Смекни!
smekni.com

Промышленная революция и ее особенности в странах ранней индустриализации (стр. 6 из 8)


5. Промышленная революция в Германии

Германия была последней из стран ранней индустриализации, некоторые экономические историки относят Германию к странам поздней индустриализации [3, с. 295]. В первой половине XIX в. Германия имела по преимуществу аграрную экономику и была политически раздробленной страной. Небольшие промышленные центры существовали в долине Рейна, в Саксонии, Силезии и в Берлине, но они относились к ремесленному типу. Экономическое развитие сдерживали неразвитость транспортных коммуникаций и существование многочисленных мелких государств с самостоятельными денежными системами, различной торговой политикой и другими препятствиями для торгового обмена.

Менее чем через 80 лет, накануне Первой мировой войны объединенная Германская империя стала одной из мощных индустриальных держав Европы. Она была лидером по уровню развития черной металлургии, электроэнергетики и станкостроения, химической промышленности, производству стекла, оптических инструментов, цветных металлов, текстиля и ряда других промышленных товаров. Германия располагала одной из самых густых сетей железных дорог и имела высокую степень урбанизации. Как произошли подобные перемены?

Экономическая история Германии XIX в, а вместе с тем и история промышленной революции, делится на три периода. Первый, длившийся с начала века до создания Таможенного союза в 1833 г., характеризовался созданием институциональных условий, необходимых для перехода к современной индустриальной экономике. На территориях рейнского левобережья, политически и экономически присоединенных к Франции при Наполеоне, были внедрены французские юридические и экономические институты, большинство из которых сохранились и после 1815 г. Пруссия также приняла в модифицированном виде многие французские юридические и экономические институты. Эдикт 1807 г. отменил крепостное право, разрешил дворянам заниматься «буржуазными профессиями (торговлей и промышленностью) без умаления их статуса» и уничтожал юридическое различие между дворянской и недворянской собственностью, тем самым, обеспечив «свободную торговлю» землей. Последующие эдикты упразднили цеховую систему и ликвидировали другие ограничения на торговую и промышленную деятельность, реформировали налоговую систему. В результате ряда других реформ в Германии была создана первая в мире современная система образования. Одна из важнейших экономических реформ, инициированная прусскими чиновниками, привела к созданию Таможенного союза. Ряд мелких государств присоединились к прусской таможенной системе, а в 1833 г. был подписан договор с более крупными государствами южной Германии, за исключением Австрии, который и привел к созданию Таможенного союза. Этот союз обеспечил достижение двух целей: устранил все внутренние таможенные барьеры, создав германский «общий рынок» и установил общий внешний тариф. В основном Таможенный союз проводил «либеральную» торговую политику, в основе которой лежали не экономические принципы, а стремление Пруссии не допустить протекционистскую Австрию к участию в Союзе.

В течение второго периода, который длился до 1870 г., были сформированы материальные предпосылки для развития современной промышленности, транспорта и финансов. Активный приток иностранных капиталов, технологий и предпринимательства, достигнувший пика в 50-х гг. XIX в., служил отличительной чертой второго периода. Если Таможенный союз заложил базис германской экономики, то железные дороги сделали ее реальностью. Соперничество между различными германскими государствами, которое способствовало созданию большого числа немецких университетов, обеспечивавших высокий уровень образования, подстегнуло также и строительство железных дорог. В результате железнодорожная сеть в Германии росла быстрее, чем, например, во Франции, где правительство и было единым, но не имело общего мнения о развитии частного или государственного предпринимательства в этом секторе экономики. Сооружение железных дорог потребовало от государств достижения согласия относительно маршрутов, тарифов на перевозки и других технических вопросов, что привело к более тесному сотрудничеству между ними. Развитие сети железных дорог не только оказало позитивное воздействие на политическое и экономическое объединение страны, но и косвенно способствовало развитию других отраслей экономики.

До 1840-х гг. в Германии добывалось меньше угля, чем во Франции и даже в Бельгии. До 1860-х гг. она также выплавляла меньше железа, чем Франция. Впоследствии прогресс в обеих отраслях был очень быстрым и во многом определялся расширением сети железных дорог, благодаря непосредственному спросу железных дорог на продукцию этих отраслей, а также снижению транспортных издержек.

Быстрой индустриализации Германии способствовало интенсивное расширение угледобычи, в свою очередь ставшее возможным в результате освоения угольных месторождений Рура. Коммерческая добыча угля в Рурской долине началась еще в 1780-х гг., но шахты были небольшими, техника – простой, а выпуск – незначительным. В конце 1830-х гг. на севере Рурской долины были открыты глубоко залегающие пласты угля. Их эксплуатация, хотя и прибыльная, требовала больших капиталовложений, более сложной техники (использования паровых насосов и т. д.) и большей свободы предпринимательства. Все это было обеспечено на практике преимущественно зарубежными фирмами (французскими, бельгийскими, британскими). С 1850 г. добыча угля в Руре начала расти, а вместе с ней и выпуск железа, стали, химикатов и других продуктов, производство которых основано на использовании угля. Немецкая металлургическая промышленность еще в 1840-х гг. находилась на примитивном уровне. Первая пудлинговая печь начала выпуск продукции в 1824 г., но она была построена на иностранные средства. В 1840-х гг. продолжали использоваться печи средневекового образца. Коксовая плавка впервые осуществилась в Силезии, но расцвет западногерманской промышленности связан с развитием Рурского бассейна после 1850 г. Производство бессемеровской стали началось в 1863 г., а вскоре после этого был освоен и мартеновский процесс. Но только после внедрения в 1881г. процесса Томаса-Гилкриста, позволившего использовать фосфорсодержащую железную руду Лотарингии, германское сталелитейное производство стало развиваться ускоренными темпами. Германские компании быстро усвоили стратегию вертикальной интеграции, приобретая свои собственные угольные и железные рудники, развивая коксовое производство, сооружая плавильные печи, литейные и прокатные станы, ремонтные мастерские.

На третьем этапе Германия достигла промышленного превосходства в Западной Европе. Экономическое объединение уже было достигнуто и в 1869 г. начался новый циклический подъем объемов инвестиций, торговли и промышленного производства. На это повлияли победа в войне и получение контрибуции в размере 5 млрд. франков. Только в 1871 г. возникло 207 новых акционерных компаний (этому способствовал новый закон о свободном создании акционерных обществ, принятый в 1869 г.), а в 1872 г. появилось еще 479 компаний. Германские инвесторы при поддержке банков начали выкупать у иностранцев пакеты акций немецких компаний и осуществлять собственные капиталовложения за рубежом. Экономический подъем был прерван финансовым кризисом в июне 1873 г., за которым последовала депрессия. Тем не менее по окончании депрессии рост возобновился. В период 1883–1913 гг. ЧНП возрастал в среднем на 3% ежегодно, а в расчете на душу населения – почти на 2% в год. Наиболее динамичным сектором германской промышленности было производство средств производства и промежуточных продуктов промышленного назначения. Темпы роста в отраслях, занятых производством потребительских товаров (например, в текстильной, швейной, кожевенной и пищевой промышленности), были значительно ниже средних. Преобладание в промышленном производстве Германии инвестиционных товаров и промежуточных продуктов над потребительскими товарами является одним из объяснений особенностей развития германской экономики. Огромную роль в экономике начали играть новые отрасли — химическая промышленность и электроэнергетика.

До 1860 г. химическая промышленность Германии находилась в неразвитом состоянии, но быстрый рост других отраслей создал спрос на промышленные химикаты, особенно на щелочи и серную кислоту. Знакомство с литературой по сельскохозяйственной химии, в развитии которой немцы также были пионерами, стимулировало спрос на искусственные удобрения. Не обремененные устаревшими заводами и оборудованием, производители химикатов могли использовать новейшие технологии в быстро меняющемся производстве. Наиболее показательный пример связан с появлением органической химии. Первый синтетический краситель был открыт английским химиком Перкином, но сам он учился у А.В. Хофманна, немецкого химика, приглашенного во вновь созданный Королевский химический колледж в 1845 г. В 1864 г. Немецкая химическая промышленность впервые в мире получила собственный научный персонал и исследовательские лаборатории. В результате в Германии возникли новые отрасли, в частности, она вышла на лидирующие позиции в изготовлении лекарственных препаратов. Электротехническая промышленность росла еще более быстрыми темпами, чем химическая. Отрасль была основана на достижениях современной науки и опиралась в пополнении своего персонала и разработке новых идей на университетскую систему. Быстрая урбанизация в Германии, которая происходила параллельно с развитием промышленности, стимулировала спрос на продукцию этой отрасли: немецкой электроэнергетике не пришлось конкурировать с сильной газоосветительной отраслью, как это случилось в Великобритании. Городское освещение и транспорт стали двумя основными потребителями электричества, но вскоре появились и другие направления его использования. К началу XX в. электрические моторы начали конкурировать с паровыми двигателями в качестве источников механической энергии.