Смекни!
smekni.com

Финансовая система Канады (стр. 3 из 4)

Во многих индустриально развитых странах в 90-е гг. бюджетный дефицит значительно возрос по сравнению с 80-ми гг., соответственно увеличилась доля котируемых государственных ценных бумаг. Для большинства из них процент государственного долга в валовом внутреннем продукте (ВВП) вырос, хотя уже в начале 90-х гг. в Германии и Франции он составил более 20%, в США, Канаде и Японии — более 40%, а в Италии превысил 100%. Между тем отмечался своеобразный бум торговли государственными ценными бумагами. Рост доли государственного долга в ВВП заставил промышленные страны минимизировать стоимость финансирования. В случае уменьшения себестоимости обслуживания долга правительство может обратиться к международным инвесторам и, в частности, к институциональным инвесторам. Либерализация финансового сектора и инновации позволили институциональным инвесторам развитых стран работать по-новому, предоставлять новые услуги и использовать новые финансовые инструменты. Все более широкое распространение получают удобные для индивидуального инвестора акции финансовых посредников и инвестиционных фондов.

К институциональным инвесторам относятся публичные и частные пенсионные фонды, компании страхования жизни и другие страховые компании, взаимные фонды (с открытым доступом), фонды закрытого типа, страховые фонды, доверительные компании, фондации (Fundation), инвестиционные и коммерческие банки и дома (палаты) ценных бумаг. Для иллюстрации роста значимости этой группы инвесторов можно привести следующие цифры: финансовые активы канадских инвестиционных компаний10 составили соответственно в 1990 г. — 30,4, в 1991 — 44,0, в 1992 — 53,7, в 1993 — 82,5, в 1994 — 94,1, в 1995 — 107,0, в 1996 — 143,0, в 1997 — 174,1, в 1998 — 196,7, в 1999 — 207,7, в 2000 — 228,6, в 2001 — 249,6, в 2002 — 270,6, в 200311 — 291,6 млрд долл.12 Финансовые активы канадских инвестиционных компаний (в проценте к ВВП) составили соответственно13: 5,3, 7,5, 9,4, 14,9, 17,1, 18,7, 24,1, 28,7, 33,8, 35,2, 38,8, 42,3, 45,8, 49,314. Пенсионные фонды, страховые компании и взаимные фонды в Канаде, Германии, Японии, Великобритании и США управляли 13 трлн. долл. еще в 1993 г. Для сравнения, капитализация глобального рынка ценных бумаг в тот же год составила 14,1 трлн. долл., а правительственный долг в ценных бумагах семи крупнейших развитых стран был 9 трлн долл.15, что указывает на стремительный рост важности институциональных инвесторов, попадающих под соответствующее регулирование законодательством.

Институциональные инвесторы Канады

В настоящее время характерной формой коллективных инвестиций Канады16 является инвестиционная компания или траст. Ответственность за деятельность коллективного инвестора несет управляющая компания. Она же выполняет функции наблюдательного органа. Юридические и структурные особенности, обеспечивающие деятельность коллективного инвестора в интересах индивидуальных инвесторов, заключаются в следующем: от коллективного инвестора требуется выполнять свои обязанности честно, аккуратно и в интересах взаимного фонда. Общепринятым является законодательный стандарт опеки. Операции со специфицированными участниками запрещены.

Регулирование портфельных инвестиций институциональных инвесторов в Канаде в середине 90-х гг. можно систематизировать следующим образом17:

  • пенсионные фонды: в декабре 1991 г. законодательным путем было запланировано увеличение с 1994 г. максимального количества иностранных инвестиций с 10 до 20%;
  • страховые компании: в июне 1992 г. было изменено максимальное количество иностранных инвестиций «до разумных пределов»;
  • взаимные фонды: установлен 20%-ный лимит на иностранные активы в соответствии с Зарегистрированным пенсионным сберегательным планом (Registred Retirement Savings Plans — RRSP).

Законы некоторых стран разрешают только одну юридическую форму коллективных инвестиций, других государств — более одной18. В Канаде большинство институциональных инвесторов первоначально были организованы в корпоративной форме19, а сейчас, главным образом, как трасты. Трастовая система (Trust System) использует трастовый механизм, базирующийся на нормах англосаксонского права (English Common Law)20. Инвестиционный менеджер несет ответственность за управление портфелем, в то время как независимое доверенное лицо (Trustee) играет важную роль наблюдателя. Однако трастовая система находится в постоянной эволюции. Уже представлено несколько модификаций, которые подталкивают к образованию единой ответственной организации, лучше соответствующей требованиям современной мировой экономики, чем двойная инвестиционная структура «менеджер — доверенное лицо». Канада, где не требуется какой-либо формы независимого наблюдения за финансовым менеджером, пересматривает адекватность текущих мероприятий по управлению, поскольку в структуре большинства европейских рынков индустрия коллективного инвестирования и регуляторы во все большей степени ощущают коллективных инвесторов, включая тех, которые по закону организованы как трасты, чтобы заключать инвестиционные соглашения между инвестиционными менеджерами и инвесторами. Все в большем числе стран корпоративная структура приобретает все бо2льшее значение за счет структуры паевого траста.

В Канаде регулирование бизнеса коллективного инвестирования осуществляется на уровне провинций, хотя Онтарио часто опережает другие провинции в установлении практики регулирования. На рынке работают и трастовая, и корпоративная структуры. В течение двух последних десятилетий ХХ в. канадская система управления экстенсивно пересматривалась как официальными органами, так и промышленными группами, отражая быстрый рост активов коллективных инвесторов. В 1995 г. в докладе Комиссии по ценным бумагам Онтарио (докладе Стромберга21) были предложены рекомендательные юридические требования относительно образования независимого совета или схожего органа с наблюдательными функциями. Также докладчик призвал к созданию независимых аудиторских комитетов и предлагал перейти от строгих запретов к гибким управляющим соглашениям и кодексу лучшей практики для фондовых менеджеров и инвестиционных фондов. В докладе Эрлихмана22, сделанном в июне 2000 г., предложены возможные пути создания надежной структуры управления.

Хотя трастовая структура является испытанной временем формой коллективного инвестирования, следует отметить, что форма паевого траста находится на стадии реформирования почти во всех странах. В Соединенном Королевстве и Ирландии, участниках Европейского рынка коллективного инвестирования, поощряется конвергенция в сторону создания структур, приспособленных к этому рынку. В Австралии недавний пересмотр законов инвестиционного менеджмента привел к фундаментальному изменению природы паевых трастов с единой ответственной организацией, заменившей несших разделенную ответственность инвестиционного менеджера и доверенное лицо. В Канаде система оперирует отлично от других стран, использующих трастовую систему, и многие призывают к базовым реформам.

Кастодиальная система Канады

В течение последних нескольких лет в Канаде отмечается тенденция проводить новые эмиссии и расчеты в бездокументарной форме в виде записей на счетах (Вook-Еntry). В настоящее время почти все облигации выпускаются в форме полностью зарегистрированных глобальных сертификатов (глобальных облигаций) на имя Канадского депозитария и хранятся в нем. Интересы бенефициаров в глобальных облигациях представлены через кастодиальные счета финансовых институтов, действующих от имени собственников, как непосредственно инвесторов, так и посредников — косвенных участников Депозитария. Номинальные держатели бумаг не имеют права регистрировать облигации на свое имя, не получают и не могут получать облигации в документарной форме и не считаются их владельцами, за исключением некоторых оговорок, внесенных непосредственно в соглашение об ответственном хранении глобальных облигаций. Кастодианы этих бумаг получают плату в соответствии с обычной процедурой Депозитария. Расчет по вторичным торгам облигаций со сроком погашения три года и менее трех лет производится в течение двух рабочих дней, а для всех прочих бумаг — трех рабочих дней.

Центральный депозитарий Канады включает Службу расчета по ценным бумагам. Операции в ней стали проводиться в 1981 г. для обыкновенных акций и в 1989 г. — для долговых государственных ценных бумаг. Инструментами являются долговые ценные бумаги, включая правительственные эмиссии, «стрипы»23 и обыкновенные акции. Право собственности на него принадлежит шести основным банкам; пяти трастовым компаниям; Ассоциации инвестиционных дилеров, Фондовой бирже Торонто, Фондовой бирже Монреаля — тремя одинаковыми долями. Оператором является Канадский депозитарий ценных бумаг, расчетным банком — Канадский королевский банк, а участниками системы — регулируемые финансовые институты (в том числе дилеры, банки, трастовые компании, страховые компании, клиринговые и депозитные компании); инвестиционные институты (кредитные союзы, паевые трасты, пенсионные фонды и прочие организации). Ценные бумаги клиентов отчуждаются вместе только дилерами. Не существует федерального регулирующего агентства, но служба надзора финансовых институтов совместно с провинциальными Комиссиями по ценным бумагам и Канадским депозитарием ценных бумаг разрабатывают Меморандум о понимании с целью установить совместные регулирующие процедуры.