Смекни!
smekni.com

Конкуренция и ее виды (стр. 6 из 9)

Претерпело изменения и понятие «рынок». В прежней редакции географические границы рынка определялись по административно-территориальному признаку, что, как показала практика, не всегда было верным. В новой редакции Закона предложено сугубо экономи­ческое толкование границ рынка, зависящее не от административного деления территории России, а от границ фактического распростране­ния товара, т.е. от возможности покупателя приобрести товар на соот­ветствующей территории и отсутствия этой возможности за ее преде­лами.

В Закон впервые введено понятие «недобросовестная конкурен­ция», что дает возможность в полной мере применять положения ст. 10 Закона, конкретизирующей некоторые формы недобросовестной кон­куренции.

Претерпели определенные изменения статьи 2-го раздела Зако­на – «Монополистическая деятельность».

Так, запрещаются определенные действия не только хозяйствую­щего субъекта, но и группы взаимосвязанных лиц, занимающихся в совокупности доминирующее положение, которые приводят к огра­ничению конкуренции. Вместе с тем, в новой редакции Закона при оценке последствий того или иного проявления монополизма предус­матривается возможность проведения сравнительной оценки того, насколько проявление той или иной монопольной власти компен­сируется преимуществами, к которым она приводит с точки зре­ния повышения эффективности производства, распределения, ус­луг, технического прогресса, экспорта или импортозамещения, если такие преимущества не могут быть достигнуты менее антиконку­рентными методами. Обязанность доказательства эффекта возложе­на Законом на монополиста. Следует обратить внимание, что даже при отсутствии возможности расчета соответствующих экономических по­казателей антимонопольные органы могут признать определенные действия правомерными, если в силу обоснованных и важных причин это необходимо для национальной экономики и общего блага, кроме того, заранее определены сроки их действия и возможный отказ от их осуществления при нанесении ущерба потребителям или конечным пользователям.

Определенные изменения внесены и в ст. 6 Закона, запрещающую соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ог­раничивающие конкуренцию.

Так, изменен критерий запрета. В новой редакции Закона при за­прещении соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов применен более простой критерий – совокупной доли рынке более 35%. Таким образом, учтена взаимосвязь опасности горизонтальных соглашений по отношению к искажению конкуренции ущербу для потребителей и совокупной доли участников соглашения на рынке. Практика показывает, что наибольшую опасность для рыночной экономики имеют горизонтальные соглашения хозяйствующих субъектов, в совокупности имеющих возможность проявить pыночную власть. В России этот критерий привязан к доле рынка, npeвышающей 35%.

Кроме того, Закон РСФСР «О конкуренции...» в новой редакции, признавая опасность сговоров, запрещает некоторые виды горизон­тальных соглашений, так называемые «картельные соглашения» вне зависимости от результатов расчета того или иного эффекта. Другие виды соглашений, а также антиконкурентные вертикальные соглашения могут быть признаны правомерными, если участники соглашения докажут, что негативные последствия для конкуренции компенсируются положительным эффектом для экономики.

Существенно изменены также положения 5-ой главы Закона «Предупреждение и устранение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках». Этот раздел получил иное название: «Отдельные виды государственного контроля».

Самое лучшее средство от проявлений монополизма – профилактика, поэтому статьи этого раздела в Законе РСФСР «О конкуренции...» наиболее конкретизированы.

Практика применения положений этого раздела позволила отказаться от предварительного контроля за преобразованием хозяйствующих субъектов (изменением их организационно-правовой формы) увеличением их уставного капитала, поскольку указанные действия непосредственно не связаны с ограничением конкуренции.

Механизм предварительного контроля за конкретными случаями концентрации, которые могут привести к ограничению конкуренции на тех или иных товарных рынках, приводится в ст. 17 и 18 Закона.

Антимонопольному контролю при создании, слиянии и присоединении предприятий подлежит не величина уставного капитала потенциального монополиста (как в прежней редакции Закона), a onpеделенная величина активов новой фирмы. Именно этот показатель наилучшей степени характеризует ее возможность проявлять рыночную власть. При этом нижний порог размера балансовой стоимости активов хозяйствующих субъектов при слиянии и присоединении установлен в 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля Антимонопольного комитета, однако, они должны уведомить антимонопольные органы о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации новой фирмы. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкурен­ции, антимонопольные органы в результате проведенного расследова­ния могут потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия конкуренции. Если учредители нового хозяйствующего субъ­екта опасаются антиконкурентных последствий своих действий, они могут обратиться в антимонопольные органы до регистрации и по­лучить надлежащее заключение.

Таким образом, новая редакция Закона существенно упрощает по­рядок регистрации нового предприятия для подавляющего большинст­ва новых хозяйствующих субъектов.

Большие изменения внесены в раздел, касающийся ответственно­сти юридических лиц, их руководителей, индивидуальных предпри­нимателей, должностных лиц органов исполнительной власти и физи­ческих лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Новая редакция Закона в отношении штрафных санкций дает антимонополь­ным органам весьма действенный аргумент в пользу соблюдения за­конов.

Штрафные санкции существенно увеличены, осуществлена их дифференциация. В частности, применение штрафных санкций к на­рушителям антимонопольного законодательства дифференцируется в зависимости от последствий нарушения и экономического состояния нарушителя.

Защита прав потребителей

Государственная защита прав потребителей входит в компетенцию Государственного комитета Российской федерации по антимонополь­ной политике и поддержке новых экономических структур, и его тер­риториальных управлений. В этих целях эти органы осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства Россий­ской Федерации о защите прав потребителей, пресекают монополи­стическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовест­ную конкуренцию на рынке потребительских товаров (работ, услуг), направляют предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам), в случаях обнаружения нарушений прав потребителей накладывают штрафы на хозяйствующие субъекты.

Наложение штрафа не является основной мерой воздействия. Нор­мы Закона Российской федерации «О защите прав потребителей» главным образом направлены на предупреждение и пресечение непра­вомерных действий хозяйствующих субъектов.

При обнаружении оснований для применения Закона в связи с на­рушениями прав потребителей ГКАП России, его территориальные управления должны сначала вступить в переговоры с нарушителем, разъяснить действующее законодательство и постараться, чтобы хо­зяйствующий субъект добровольно устранил нарушения Закона без применения к нему каких-либо репрессивных мер. Однако если это не происходит, то органы по защите прав потребителей возбуждают дело в отношении хозяйствующего субъекта и выдают предписание о прекращении нарушений прав потребителей. В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания на хозяй­ствующий субъект налагается штраф.

Наложение штрафа на хозяйствующие субъекты за неисполнение предписаний входит в компетенцию ГКАП России. Сейчас такое право получили и территориальные управления Комитета.

Предоставленное начальникам территориальных управлений и их заместителям право рассматривать дела и выдавать постановления о наложении штрафа на хозяйствующий субъект дает возможность эффективно и оперативно применять законодательство в целях защита прав потребителей, так как именно территориальные управления более приближены к потребителям.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей, в целях повышения эффективности применения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и усиления роли территориальных управлений ГКАП России разработано Положение о порядке наложения штрафов на хозяйствующие субъекты за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний ГКАП России (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав по­требителей. Положение утверждено приказом председателя Комитета от 23 апреля 1993 г. № 51 и зарегистрировано в Минюсте России 30 апреля 1993 г., регистрационный № 243.

Данное Положение устанавливает механизм наложения штрафа Комитетом и его территориальными управлениями за невыполнение их предписаний.

Положение распространяется на предприятия всех форм собствен­ности. Кроме того, под действие Положения подпадают также граждан, которые не осуществляют самостоятельную предпринимательскую деятельность и зарегестрированы в качестве предпринимателей.