Смекни!
smekni.com

М.М.Богословский и его методология по изучению истории России (стр. 2 из 4)


1. М.М.Богословский: «Учебник русской истории». Москва 1914 год. Стр. 21

- 6 -

в греки». Варяги являлись на Русь и в Византию частью с торговыми, а частью с военными целями. В Константинополе у византийского императора служил также особый отряд телохранителей из варягов.

Русские торговые города, когда их стали тревожить нападения печенегов, начали приглашать к себе на службу варяжские отряды в виде гарнизонов для защиты жителей и для охраны торговых караванов в пути. В XIвеке, когда составлялась летопись, сохранилось уже только отдельное мутное воспоминание об этих неоднократных приглашениях варяжских дружин русскими городами для защиты. Летописец и переделал это воспоминание в виде легендарного рассказа о призвании варягов.

Однако варяжские дружины среди славянских племён не всегда были так мирно настроены. Иногда они действовали вооружённой рукой, завоёвывали города, основывали княжества, в которых их конунги назывались князьями»[1].

Придерживаясь исторических сведений летописи, Богословский предполагает, что одновременно с Рюриком, «сидевшим в Новгороде», в Киеве варяжские конунги, Аскольд и Дир, основали своё княжество. Наиболее видным и выдающимся варяжским конунгом завоевателем был Олег, явившийся родственником Рюрика и опекуном его малолетнего сына Игоря. Далее сообщалось, что Олег, собрав большое войско, двинулся из Новгорода и покорил города по Днепру: Смоленск, Любеч и Киев, приказав убить Аскольда и Дира. Завоевание Новгородским князем Олегом земель по Днепру положило начало русскому государству со столицей Киевом.

Итак, Богословский представил проблему образования Древнерусского государства как завоевательную политику варяжских конунгов относительно славянских племён и русских земель, считая варягов норманнами, а их родину – Нормандией. Таким образом, образование государства было напрямую связано с норманнами и их враждебном отношении к славянам.

Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.

Что касается социального строя Киевской Руси, то Богословский разделял светское общество на три класса: свободных, полусвободных и рабов. Дружинники являлись высшим разрядом свободных людей. Люди, населявшие города, и крестьяне, пахавшие свою землю, носили название смердов и также относились к разряду свободных. Смерды платили князю дань. Класс полусвободных


1. Там же стр. 21 – 22

- 7 -

составляли закупы. Класс несвободных людей (холопы, рабы, челядь) был особенно многочислен в Киевской Руси.

Торговля рабами процветала в ней с древнейших времён.

Экономический строй Киевской Руси Богословский рассматривал как торговые отношения с Византией. Он писал, что излишки дани, собиравшейся натуральными продуктами (мёдом, воском, драгоценными мехами) князья сбывали с рук посредством торговли. Эти товары, включая рабов, князья поставляли на иноземный рынок:

Арабский и византийский. С этих рынков в обмен они получали драгоценные металлы, материи, вина, произведения искусства и продукты обрабатывающей промышленности. В состав торгового каравана входили ладьи с княжескими товарами.

Богословский отмечал, что из-за возникавших торговых недоразумений с Византией, киевские князья вели с ней войны, совершали набеги на Константинополь. Нападения Руси на Византию оканчивались договорами, имевшие характер торговых трактатов.

Политический строй Киевской Руси. Главой государства являлся князь, который «часто переходил из одной волости в другую». Богословский рассматривал следующие причины такого перемещения князей:

1. разделы между князьями волостей по наследству

2. усобицы, когда один князь захватывал волость другого и садился на его место

3. городские вече, которые «призывали к себе желательных князей и удаляли неугодных»[1]

В своей волости князь являлся военным защитником. Он стоял во главе своей дружины и оборонял свою волость от внешних врагов. Также князь держал в своих руках судебную власть: он или сам судил людей или поручал это своим помощникам – тиунам. Богословский замечал, что судебная деятельность князя была для него источником дохода, потому что в пользу князя поступали денежные штрафы, которыми наказывались преступления.

Раздробленность.

Раздробленность Руси Богословский рассматривал как упадок Киевской Руси в конце XIIвека. Киевская Русь в первой половине XIIвека, в особенности в княжении Мономаха и сына его Мстислава достигла высокой степени процветания. Спокойствие, доставленной Руси этими князьями, благоприятно отражалось на торговле. Города богатели, в них возводились величественные храмы, сооружения которых требовали больших затрат и свидетельствовало о том, что у


1. Там же. Стр. 44

- 8 -

русских скопились большие капиталы. Развивалась промышленность, и делало значительные успехи просвещение. Но это процветание Киевской Руси продолжалось недолго.

Выявляя причины упадка Киевской Руси, Богословский остановился на двух из них: княжеские усобицы и нападения половцев.

Войны между князьями сопровождались разорением страны, пожарами, грабежом имущества, уводом пленников и продажей их в рабство. Воевать по понятиям того времени означает опустошать города и сёла, жечь, грабить и брать в плен мирных жителей.

Богословский отмечал, что, рассказывая о каком-либо походе одних князей против других, летопись нередко замечает в заключении, что победители вернулись из похода «ополонившиеся челядинами и скотом», то есть забрали скот и жителей, обратив последних в рабство.

«Вторым несчастьем для Киевской Руси было соседство со степняками. В 1036 году Ярослав нанёс решительное поражение печенегам и после этого поражения они исчезли. Но с печенегами Ярослав мог справиться, только потому, что с Востока их теснило новое показавшееся в степях кочевое племя – половцы. Нападения половцев были также часты и разорительны, как и нападения печенегов и сопровождались теми же бедствиями на Руси»[1].

Продолжая разорительную деятельность печенегов, половцы подрывали торговые отношения Руси и в особенности с Византией. Нельзя было отправить свои товары, прекращался привоз заграничных товаров, и страна беднела.

Богословский приводит отрывок летописи, посвящённый княжеским усобицам: «Стали говорить князья брат брату: это моё, а и то моё же. И сами на себя крамолу стали ковать. Тогда по русской земле редко раздавались крики земледельцев, но часто каркали вороны, деля между собой добычу, часто говорили свою речь, собираясь лететь на добычу, галки».

Княжеские усобицы и нападения половцев резко подрывали процветание Киевской Руси. Но хуже всего бывало, когда два этих несчастья сливались вместе. А именно князья нанимали половцев в качестве вооружённой силы в княжеских усобицах. В свою очередь половцы были готовы служить какому угодно князю, рассчитывая на очередной грабёж и захват пленников.


1. Там же. Стр. 48

2. Там же. Стр. 50

- 9 -

«Киевская Русь пустеет. Население с Днепра и его притоков уходит и постепенно передвигается в другие отдалённые степи и потому в более безопасные страны: на север к Новгороду, на северо-восток в Суздальскую землю и на запад в Галицкую землю. Одновременно с

тем, как Русь пустеет, население этих земель возрастает, а главные города их получают значение крупных центров»[1].

Влияние татаро-монгольского ига.

Богословский не даёт нам обширной информации о влиянии татаро-монгольского ига на русские земли и княжества, он лишь ограничился следующим: «Разорение народа, причиненное татарским нашествием, остановила успехи и развитие Суздальской Руси. Города были разрушены, значит часть населения перебита и уведена в плен; страна обеднела»[2].

Образование единого централизованного государства.

Образование единого централизованного государства Богословский рассматривал как «начало и возвышение Москвы», а именно как создание Московского государства. Одновременно с тем, как западнорусские области объединялись около Литвы, Восточная Русь начала собираться вокруг Москвы под властью Московского князя. Первое упоминание о Москве встречается в летописи под 1147 годом. «Князь Юрий Долгорукий суздальский во время борьбы с племянником Изяславом Мстиславичем послал к своему союзнику, одному из черниговских князей, Святославу Ольговичу со словами: «Приди ко мне брате на Москву». Москва носила также и другое название Кучково. Это была вотчина одного из бояр Кучковичей, отобранная у него князем. На возвышенном холме при слиянии рек Москвы с Неглинной было построено небольшое укрепление «городок», внутри которого находилась церковь св. Спаса-на-Бору. Название древнейшей московской церкви показывает, что окрестности Москвы изобиловали тогда лесами»[3].