выходящие под четвертичные отложения; 5 – то же, под отложениями олигоцена – миоцена; 6 – траппы нижнего триаса; 7 – доломиты нижнего кембрия с воронками неокарста.

(Цыкин, 1990)

Рис. 6. Геологический разрез нижней части осадочного чехла – верхней части промежуточного комплекса по линии Тахомо – Куюмбэ (по данным производственного технологического объединения «Енисей нефтегазгеология»):

1 – траппы; 2 – доломиты с ангидритом и каменной солью; 3 – каменная соль; 4 – доломиты мергелистые; 5 – алевролиты; 6 – песчаники и гравелиты; 7 – доломиты; 8 – окремненные доломиты; 9 – штоки гранитов; 10 – разрывные нарушения; 11 – места притока углеводородов из трещинно-порово-каверных доломитов.