Смекни!
smekni.com

Налоговая система Республики Казахстан 3 (стр. 8 из 10)

3.2. Реформирование налоговой системы РК на современном этапе

Исходя из сложившейся на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации на сегодняшний день в Республике Казахстан, концепция налогообложения, в первую очередь, должна решать следующие основные задачи:

- устойчивость и сбалансированность бюджета;

- формирование антиинфляционного механизма и обеспечение стабильности собственности, валюты;

- обеспечение широкомасштабных инвестиций;

- всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

Этот исходный посыл мог бы быть развернут рядом конкретных положений:

1. Налоговая система должна быть фискально надежной и обеспечивать государству решение его социально-экономических задач

2. Налоговая система должна быть, стабильной и понятной налогоплательщику

3. Налогообложение должно быть одинаковым для субъектов хозяйствования всех форм собственности и не зависеть от их организационно-правовой формы

4. Налоговая система должна быть справедливой, а налоговое бремя распределено между налогоплательщиками равномерно

5. Число налогов должно быть сокращено в несколько раз, должны быть упрощены процедуры их взимания

6. Налоговое бремя должно быть снижено, а налогоплательщикам предоставлено право, выводить из-под налогообложения расходы, необходимые для извлечения прибыли, увеличения инвестиционной деятельности, ускорения научно-технического прогресса

7. Следует реально обеспечить защиту налогоплательщиков. Налогоплательщик должен быть всегда прав и законодательно защищен от налогового произвола.

8. Должны быть перекрыты существующие способы легального и нелегального ухода от налогообложения, создана эффективная система контроля за правильностью уплаты налогов

9. Региональные доходные части бюджета, а также органов местного самоуправления должны быть наделены твердыми источниками.

Казахстанская экономика существует в двух измерениях: в официальном, где подавляющая доля ВВП, налоговых и таможенных платежей производится ограниченным кругом крупных предприятий, и в теневом, где вращаются миллиарды долларов, не закреплены права участников рынка и не платятся официальные платежи.

Сложившаяся налоговая система не стимулирует предприятия обрабатывающего сектора промышленности, поддерживая в то же время строительную и сырьевую отрасли экономики. Также налоговая система не стимулирует зарплатоемкие производства с высокой добавленной стоимостью, более того, налоговый пресс на данные отрасли выше, чем на сырьевые. Это стало одной из причин, по которой доля ведущих отраслей обрабатывающего сектора в промышленности (текстильная и швейная, обувная и кожевенная, пищевая отрасли, машиностроение и металлообработка) снизилась в три раза: с 48 до 14%.

Большинство действующих предприятий показывают в отчетности убытки. Для некоторых из них это действительно отражает трудности ведения дел, но многие предпочитают проводить свои операции в тени. Ассоциация таможенных брокеров подтверждает эту ситуацию конкретными цифрами. «Мы обратились в таможенные органы сопредельных стран, – рассказывает председатель ассоциации Геннадий Шестаков. – И выяснили, что ввоз различных товаров в Казахстан на 4 млрд долларов превышает данные, предоставляемые нашей статистикой. Например, только из Китая ежегодно ввозится на 1,5 млрд долларов неучтенных товаров». И это только цены на границе Казахстана, а если считать по ценам «на прилавке», теневой неучтенный оборот составит не менее 8 млрд долларов ежегодно.

При теневом импорте на импортируемые товары не оплачивается НДС, являющийся источником возмещения НДС из государственного бюджета для экспортеров, в первую очередь сырьевиков. Скажем, для теневого импорта из Китая неоплаченный НДС достигает не менее 29 млрд тенге ежегодно. В результате долги бюджета по невозмещенному НДС выросли за пять лет в пять раз и достигли 100 млрд тенге в 2005 году, хотя государственный бюджет в прошлом году возместил НДС экспортерам на сумму около 140 млрд тенге. Складывается парадоксальная ситуация, когда потребители и предприятия несырьевого сектора фактически платят через госбюджет все более возрастающие суммы экспортерам сырья в форме возмещения НДС по нулевой ставке и при этом еще остаются должниками. [13]

Необходимо изменить размер доли добавленной стоимости до 25%, предоставлять льготы всем предприятиям, внедрившим стандарты качества ISO, а не только лауреатам страновых конкурсов качества. Количество лауреатов ограничено единицами, реальная потребность в росте качества продукции казахстанских предприятий является массовой, тем более в свете новой, экспортно-ориентированной стратегии развития бизнеса.

В развитых странах мира ставки налогообложения малого и среднего бизнеса намного ниже, чем в крупных фирмах, так как кроме важной экономической функции малый бизнес несет социальную функцию по созданию занятости и формированию стабильного среднего класса. Предусмотрены также многочисленные налоговые льготы для поддержки экспорта, инвестиционные льготы, открытие производств в депрессивных регионах, льготы по налогообложению доходов, полученных за рубежом. Одновременно с ослаблением налогового бремени по приоритетным направлениям практикуется жесткое администрирование по сбору налогов. Уклонение от налогообложения считается одним из наиболее тяжелых экономических преступлений. Поэтому, например, японская якудза является единственной в мире мафией, платящей налоги, так как наказание за неуплату налогов по любым видам доходов гораздо суровее наказания по выявлению преступной деятельности – любопытный парадокс японской правовой системы.

Казалось бы, в Налоговом кодексе уже заложены механизмы работы по упрощенной декларации, предназначенные для облегчения работы предприятий малого и среднего бизнеса. Однако данный механизм не пользуется особой популярностью. Так, из 40 тыс. предприятий, имеющих ежеквартальный доход до 25 млн тенге, в 2004 году упрощенной декларацией воспользовалось всего 8 тыс. юридических лиц. Бизнесмены, проведя сравнение двух режимов – общеустановленного и упрощенного, выбирают обычный режим, пусть даже и сопряженный со сложной бухгалтерией, так как при этом они платят меньший процент от выручки, чем предлагаемые режимом упрощенного декларирования 3–7% от выручки. Если же введут единую ставку налогообложения для малого бизнеса, например 5%, то для многих юридических лиц, пользующихся режимом «упрощенки», произойдет увеличение нагрузки, так как большинство из них сегодня облагается по нижней ставке в 3%. А для индивидуальных предпринимателей – физических лиц нагрузка вырастет однозначно, так как сегодня они платят налоги по ставке от 3 до 5%. Очевидно, следуя общей логике Послания президента, необходимо принять единую ставку налогообложения для предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, равную 2–3%.

По мнению председателя Налогового комитета Министерства финансов Казахстана Нурлана Рахметова, основной задачей на данном этапе развития налоговой системы является дальнейшее улучшение электронного администрирования: доработка программного обеспечения, дальнейшая компьютеризация налоговых органов, рост пропускной способности каналов связи. Только переход к высоким технологиям, по мнению главного налоговика страны, позволит добиться прозрачности и повышения производительности налоговых органов. Вопрос низкой оплаты труда также актуален – средняя зарплата работника налоговых органов составляет около 23 тыс. тенге.

Однако, согласно опросу, проведенному SertumInternationalSistem по заказу Министерства индустрии и торговли, для предприятий малого бизнеса основными проблемами налоговой системы являются трудность оспаривания неправомерных действий налоговых органов по отношению к предпринимателям, высокие налоговые ставки, жесткие штрафы за малейшие нарушения Налогового кодекса, которые очень легко допустить при сложной многоступенчатой системе отчетности. Таким образом, малый и средний бизнес в Казахстане и официальные налоговые органы все еще живут в разных измерениях, пересекаясь только отчасти.

Инициативы, изложенные в Послании президента – снижение налогового бремени, упрощение отчетности, амнистия выведенных из-под налогообложения капиталов, создают возможность формирования нового взаимовыгодного для государства и предпринимателей формата налоговых отношений. Если, конечно, Налоговый комитет сможет его создать, обратив внимание не только на задачи автоматизации деятельности налоговых органов, но и на конструктивные предложения со стороны предпринимателей.

Законодательным проектом предусмотрены нормы, которые направлены на противодействие незаконному предпринимательству, а также на совершенствование процедур возврата налога на добавленную стоимость (НДС) по экспортным операциям. Говорится в них и об акцизной политике, о теневой экономике.

Правительство предлагает внести изменения по снижению налогового бремени и усилению администрирования.

Авторами дополнительно к изложенным мерам предлагаются изменения, связанные с общим укреплением администрирования. А именно: предоставить право налоговому комитету требовать представления консолидированной отчетности, в частности, по дочерним предприятиям, находящимся за рубежом. Это позволит эффективно устранять схемы уклонения от налогообложения с применением оффшорных юрисдикций. Предлагается публиковать в средствах массовой информации списки недобросовестных работодателей, которые имеют задолженность по обязательным пенсионным взносам. Это позволит, заверяют разработчики нововведений, работникам контролировать действия работодателя.