Смекни!
smekni.com

Исторические предпосылки создания ВТО (стр. 4 из 5)

Завершающий этап переговоров с ВТО был начат визитом премьера КНР Чжу Жунцзй в США в апреле 1999 г. Тогда не удалось достичь взаимоприемлемых договоренностей. Но уже в ноябре того же года стороны заключили соглашение по тарифным уступкам, основные положения которого перекочевали в документы, зафиксировавшие членство Китая в ВТО.

Стоит отметить основные средства защиты внутреннего рынка. Во-первых, это Институциональные и системные меры поддержки внутреннего рынка. Государственные организации сохраняют очень сильные позиции во внешнеэкономическом секторе КНР. На них приходится не менее 70% оборота внешней торговли, если учитывать долю китайской стороны в предприятиях с иностранным участием. Частные китайские предприятия крайне редко имеют доступ на внешний рынок (на них приходится менее 2% внешней торговли), а физическим лицам лишь в 1997 г. разрешили быть пайщиками совместных с иностранным капиталом предприятий. Можно сказать, что частный сектор КНР опоздал с процессом глобализации. Основные сегменты внешнего рынка, а также важные сферы сотрудничества с иностранным капиталом на внутреннем рынке страны уже заняты крупными государственными компаниями и предприятиями.

Таможенные тарифы и количественные ограничения. Средняя ставка таможенного тарифа КНР после перехода с 1 января 1992 г. на Гармонизированную систему описания и кодирования товаров составила 43.2%. В течение 90-х годов правительство неоднократно снижало ставки таможенного тарифа. Еще быстрее по мере исключительно динамичного роста "сборочного" сектора китайского хозяйства снижался уровень реального обложения импорта за счет беспошлинного ввоза комплектующих для экспортных производств. Реальное обложение импорта в КНР составило в 2000 г. 8%.

Технические барьеры, антидемпинговые и компенсационные меры. Для защиты внутреннего рынка Китай широко использует технические стандарты и условия. Хотя определенный прогресс в переходе на международные стандарты есть, но его никак не назовешь стремительным: в течение последних 20 лет сфера использования международных стандартов расширилась с 12 до 40%. По соглашению с ВТО КНР обязалась расширять сферу действия международных стандартов на 10% каждые 5 лет. (World Trade Organization. Report of the Working Party on the Accession of China. Doha, 9-13. 11.2001. P. 36.)

Режим допуска и деятельности иностранного капитала. Политика Китая в части иностранных инвестиций весьма специфична. Основной их объем представлен прямыми капиталовложениями в промышленность, в отношении которых на протяжении всего периода реформ проводился курс, противоположный классической схеме ВТО. Государство, привлекшее более 300 млрд. долл. иностранного предпринимательского капитала, не соблюдало ни принцип национального режима (зарубежному капиталу предоставлялись значительные тарифные и налоговые льготы по сравнению с местными производителями), ни принцип наибольшего благоприятствования (дополнительные преференции имели зарубежные этнические китайцы-предприниматели), ни принцип равных условий на всей территории государства (разных типов территориальных форм внешнеэкономической открытости в Китае насчитывалось не менее пяти), ни принцип равного доступа к рынку (предприятиям с иностранным участием, как правило, был закрыт самостоятельный сбыт продукции в КНР). Вдобавок Китай в законодательном порядке определял зарубежным инвесторам обязательства по использованию в производстве местных комплектующих, доле экспорта в продажах и т.п.

Проводя эти реформы, Китай добивался открытия для себя рынков других государств. А так же Китая выгодно было открытие своего рынка. По мере роста мощи его экономики ему выгоднее открывать свой рынок, это привлекает огромный поток инвестиций, промышленных технологий, создаются условия для занятости населения.

В связи с тем, что Китай стал фабрикой мира, для него жизненно необходимо является иметь доступ к рынкам развитых стран, поскольку его экономика в значительной мере развивается за счет экспорта. Развитие внутреннего рынка еще не достигло той стадии, которая бы позволила поддерживать такой бурный экономический рост, который наблюдается в Китае.

Есть и свои недостатки, которые особенно остро проявились сейчас в период глобального экономического кризиса. Основной недостаток состоит в том, что рост экономики Китая поддерживался в основном за счет экспорта промышленных товаров в развитые страны. Сейчас в связи с эк кризисом произошло падение спроса на китайские товары. Недостаточная развитость внетр рынка даже при условии стимулирования роста потребления на нем не позволит компенсир потери от сузившегося экспорта. Что повлечет для китая значит потери, произойдет замедление экономического роста, а так же угроза закрытия значит части предприятий и большое кол людей могут остаться без работы.

Таким образом, Китай постепенно переходит от преимущественно протекционистской доктрины, послужившей основой подъема хозяйства в годы реформ, и глубоко эшелонированной системы защиты внутреннего рынка к более изощренной внешнеэкономической политике. Протекционизм приобретает более тонкие формы, либеральная риторика облегчает, помимо прочего, выборочную и весьма активную товарную и инвестиционную экспансию на перспективных внешних рынках, базирующуюся главным образом на экономической и политической мощи государства, его информационных и коор-динирующих функциях, упрощающемся инструментарии регулирования хозяйства.

Все это служит интересам защиты внутреннего рынка, стабильному социальному развитию. При этом в целом сохраняется утилитарный подход к мирохозяйственным связям: они в первую очередь должны служить развитию экономики Китая.

Необходимо отметить, что в ходе подготовки к вступлению в ВТО в Китае была проделана огромная исследовательская и организационно-просветительская работа. Проведена широкая ревизия и систематизация правовых и административных норм во многих областях. Выпущено колоссальное количество информационных и популяризаторских материалов, проведена массовая кампания подготовки кадров. В этой области Китай намного превзошел Россию. Взаимоотношения Китая и ВТО за прошедшие 7 с небольшим лет, дают ценнейший материал для анализа наших собственных перспектив в этой Организации и разработки стратегии переговоров с ней. Первый вывод, который напрашивается из представленных выше наблюдений и соображений, заключается в том, что прямолинейное следование нынешним нормативам и правилам ВТО и достижение реальных внешнеэкономических успехов могут зачастую лежать в совершенно разных плоскостях.

2.3. Возможные пути дальнейшего развития ВТО

Всемирная Торговая Организация начала свою деятельность 1 января 1995 года в обстановке, коренным образом отличной от той, которая существовала в 1986 году, когда начались переговоры Уругвайского раунда. За эти годы резко изменилась политическая и экономическая роль международной торговли товарами и услугами для экономического благосостояния большинства государств мира. Сложившаяся на рубеже нового тысячелетия глобальная экономика оказалась гораздо более сложным экономическим организмом, чем об этом судили в начале 80-х годов, определяя будущие контуры многосторонних переговоров. ВТО, в отличие от ГАТТ, не имела "разгонного" периода. В апреле 1994 года совещание в Марракеше провозгласило создание ВТО, а 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. Сегодняшние экономические условия отличаются еще сильнее от тех, в которых создавалась и функционировала ВТО.

За прошедшие два года определились приоритетные направления деятельности ВТО. В области торговли товарами это:

  • доступ на рынки (тарифные и нетарифные барьеры);
  • реализация правила ВТО по таким специфическим товарам, как сельскохозяйственная продукция, текстиль и одежда;
  • правила в отношении использования антидемпинговых пошлин, субсидий, защитных мер, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер;
  • импортное лицензирование и процедуры импортного лицензирования. Все сказанное выше относится и к этому направлению деятельности ВТО.

Вместе с тем, более резко обнажились противоречия между США и Европейским Союзом, США и Японией в подходах к реализации целого ряда договоренностей ВТО. Все это позволяет говорить о процессе накопления проблем деятельности ВТО и необходимости поиска нетрадиционных развязок.

Сейчас очень многие ратуют за изменение статуса ВТО. Большинство считает, что изменение "королевского" статуса ВТО должно идти в следующем порядке. Во-первых, если мы хотим избежать того, чтобы национальные интересы оказались на последнем месте, то порядок старшинства между законами ВТО и национальными законами должен быть изменен на обратный. При нынешнем порядке вещей ни одна страна не может ввести торговые санкции, чтобы заставить другую страну следовать ее стандартам, если импортируемый продукт физически такой же, как производимый в этой стране. Невозможен, например, запрет на импорт говядины, получаемой с использованием гормонов, если нет документов, подтверждающих отличие такого продукта от говядины, производимой внутри страны. Исключением является случай, когда существует международное соглашение, подписанное обеими странами. Но такие соглашения очень сложно заключить.

Во-вторых, ВТО, возможно, вышла за пределы своих полномочий, когда начала заниматься вопросами, касающимися прав на интеллектуальную собственность. Права на интеллектуальную собственность помогли превратить науку в бизнес, а бизнес, конечно же, мотивируется прибылью. Можно привести доводы в пользу того, что этот процесс зашел слишком далеко и создает препятствие решению важных для развивающегося мира задач. Сегодня, например, гораздо больше денег тратится на разработку косметики, чем на лечение тропических болезней.