Смекни!
smekni.com

Киотский протокол 2 (стр. 1 из 3)

Содержание.

Введение.

1. История Киотского протокола.

2. Правовые механизмы реализации Киотского протокола Россией.

3. Возможные последствия Киотского протокола для экономики России.

4. Возможные экологические последствия Киотского протокола.

5. Политические последствия Киотского протокола для России.

Заключение.

Список источников и литературы.


Введение.

16 февраля 2005 года вступил в силу Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата. Подписавшие протокол страны обязались к 2012 году сократить на 5,2 процента выбросы вредных газов в атмосферу по сравнению с показателями 1990 года.

Документ, имеющий целью сокращение выбросов газов, способствующих глобальному потеплению, был подписан в 1997 году на состоявшемся в Киото под эгидой ООН международном саммите. При этом осуществить соглашение стало возможным после ратификации протокола в России осенью 2004 года. Голос России, на долю которой приходится 17,4 процента выбросов парниковых газов, стал решающим для вступления документа в силу.

Целью курсовой работы было выявить закономерности развития, основные проблемы и возможные последствия реализации Киотского протокола в России и мире.

Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих:

- изучение истории Киотского протокола;

- определение основных направлений и возможных последствий Киотского протокола для экономики России;

- анализ политических последствий Киотского протокола для России.

- исследование правовых механизмов реализации Киотского протокола Россией.

- рассмотрение возможных экологических последствий Киотского протокола.

В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые обусловили возможность подписания Киотского протокола и его практической реализации Российской Федерацией.


1. История Киотского протокола.

Киотский протокол (такое название он получил по месту проведения Международной конференции по проблеме изменения климата в 1997 году – г. Киото в Японии) определяет для каждой из подписавших его сторон обязательства по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов: двуокись углерода, метан, закись азота, гидрофторуглероды, перфторуглероды, гексафторид серы.

От имени России данный документ был подписан в Нью-Йорке 11 марта 1999 года, однако в течение пяти лет оставался не ратифицирован. На первый период действия протокола (с 2008 по 2012 годы) для нашей страны в качестве допустимого уровня установлен показатель 1990 года, когда был достигнут максимальной объем выбросов таких газов. После 2012 года обязательства сторон будут определяться в ходе дальнейших переговоров [Рихтер К. Экологический менеджмент. - СПб., 2008.С.144.].

Чтобы данное соглашение превратилось в международный закон, должны были произойти две вещи. Первое: оно должно было получить одобрение в законодательных органах 55 стран. Второе: суммарный выброс СО2 ратифицировавших его стран должен составлять не менее 55% от выбросов стран. [Рихтер К. С.145.]. В свете этих событий ратификация Протокола Россией была чрезвычайно важна. Это означает автоматическое выполнение второго условия Протокола, необходимого для вступления его в силу, ведь на долю РФ приходится 17,4% выбросов ПГ.[Оганесян Т. Большие зеленые деньги.//Эксперт. № 37, 6 октября 2007 г. С.7.] К моменту ратификации документа Россией он был ратифицирован 124 государствами, чья совокупная доля в общем объеме выбросов углекислого газа в атмосферу составляла 44.2%. [ Власова О.А. Большие деньги.// Полис, 2006. №11.С.8.]. Ратификация Киотского протокола именно Россией стала чрезвычайно важна после выхода из него в 2002 году США – крупнейшей из стран-участниц соглашения, чем было поставлено под сомнение само существование протокола.

2. Правовые механизмы реализации Киотского протокола Россией.

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата [Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» 4 ноября 2004 года (№ 128-фз).] был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-фз). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов). Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и завершится 31 декабря 2012. [ Там же.]

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов. [ Рихтер К. Экологический менеджмент. - СПб., 2008.С.148.]

В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола [ Там же. С.149.]. Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола. Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления. [ Рихтер К. С.150.]

К началу 2008 года в России были готовы процедуры работы по Киотскому протоколу, на официальном сайте РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России. На сегодняшний день в России работают международные компании, такие как консультанты CAMCO и Global-Carbon, а также один из крупнейших покупателей квот шведский концерн Tricorona Ab (Трикорона ОАО) [Бедрицкий А. Плюсы и минусы Киотского протокола.// Вопросы экономики. 2008. № 3. С.9.].

3. Возможные последствия Киотского протокола для экономики России.

Для экономического обоснования необходимости ратификации Россией Киотского протокола Министерство экономического развития и торговли РФ использовало прогнозные расчеты, подготовленные в Институте энергетических исследований РАН [ Макаров А.А. Выбросы СО2 в России от сжигания органического топлива.// Прогнозы. - М., 2006. № 4.С.11.]. Записка директора этого института, члена-корреспондента РАН Макарова А. гласит: «Во всех сценариях уровень эмиссии СО2 в 1990 году не будет достигнут вплоть до 2020. Даже при удвоении ВВП за 10 лет размеры эмиссии СО2 в 1990 году будут достигнуты лишь между 2020 и 2025 годами» [ Макаров А.А. С.12.].

Наиболее известным механизмом Киотского протокола является торговля квотами. У России здесь есть преимущество, так как квоты на выброс зафиксированы на уровне 1990 г., а производство, энергопотребление, а следовательно эмиссия парниковых газов в России с тех пор существенно сократились.[ Макунина Д.В. Россия и Киотский протокол.//Проблемы современной экономики. - №4, 2005. С.4.]. За счет продажи квот страна сможет получить заметные материальные выгоды. Но это, возможно, даже не самый главный плюс для России. Акцент нужно делать на использование инвестиционных проектов, в которых может быть использован экономический механизм Киотского протокола, о котором говорилось выше. Бюро экономического анализа при Минэкономразвитии РФ подготовило портфель российских проектов. В него входят предложения по улавливанию попутного газа, переработке отходов, лесовосстановлению, повышению энергоэффективности производств.

Российские предприятия получат шанс привлечь инвестиции с помощью так называемых проектов совместного осуществления. Инвесторами в них выступят правительства или организации тех стран, которые обязаны сокращать эмиссию парниковых газов. Гарантией получения необходимого финансирования послужат форвардные сделки на передачу инвестору сокращенных в результате реализации проекта выбросов. [ Пивоварова Н. Оценка ратификации Российской Федерацией Киотского протокола.// Эксперт. № 45, 4 декабря 2006 г. С.7.].

Примером таких проектов, предусматривающим снижение расходов топливного газа, является совместный проект ОАО «Газпром» и «Рургаз АГ» по внедрению авто­ма­ти­че­ской системы оптимизации транспорта газа с использованием программно-вычи­сли­тель­ного комплекса «Simone». Техническая реализация первого этапа проекта на одном из участков ООО«Волготрансгаз» позволила сократить [Пивоварова Н. С.7.]:

- расход топливного газа на 90 млн. м3 в год;

- расход электроэнергии на 575 млн. квт*ч/год;

- эмиссию в экв. тоннах СО2 на 447 тыс./год [ Пивоварова Н. С.7].

Существует также российско-японская программа сокращения выбросов парниковых газов на предприятиях ТЭК. Проект в 2 млрд. долларов японцы готовы финансировать, но существует требование государственной гарантии. В качестве таковой они готовы рассмотреть гарантию передачи той квоты на выброс, которая будет наработана в результате осуществления совместных проектов по модернизации российских предприятий. Совместный проект ОАО «Газ­пром» и консорциума японских корпораций (Sumitomo, Nippon Steel и т.п.), пред­усма­три­ва­ющий техническую реконструкцию участка ЕСГ с заменой труб, компрессорного обо­ру­дования и созданием дополнительного лупинга. Разработанное ТЭО проекта пока­зы­ва­ет, что его реализация позволит уменьшить на реконструируемом участке [Там же. С.46.]: