Смекни!
smekni.com

Россия на рубеже ХIХ-ХХ веков (стр. 9 из 11)

В 60-х годах сложился тот основной тип трехгодичной земской школы с одним учителем, который был распространен и на все остальные сельские начальные школы. Одновременно широкое развитие получают крестьянские школы грамоты. Возникавшие по собственному почину населения и на его средства, эти школы способствовали развитию земских школ, в которые они начали преобразовываться в 70-80г.г. XIX в.

Согласно официальным данным, число учащихся низших учебных заведений России в 1863г. по всем ведомствам составляло 954 600 человек. Данные эти значительно преувеличены. На протяжении же 60-х годов не наблюдалось большого увеличения количества школ и учащихся в них.

Одной из первых мер правительства в наступлении на народное образование было назначение на пост министра народного просвещения Д.А. Толстого, ярого сторонника реакционного курса, вошедшего в состав комиссии по выработке мер для борьбы против социализма и нигилизма.

В 1871г. было утверждено новое “Положение о народных училищах”. Не внося в изменения в структуру начальной школы, оно коренным образом изменяло управление Народными училищами, однако Александр II считал, что на страже народной школы должно стоять верное дворянство, которое поможет правительству бдительным наблюдением на месте к ограждению оной от тлетворных и пагубных влияний.

К середине 70-х годов было значительно увеличено число инспекторов, что мотивировалось необходимостью большего усиления контроля за школой в связи с получившим в это время широкое распространение “хождением в народ”.

Министерство стремилось не допускать какой-либо связи и преемственности между начальной и средней школой. Начальная народная школа рассматривалась как сословная школа.

Общие условия и особенности развития науки. Реформа 1861г. и вступление России на путь капитализма создали новые условия для развития научной мысли. Несмотря на сохранение пережитков крепостничества в стране, производительные силы в пореформенный период, получили значительно большие возможности для своего роста.

Борьба передовых демократических элементов с реакционным направлением в русской науке второй половины XIX в. завершилось событием всемирно – исторической значимости – в 90-х годах Россия стала родиной ленинизма – высшего достижения русской и мировой культуры.

Периодическую печать этого времени характеризует большое оживление. Вступление России на путь капиталистического развития, общественный подъем после Крымской войны, смерть Николая I и ослабление цензурного гнета, хотя законы о печати и оставались неизменными до 1865г., - таковы предпосылки этого оживления. Кроме новых “толстых” журналов, которые вместе с прежними задавали тон в печати, появилось много специализированных, сельскохозяйственных, педагогических, посвященных различным видам искусства, рассчитанных на различные группы и слои населения России.

Особенно выросла газетная периодика, в том числе провинциальная, чему способствовала отмена запретов на издание частных газет и журналов универсального характера.

Смягчив цензурный режим, правительство Александра II пыталось воздействовать на общественное мнение с помощью собственных органов печати. Например, газеты Министерства внутренних дел “Северская почта”.

Ожесточенные споры в печати, в том числе и между демократами, шли и по другим насущным проблемам. Выступление “Колокола” против “Современника” были связаны с либеральными колебаниями Герцена, а споры между “Современником” и “Русским словом” отразили мучительные теоретические искания деятелей революционной демократии в трудное для нее время. Вместе с тем они предвещали новый этап в развитии демократического движения в стране.

Реалистическая литература 60-х годов с большим успехом развивала традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя и писателей натуральной школы. Она была представлена прозаиками и поэтами разных поколений, идейно-творческих позиций и разной степени дарования. В ее многообразии с большей отчетливостью, чем в предыдущий период, проявились две основные тенденции.

Необходимо отметить, что в развитии реалистической литературы рассматриваются два течения. Они нередко враждовали, по каждому из них и обоим вместе противостояли литературные течения, всецело связанные с либеральными политическим кругами. Первое из них представляли авторы произведений так называемой “обличительной” литературы, в критике русских порядков не поднимавшейся выше дозволенного и произведений, в которых “новые люди” изображались как приверженцы теории и практики “малых дел”, т.е. мелочной реформаторской деятельности, не затрагивающей самих основ существующего строя; второе – реакционное течение представляли авторы антинигилистских романов, где “новые люди” изображались явно клеветнически, как нравственные уроды и преступники.

Смена периодов в русском освободительном движении сказалась и на развитии поэзии, вызвав одну из крупнейших в ее истории перегруппировку сил. К началу 60-х годов полностью исчерпали себя не только эпигонский романтизм в лице, например, В.Г. Бенедиктова, но и поэзия славянофилов, представлявшая собой разновидность поэзии романтической.

Становление и развитие чистой поэзии было во многом определено творческими принципами романтизма.

Однако в связи с требованиями времени ее творцы отказались от изображения демонических чувств, экзотики, непременной приподнятости слога и других романтических условностей, но сохранили субъективистское восприятие мира. Реальные предметы и явления служили для них лишь условными знаками или импульсами для выражений собственного духовного мира.

Одним из главных мотивов лирики поэтов “чистого искусства” является мотив слияния с природой, погружения в ее тайны и красоту. Но сущность слияния и погружения они видят не в постижении реальной жизни природы и ее реальной красоты. Главное для них – собственные сокровенные чувства, раскрытие самих себя.

Гражданская поэзия демократов основывалась на традициях и принципах, нередко прямо противоположных “чистой поэзии”. Для нее огромное значение имел осмысленный с точки зрения новых задач освободительной борьбы опыт поэзии декабристов, проникнутой гражданским пафосом, поэзии Лермонтова с ее неукротимым духом протеста, поэзии Кольцова, связанной своими корнями с устным народным творчеством, сатирой Гоголя и свойственной ему патетикой. Новаторство поэтов – демократов неразрывно с идеей полного социального переустройства, ставшей для них “идеей века”, с революционно-критическим отношением к действительности, диктуемым кровной близостью к народу и готовностью к любым жертвам во имя его счастья.

Многообразию мотивов поэтов – демократов соответствует многообразие жанров поэзии. Особенно велики успехи поэтов этой школы в сатирической поэзии, составляющей важную часть их наследия, в создании революционных песен, завоевавших огромную популярность.

Достижения драматургии этого времени неразрывны с достижениями русской реалистической школы искусства в целом. Кроме А.Н. Островского, большой вклад в развитие драматургии внесли М.Е. Салтыков-Щедрин и А.В. Сухово-Кобылин; ее влияние испытали также А.Ф. Писемский, Н.С. Лесков, А.К. Толстой, А.А. Потехин. Однако они решали разные идейно-творческие задачи.

Революционно-демократическое направление в развитии драматургии 60-х годов представляют драматические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, включенные в его сатирические циклы, и главным образом пьесы “Смерть Пазухина” и “Тени”.

Крупным достижением драматургии 60-х годов является трилогия А.В. Сухово-Кобылина: “Свадьба Кречинского” (1854), “Дело” (1861) и “Смерть Тарелкина” (1869).

Также самые выдающиеся достижением драматургии 60-х годов и всей второй половины XIX в. Являются пьесы А.Н. Островского, стоящие в одном ряду с классической русской поэзии. По выражению Гончарова, Островский достроил здание, в основание которого краеугольные камни положил Грибоедов, Пушкин и Гоголь. За исключением некоторых пьес славянофильского периода, его драматургия проникнута критическим пафосом. В этом он ближе всего к традициям Гоголя и его школы, но, развивая эти традиции, Островский создал свою собственную драматургическую систему.

В 80-х годах либерально-народнические издания продолжали еще оставаться господствующим направлением общественной мысли России. Но народническая идеология претерпела значительную внутреннюю эволюцию; отходя от революционных традиций предшествующих десятилетий, она постепенно вырождается в либерализм, а подчас тесно связывается и с более правыми течениями общественной мысли.

Наиболее откровенно эту тенденцию выразила “Неделя” П.А. Гайдебурова. Призывы к примирению с жизнью, к отказу от широких задач к мирной культурной работе повторялись в “Неделе” из номера в номер.

Параллельно с процессами разложения политических систем старого народнического демократизма шло развитие философской идеалистической реакции. Влияние не только материализма, но и позитивизма стало заметно падать, их место стал занимать “чистый” идеализм различных оттенков. В это время делает свои первые шаги русское декадентство и как общественное течение, и как литературное направление. На его формирование огромное влияние оказало западное декадентство, особенно французское, но почвой, его породившей, были русские социально-политические условия. Это одно из многообразных проявлений кризиса буржуазного сознания, вызванного вступлением и западного мира, и России в последнюю стадию развития капитализма.

Наследники декадентов – современные модернисты – называют в качестве своего предтечи и датского мистика Серена Кьеркегора, который еще в 40-х прошлого века выступил с концепцией человека как существа всегда несчастного, отторгнутого от своей внутренней неповторимой сущности условиями внешнего существования и способного постигнуть себя во всей полноте лишь в вере в бога.