Смекни!
smekni.com

Проблемы и перспективы малого бизнеса в России (стр. 4 из 16)

Вот почему даже в странах со стабильной экономикой в сфере малого бизнеса наблюдается активное движение. Многие фирмы не выдерживают конкуренции и прекращают свою деятельность.

Итак, малый бизнес – это, с одной стороны, инструмент решения социальных задач страны, так как он обеспечивает население рабочими местами, увеличивает занятость социально незащищенных слоев общества – молодежи, женщин, пенсионеров, а с другой – эффективный способ разработки и внедрения инноваций. Поэтому отношение к малому бизнесу – это философская проблема: либо государство будет поддерживать монополии, развивать торговые сети и таким образом формировать общество, зависимое от собственников этих монополий, либо развивать инициативу отдельных предпринимателей и в результате иметь общество самодостаточных независимых граждан.

Вместе с тем, изучая сущность и роль малого бизнеса в современном обществе, необходимо знать его истоки и процесс развития в нашей стране.

1.2 Истоки формирования и основные характеристики малого бизнеса в России

В России генезис предпринимательства имеет свои особенности, что отличает его от предпринимательства в западных странах. Без выяснения этих особенностей «…практически невозможно хотя бы какое-то позитивное использование предпринимательства как фактора производства»[27].

Устойчивое развитие предпринимательства в России было прервано в 1914 году. Первая мировая и гражданская войны, Февральская и Октябрьская революции, политика «военного коммунизма» привели к фактической ликвидации рыночного способа связи между хозяйствующими субъектами, вынуждая чудом уцелевшее предпринимательство работать на «теневом» уровне. Новая экономическая политика способствовала оживлению частного предпринимательства, сохраняя, однако, ряд существенных препятствий на его пути. Однако уже со второй половины 20-х гг. был взят курс на ускоренную индустриализацию, повлекший за собой свертывание предпринимательского сектора (госсектор охватил почти 100% всех средств производства и рабочей силы)[28].

Многие десятилетия предпринимательство в СССР определялось как уголовно наказуемое деяние и подвергалось моральному осуждению. Частный бизнес, конечно, не исчезал, но существовал в подполье — в виде субкриминальной деятельности так называемых «цеховиков» и т.п.

Процесс развития частного предпринимательства в нашей стране начинался, не «во имя…», а «вопреки…». Если говорить об относительно обозримом прошлом, то первые явные тенденции развития частного предпринимательства, начали прослеживаться в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов ХХ века.

Происходило развитие стихийного предпринимательства. Существовавшие в то время в некоторых ВУЗах программы обмена студентами, а также возможность некоторых предприятий направлять своих сотрудников в командировки за границу, способствовали формированию каналов частного ввоза на наш рынок импортных товаров народного потребления, преимущественно одежды и обуви. Правда речь шла не о крупных массовых поставках, а об очень маленьких партиях товаров (зачастую по предварительному заказу), ввозимых, как правило, под видом личного багажа.

Политические события второй половины восьмидесятых годов поставили вопрос о необходимости формирования рыночных механизмов в экономике страны и, как следствие, дали толчок к совершенно иному отношению к вопросу частного предпринимательства. В конце 1986 года Верховный Совет СССР подписал «Закон об индивидуальной трудовой деятельности», легализовавший предпринимательство в сфере производства и оказания услуг.

По словам Е.Г. Ясина: «Попытка возрождения действительно частного бизнеса была предпринята в эпоху перестройки и осуществлялась через арендные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и новые кооперативы»[29]. Важнейшую роль в развитии арендных отношений сыграл Закон СССР «О госпредприятии (объединении)» (1987). Введенные тогда формы хозяйственного расчета способствовали освоению на местных предприятиях промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных отношений.

В мае 1987 года вступил в действие Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (ИТД). В характерной для времен перестройки застенчивой форме он, по сути, легализовал предпринимательскую деятельность, закамуфлировав ее термином «трудовая». Тем самым вводилась известная защита от все еще действовавшей статьи Уголовного кодекса СССР, которая предусматривала тюремное наказание за предпринимательство. Принятие этого закона вызвало всплеск хозяйственной активности самых широких слоев населения. Только с 1988 по 1989 год число граждан, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, увеличилось с 429 до 723 тыс. человек, то есть на 69%.

Затем серьезное содействие развитию предпринимательства оказал Закон «О кооперации в СССР» (1988), давший серьезный толчок к развитию кооперативного движения. Благодаря ему число кооперативов в строительстве, производстве товаров, массовом питании, бытовых услугах уже в 1988 году выросло более чем в 10 раз, численность занятых в них — в 10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг — почти в 20 раз. Так начался первый этап развития малого бизнеса в бывшем СССР.

Необходимо заметить, что все принятые на тот момент законодательные акты носили декларативный характер, ограничивая очень узкий круг конкретных направлений, в которых было позволено вести предпринимательскую деятельность. Тем не менее, появление этих документов положило начало созданию в стране «параллельной экономики», которой предстояло оздоровить существующую систему.

Кооперативы, ИТД, арендные предприятия открыли шлюзы для легальной предпринимательской активности. Они демонстрировали максимально возможные в тех условиях гибкость хозяйственной деятельности и приспособляемость к внешней среде.

К началу 1990 года формирование в стране института частного предпринимательства было объявлено одной из приоритетных задач, которую необходимо решать в государственном масштабе. На свет появилось Постановление Совета министров СССР от 8 августа 1990 года №790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», где впервые было законодательно объявлено не только о необходимости формирования в стране сегмента малого бизнеса, но и недвусмысленно определена необходимость создания инфраструктуры для стимулирования его развития в масштабах всего государства.

Как заметила В. Демкович, «этот документ можно смело назвать эпохальным». Постановление законодательно закрепляло возможность создания малых предприятий «… во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности, включая смешанные…»; кроме того, малые предприятия имели право «… осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами…». В документе также четко определялись задачи, которые должны решать малые предприятия, а именно: «…активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса…». Здесь же был законодательно закреплен критерий отнесения предприятий к категории «малого» - по численности занятых сотрудников, а так же дано распоряжение о формировании в стране «…экономической среды, обеспечивающей широкое развитие малых предприятий» [30].

Задача формирования экономической среды для развития сегмента малого бизнеса являлась самой непростой, поскольку требовала реальных практических шагов одновременно в двух направлениях: формирования позитивного отношения добропорядочных граждан к частному предпринимательству (как к явлению) и создания абсолютно новой инфраструктуры для поддержки и стимулирования его развития. Постановление рекомендовало различным союзным министерствам и ведомствам оказывать всяческую помощь малым предприятиям. С целью финансовой поддержки было предписано образовывать «…союзные, республиканские и региональные целевые фонды финансовой поддержки малых предприятий за счет добровольных взносов государственных, кооперативных, общественных и иных предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных…». Предполагалось, что эти фонды должны напрямую кредитовать малые предприятия, предоставляя при этом особые льготы тем, кто ведет бизнес в приоритетных для соответствующего региона отраслях. По мнению В. Демкович: «Создание таких фондов на тот момент объективно являлось, чуть ли не единственной реальной возможностью оказать финансовую поддержку зарождающемуся сектору. О формировании масштабной системы поддержки и развития предпринимательства через коммерческие финансовые институты можно было только мечтать»[31].

Характерной чертой малых форм хозяйствования «перестроечного» типа была тесная привязка к госсектору. Их процветание во многом обусловила возможность получения дефицитных материалов, сырья и топлива от крупных госпредприятий по низким фиксированным ценам. Новые фирмы в отличие от госпредприятий могли продавать свою продукцию по высоким договорным ценам. Появление столь мощных конкурентов ускорило коллапс нереформированных предприятий госсектора советской системы хозяйствования, но стало основой личного благополучия сообразительной части директорского корпуса и энергичных предпринимателей — комсомольских активистов. Долго так продолжаться не могло. Нужны были действительно рыночные реформы.

Провозглашенный в конце 1991 года курс на реальные рыночные преобразования открыл новый этап частнопредпринимательской деятельности. Указ о свободе торговли, подписанный Б. Н. Ельциным помог отбросить многие условности. Провозглашалось, что зарождающимся рыночным силам мешать не следует и что предпринимательские усилия широких масс населения решат основные проблемы[32].