Смекни!
smekni.com

Валютная политика как основной элемент валютной системы (стр. 4 из 7)

Важно также подчеркнуть, что и МВФ требует от стран-членов соблюдения определенных принципов регулирования обменных курсов, в соответствии с которыми страна должна:

избегать манипулирования валютными курсами в целях затруднения эффективного регулирования платежного баланса или получения конкурентных преимуществ над другими странами-членами;

осуществлять интервенции на валютном рынке, чтобы про­тиводействовать разрушительным краткосрочным колебаниям курса своей валюты;

проводя интервенции, учитывать интересы других стран-членов, особенно тех, в валютах которых она интервенирует.

Таким образом, государственное вмешательство в процесс определения уровня валютного курса является повсеместной и повседневной практикой. Регулируя валютный курс, государство может использовать целый ряд инструментов.


Поскольку валютный курс представляет собой своего рода равновесную цену, складывающуюся в результате согласования спроса на иностранную валюту и ее предложения, Центральный банк может влиять на уровень этой цены путем воздействия либо на спрос, либо на предложение. Такое воздействие осуществляется путем проведения интервенций на валютном рынке, когда Центральный банк выступает в качестве продавца или покупателя иностранной валюты. Увеличивая предложение иностранной валюты, Центральный банк способствует повышению номинального курса национальной валюты, а предъявляя спрос на нее, он понижает его.

Однако Центральный банк должен проводить интервенции на валютном рынке достаточно осторожно, поскольку они оказывают воздействие не только на номинальный валютный курс, но и на общее предложение денег в экономике.

При проведении интервенций на валютном рынке Центральный банк изменяет величину своих валютных резервов, т.е. свои активы. Но одновременно изменяются и обязательства Центрального банка — либо сумма наличных денег, находящихся в обращении, либо величина резервов коммерческих банков. Соответственно изменяется и предложение денег в экономике, представляющее собой сумму наличных денег и чековых депозитов (агрегат М\). Следует подчеркнуть, что изменение предложения денег будет, как правило, больше, чем изменение валютных резервов Центрального банка, так как в этом случае изменяется денежная база, которая оказывает мультипликативный эффект на денежную массу.

Таким образом, интервенции на валютном рынке могут иметь неблагоприятные макроэкономические последствия с точки зрения изменения денежной массы. Стремление поддержать курс национальной валюты приводит к сокращению предложения денег и соответственно совокупного спроса, что равносильно проведению сдерживающей денежно-кредитной политики. В условиях фиксированного валютного курса эта связь между изменением резервов и изменением предложения денег является очень жесткой.


Чтобы разорвать эту нежелательную зависимость, которая связывает руки Центральному банку и лишает его возможности проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, может осуществляться так называемая стерилизация (стерилизованные валютные интервенции). Суть их заключается в том, чтобы параллельно с изменением валютных резервов (иностранных активов) производить изменения и в величине внутренних активов Цент­рального банка — объемах кредитования правительства или коммерческих банков. В частности, при продаже части резервов на валютном рынке Центральный банк должен будет увеличить размеры внутреннего кредита, и тогда предложение денег не изменится. Такого рода изменения в величине внутренних активов могут быть достигнуты с помощью традиционных методов денежно-кредитной политики — изменения учетной ставки, нормы обязательных резервов, а также путем проведения операций на открытом рынке.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что политика стерилизации в любом случае является лишь временной мерой. Если Центральный банк хочет не допустить девальвации национальной валюты, расходует свои резервы и при этом проводит стерилизацию, увеличивая внутреннее кредитование, то причины обесценения валюты не устраняются, а возросшие ресурсы коммерческих банков могут очень быстро оказаться на валютном рынке, что еще больше усилит неустойчивость национальной валюты. В этом случае стерилизованные интервенции ускоряют расходование валютных резервов, которые рано или поздно будут исчерпаны. Если же Центральный банк, наоборот, хочет избежать ревальвации валюты и через стерилизованные интервенции увеличивает свои резервы, то одновременно сокращаются внутренние активы. Если такая ситуация продолжается достаточно долго, то размеры валютных резервов превысят величину денежной базы, а внутренние активы Центрального банка станут отрицательной величиной. Центральный банк станет не кредитором, а заемщиком. Такое положение крайне нежелательно и на практике еще не случалось.

Одним из способов воздействия на уровень валютного курса, которым располагает Центральный банк, является влияние на уровень спроса и предложения иностранной валюты со стороны коммерческих банков. С чисто теоретической точки зрения при наличии конвертируемости национальной валюты только по счету текущих операций, предложение иностранной валюты на валютном рынке определяется выручкой от экспорта товаров и услуг, а также поступлениями по другим статьям счета текущих операций, а спрос на валюту связан с импортом товаров и услуг и другими выплатами. Поэтому для того, чтобы повлиять на спрос и предложение валюты, надо найти инструменты воздействия на статьи счета текущих операций. Однако в реальной действительности четко разграничить, в каком случае покупка или продажа валюты связана с операциями по текущему счету, а в каком нет, оказывается достаточно сложно. Поэтому многие участники валютного рынка, и прежде всего коммерческие банки, стараются обойти валютные ограничения и использовать валютный рынок для совершения сделок по счету движения капитала или же для чисто спекулятивных операций.

Поэтому инструменты воздействия на денежную массу, которыми располагает Центральный банк, одновременно являются и инструментами воздействия на валютный курс.

Кроме того, Центральный банк может устанавливать для коммерческих банков разные нормы обязательных резервов по депозитам в национальной валюте и в иностранной валюте, что позволяет изменять ситуацию на валютном рынке. Повышение нормы обязательных резервов по депозитам в иностранной валюте увеличит спрос на нее со стороны коммерческих банков и при прочих равных условиях приведет к обесценению национальной валюты.


3. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ

3.1. Ограничение конвертируемости национальной валюты

Важным инструментом политики валютного курса является режим конвертируемости национальной валюты. Причем взаимосвязь между валютным курсом и конвертируемостью как прямая, так и обратная. С одной стороны, политика в отношении конвертируемости позволяет влиять на число участников операций на валютном рынке и на объем этих операций, что непосредственно влияет на уровень и динамику валютного курса. С другой стороны, сам режим валютного курса может в значительной степени пре­допределять политику в отношении конвертируемости валюты. В частности, использование фиксированного валютного курса требует от Центрального банка проведения активной политики на валютном рынке, и изменения в режиме конвертируемости валюты могут быть важным и эффективным элементом такой политики.

В соответствии со статьей VIII Устава МВФ страны-члены должны обеспечить конвертируемость валюты по счету текущих операций и не могут вводить валютные ограничения по текущим операциям без согласия Фонда. Вместе с тем это требование не является обязательным условием членства в МВФ, поскольку Устав позволяет странам сохранять валютные ограничения в течение переходного периода. На практике этот переходный период может быть достаточно длительным.

Обычно проводится различие между мягкой и жесткой кон­вертируемостью: при мягкой конвертируемости валюты могут свободно обмениваться по рыночному курсу, в то время как при жесткой конвертируемости валюты могут свободно обмениваться по установленному курсу. По определению мягкая конвертируемость относится к режиму гибкого валютного курса, а жесткая — к режиму фиксированного валютного курса.

Ключевым отличием здесь является то, кто несет риски, связанные с изменением валютного курса: при мягкой конвертируемости риск несут держатели валюты, при жесткой — страна—эмитент валюты.

С точки зрения отдельной страны переход к конвертируемости по счету текущих операций дает существенные преимущества. Конвертируемость валюты ставит отечественных производителей в условия конкуренции с зарубежными производителями и тем самым создает систему рационального соотношения цен (по крайней мере для товаров, являющихся объектом внешней торговли). Соответственно внутренние рынки становятся более кон­курентными: расширяется доступ к импортному сырью, материалам и инвестиционным товарам и облегчается международной обмен технологиями, что способствует повышению эффективности производства. Конвертируемость по счету текущих операций подталкивает страну к производству товаров и услуг, по которым у нее есть сравнительные преимущества, и способствует в целом совершенствованию структуры экономических стимулов.

Очевидно, что внешнеторговые ограничения могут помешать этим процессам, даже если валютные ограничения на текущие операции будут сняты. Поэтому политика в отношении внешнеторговых и валютных ограничений должна рассматриваться комплексно. Конечно, введение конвертируемости валюты не требует полной либерализации внешней торговли. Таможенные тарифы, особенно если их поддерживать на умеренном уровне и единообразными для всех товаров, более предпочтительны, чем количественные ограничения, поскольку они представляют собой более открытый инструмент экономической политики и на них оказывает влияние уровень мировых цен.