Смекни!
smekni.com

Экономический рост: сущность, виды и факторы, его определяющие (стр. 8 из 9)

Производительность труда находится под воздействием таких факторов, как технический прогресс, фондовооруженность, качество рабочей силы и эффективность распределения, сочетания и управления различными ресурсами. Иными словами, производительность труда увеличивается по мере улучшения здоровья, профессиональной подготовки, образования и повышения заинтересованности; по мере роста обеспеченности машинами и оборудованием, а также природными ресурсами; при лучшей организации и управлении производством; при перемещении рабочих их менее в более эффективные отрасли.

Сейчас хочу рассказать о таком факторе экономического роста, как технический прогресс. Этот фактор является важным двигателем экономического роста. По определению, технический прогресс включает в себя не только совершенно новые методы производства, но также и новые формы управления и организации производства. Вообще говоря, под техническим прогрессом подразумевается открытие новых знаний, позволяющих по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции.

На практике технический прогресс и капиталовложения (инвестиции) тесно взаимосвязаны: технический прогресс часто влечет за собой инвестиции в новые машины и оборудование. Исходя из этого, вполне понятна необходимость строить атомные электростанции для применения технологий для использования атомной энергии. Тем не менее, хотя современный севооборот и контурное землевладение обеспечивает значительный прирост продукции, они совсем не обязательно требуют вовлечения новых видов или возросшего объема дорогостоящего оборудования.

На первый взгляд ход технического прогресса исторически характеризуется глубиной и стремительностью. Газовые и дизельные двигатели, конвейеры и сборочные линии приходят на ум как наиболее существенное достижение прошлого. Совсем недавно «волшебная лампа технологии» выпустила «джинна автоматизации» и вместе с тем все возможные чудеса фабрики, приводимой в движение одним нажатием кнопки. Сверхзвуковые самолеты, транзисторы и интегральные схемы, компьютеры, ксероксы, контейнерные перевозки и ядерная энергия, не говоря уже о космических полетах, – это те технологические достижения, которые относились к области фантастики в недалеком прошлом. Подобные нововведения благоприятно влияют на экономический рост.

2.3 Перспективы экономического роста в России

Суть задачи, которую предстоит решать России, – догоняющая (точнее, опережающая) постиндустриализация.

Решение этой задачи не имеет исторических аналогов. Нет опыта, на который можно опереться. Наиболее развитые страны мира – пионеры постиндустриализации – не решали задачи догоняющего развития. А страны, демонстрировавшие в последние десятилетия чудеса роста (Южная Корея, Тайвань, Китай и др.), осуществляли переход от традиционного (аграрного) общества к индустриальному, т.е. решали иные задачи.

Главная особенность развития в условиях постиндустриальных вызовов, резкое сужение временных интервалов, на которые можно ориентироваться при разработке стратегии. Если в индустриальную эпоху можно было наметить приоритеты роста на 30 – 40 лет, а при их достижении благополучно войти в ряды передовых стран (что и сделала в свое время Германия, а потом – Япония и СССР), то теперь приоритеты меняются быстро.

Постиндустриальный прорыв предполагает выдвижение на передний план гибкости и адаптивности экономической системы, способности экономических агентов быстро и адекватно реагировать на меняющиеся вызовы времени. Раньше ключевым ориентиром государственной политики была концентрация ресурсов, теперь – адаптивность. Причем «неформальная» адаптивность сейчас куда важнее формальных показателей уровня развития, измеряемого данными о среднедушевом ВВП.

В постиндустриальном обществе доминирующими в ВВП и занятости становятся услуги. Россия уже идет в этом направлении, но движению надо придать целенаправленный и последовательный характер. Стратегия прорыва (а не повтора) должна ориентировать на усиленное развитие сектора услуг, особенно высокотехнологичных.

«Промышленная (или структурная) политика» ни в коем случае не должна ориентироваться ни на «назначение победителей», ни даже на их «выбор». Оба подхода означают консервацию пропорций, а ведь новая экономическая структура у нас только формируются. Гораздо важнее стратегия постоянной корректировки структуры, при которой власть готова гибко защищать политическими (в том числе внешнеполитическими) методами всех, кто добивается успеха в мировой конкуренции.

Акцент на секторе услуг не означает забвения других секторов, по которым у страны есть определенные перспективы развития (например, автомобиле- и самолетостроение). Однако надо отдавать себе отчет, что при всей важности развития этих секторов (политической, технологической и социальной) они вряд ли станут точками прорыва в постиндустриальную систему.

Современная экономика в основном не индустриальная, на долю промышленности, сельского хозяйства в развитых странах приходится меньше четверти валового внутреннего продукта, у нас гораздо больше, и, к сожалению, именно промышленные предприятия определяют приоритеты экономической политики. И более того, не просто промышленные предприятия, а предприятия, связанные со старой промышленностью, то есть с энергетикой, с металлургией. Получается, что крупнейшие наши экономические игроки и политические лоббисты представляют интересы старой промышленной экономики. Никто, к сожалению, сейчас в России не лоббирует новую экономику. Она у нас осталась без своих лоббистов и в правительстве, и за его пределами. Если посмотреть состав участников встреч президента с представителями крупного бизнеса. Ему подсказывают, в каком направлении проводить экономическую политику нефтяники, металлурги, машиностроители, энергетики и т.п., что ни как не способствует переменам в структуре нашей экономики.


2.4 Долгосрочное социально-экономическое развитие Российской Федерации

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года. (Приложение 1)

Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008–2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Объем ВВП на душу населения, согласно инновационному сценарию развития России, к 2015 году составит не менее 21 тыс. долл., а к 2020 году – 30 тыс. долл., что приблизительно соответствует текущему уровню развития стран Еврозоны. Такие данные содержатся в уточненном прогнозе социально-экономического развития России до 2020 года, внесенном сегодня в правительство РФ Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ.

Напомним, прогноз МЭРТ содержит в себе три варианта развития экономики России в долгосрочной перспективе – энергосырьевой, инерционный и инновационный. До 2010 г. предполагается реализовать инновационный вариант. В дальнейшем варианты в некоторых разделах пересекаются.

Согласно инновационному сценарию прогноза, ежегодный рост ВВП в 2008–2012 годах составит 6,1%, в 2013–2017 годах – 6,7%, в 2018–2020 годах – 6,7%. Согласно инновационному варианту развития, доля России в мировой экономике увеличится с 2,6% в 2006 году до 3% в 2015 году и 3,4% – в 2020 году. При этом экспорт машиностроительной продукции по отношению к 2006 году увеличится в 2 раза к 2015 году и в 5 раз к 2020 году.

Повысится качество человеческого капитала в соответствии с требованиями постиндустриальной экономики. Показатели, характеризующие развитие человеческого капитала (в первую очередь уровень и качество профессионального образования), придут в соответствие со средним значением для развитых стран. После 2015 года не менее 50% экономически активного взрослого населения будет иметь высшее профессиональное образование.

При этом согласно инерционному (самому консервативному) варианту развития, темп роста ВВП начнет быстро снижаться к 2015 году до 3–4%. В 2016–2020 годах динамика ВВП стабилизируется на уровне около 3% в год. В целом за 2008–2020 годах. ВВП вырастет всего в 1,6 раза.

Инфляция в России к 2020 году, согласно инновационному сценарию развития страны, составит 3–3,5%. Прогноз на 2007 год был оставлен на уровне 7–8%. Прогноз на 2008 год составляет 6–7%, на 2009 год – 5,5–6,5%, на 2010 год – 5–6%, на 2011 год – 5,8–7%, на 2012 год – 5,4–8%, на 2013 год – 5,1–7,5%, на 2014 год – 4,8–6,5%, на 2015 год – 4,5–6%, на 2016 год – 4,2–5,5%, на 2017 год – 3,9–5%, на 2018 год – 3,6–4,5%, на 2019 год – 3,3–3,9%. Среднегодовой курс доллара США, по прогнозу МЭРТ РФ, к 2020 году составит 31,4–44,3 руб./долл., укрепление реального эффективного обменного курса рубля – 6%.

Минэкономразвития прогнозирует, что сальдо текущих операций может быть отрицательным уже с 2010 года, а сальдо торгового баланса – с 2011 года. Однако «минус» прогнозируется небольшим и может быть компенсирован притоком капитала. Ежегодный рост инвестиций в основной капитал РФ, согласно инновационному сценарию развития страны, в 2008–2017 годах составит 10,7%, а в 2018–2020 годах снизится до 9,6%. Такие данные содержатся в уточненном прогнозе социально-экономического развития России до 2020 г., внесенном сегодня в правительство РФ Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ. При этом, согласно инерционному (самому консервативному) сценарию, рост инвестиций в основной капитал России в 2008–2012 годах составит всего 6,5%, в 2013–2017 годах – 4,6%, в 2018–2020 годах – 4,1%.