Смекни!
smekni.com

Гражданское право как отрасль частного права (стр. 5 из 12)

Имущественно-стоимостные отношения предполагают взаимную оценку участниками этих отношений количества и качества труда, воплощенного в том материальном благе, по поводу которого эти отношения складываются. Личные неимущественные отношения, в свою очередь, предполагают взаимную оценку их участниками индивидуальных качеств личности, участвующей в этих отношениях. Взаимооценочный характер имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений и составляет то общее свойство, которое позволяет объединить их в предмете гражданского права. Во избежание недоразумения следует отметить, что оценочный характер носят все общественные отношения. Однако взаимооценочный признак характерен только для тех общественных отношений, которые входят в предмет гражданского права. Наличие этого общего признака и обусловливает принципиальное единство всех имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений, в какой бы сфере деятельности человека они ни возникали и каков бы ни был их субъектный состав.

В имущественных отношениях взаимная оценка проявляется в стоимостной форме, а в неимущественных - в виде нравственной и иной социальной оценки личных качеств граждан и организаций. Поскольку стоимостная оценка имеет место только в имущественно-стоимостных отношениях, а нравственная и иная социальная оценка личных качеств граждан и организаций - в личных неимущественных отношениях, то и предмет гражданского права можно определить как взаимооценочные общественные отношения в виде имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений. Л. О. Красавчикова также исходит из того, что гражданское право регулирует личные имущественные отношения независимо от их связи с имущественными отношениями. Однако к обоснованию этого положения она подходит с несколько иных позиций, нежели автор настоящей главы учебника.

Складывающееся с течением времени единообразное применение правовых норм требует осмысления многих проблем на теоретическом уровне, что зачастую невозможно осуществить без рассмотрения основной категории науки гражданского права - предмета гражданско-правового регулирования. Интерес к проблемам, связанным с определением круга общественных отношений, регулируемых гражданским правом, не пропадает до сих пор, хотя исследования в данной сфере начались не один десяток лет назад.

Первой общей дискуссии относительно предмета гражданско-правового регулирования положил начало академик А.В. Венедиктов, опубликовав во втором номере журнала "Советское государство и право" за 1954 г. статью "О системе Гражданского кодекса СССР". В обсуждении приняли участие известные цивилисты С.С. Алексеев, Д.М. Генкин, Р.О. Халфина и многие другие. Впоследствии такие дискуссии проводились неоднократно.

К сожалению, в настоящее время появляются публикации, авторы которых делают попытки "ревизии" предмета гражданского права, не утруждая себя при этом поиском серьезной аргументации в обоснование своих позиций, заключающихся нередко в немотивированном неприятии богатого опыта и несомненных достижений отечественной цивилистики советского периода. Такое "новаторство" уже получило справедливую критическую оценку в работах правоведов. Вместе с тем, другой крайностью является отказ от какого бы то ни было пересмотра содержания предмета гражданского права, сложившегося на определенном этапе развития науки. Вряд ли можно оправдать игнорирование развития общественных отношений, требующего адекватных механизмов правового воздействия. Стремление подвести любые новые правовые явления под известные, проверенные временем теоретические конструкции без критического анализа последних - это такой же тупиковый путь, как и путь абсолютного отрицания достижений науки гражданского права.

Принятие в 1994 году Гражданского кодекса обозначило и новый этап в дискуссии юристов о предмете гражданского права.

Наиболее традиционным считается утверждение о том, что гражданское законодательство регулирует два вида общественных отношений - имущественные и личные неимущественные.

В русской дореволюционной литературе имущественными отношениями назывались права на имущество. Считалось, что имущественные права имеют предметом материальные, вещественные ценности, в каком бы то виде ни было, - в виде ли физических вещей или в виде прав или услуг. В то же время как подчеркивал Г.Ф. Шершеневич, что имущественность не есть признак юридический, а только экономический.

По мнению В.А. Тархова, имущественные отношения трактуются как отношения по владению, пользованию и распоряжению вещами, а также иные отношения, связанные с передачей материальных благ, как обладающие экономической ценностью вследствие своей связи со средствами или продуктами производства, а также иными продуктами трудовой деятельности.

Ю.К. Толстой и А.П. Сергеев также считают специфическим признаком гражданских имущественных отношений их стоимостной характер, т.е. связь с действием закона стоимости. Применение закона стоимости объясняется взаимной оценкой участниками гражданских правоотношений их стоимости в виде количества и качества труда, воплощенного в том благе, по поводу которого эти отношения складываются.

Иногда проводят границу между эквивалентно-возмездными и эквивалентными отношениями. При этом подчеркивается, что при получении гражданами имущества в собственность или пользование, оказании услуг, частично финансируемых государством (например, тарифы на коммунальные услуги), нет эквивалентности представлений, хотя складывающиеся при этом отношения носят возмездный характер.

В настоящее время понятие возмездности объясняется в Гражданском кодексе применительно к договору. Возмездным признается договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (п. 1 ст. 423 ГК РФ). По общему правилу Закон не настаивает на том, что встречное предоставление должно быть эквивалентно исполнению другой стороны. Это следует, в частности, из того, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных Законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 1 ст. 424 ГК РФ). Соответственно стороны могут предусмотреть большую или меньшую цену.

Вместе с тем (как исключение из общего правила) из содержания договора мены следует, что возмездность понимается законодателем как эквивалентность предоставлений: "товары, подлежащие обмену, предполагаются равными"; "когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого меньше цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах" (ст. 568 ГК).

Неоднократно делались попытки определить область использования гражданских имущественных отношений. При этом выбирался либо достаточно неопределенный критерий - "область гражданского права - область по преимуществу индивидуальной свободы", либо перечислялись конкретные виды (группы) имущественных отношений (отношения между социалистическими организациями, трудовые отношения, отношения с участием гражданина, отношения по внешней торговле).

В п. 1 ст. 2 ГК указано в общей форме, что гражданское законодательство определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения. Существуют различные научные классификации гражданских имущественных отношений: вещные и обязательственные, договорные и внедоговорные, товарно-денежные и иные. Но для выявления специфики регулируемых гражданским законодательством имущественных отношений Кодекс обращает внимание на субъектный состав и особенности метода регулирования.

Ранее для разграничения имущественных отношений, регулируемых разными отраслями права, юристы также указывали, что в гражданских имущественных отношениях выступают частные лица как таковые. Современный Кодекс к числу возможных участников гражданских отношений относит граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации и муниципальные образования.

В юридической науке известны предложения брать за основу выделения гражданских имущественных отношений одно или несколько проявлений применяемого метода регулирования. Гражданский кодекс назвал в качестве отдельных проявлений метода регулирования юридическое равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников (п. 1 ст. 2 ГК).

Высказана точка зрения о том, что в предмет гражданского права входят имущественные отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой. Примеры таких отношений не приводятся.

С подобным соображением нельзя согласиться. Гражданский кодекс действительно допускает применение гражданского законодательства к имущественным отношениям власти и подчинения, если это прямо предусмотрено (п. 3 ст. 2 ГК). Но при этом такие отношения не изменяют своей природы, остаются административными, финансовыми, налоговыми и пр. и не входят в предмет гражданского права.