Смекни!
smekni.com

Гражданское право как отрасль частного права (стр. 6 из 12)

Очевидно, что в дальнейшем в ГК РФ должна быть отражена тенденция к дифференциации правового режима отдельных вещных прав. В частности, в раздел II "Право собственности и другие вещные права" требуется внести дополнения, касающиеся вещных прав на природные объекты (недра, воды, леса).

Наука гражданского права различает личные неимущественные права, связанные и не связанные с имущественными.

Как отмечает Е.А. Флейшиц, личные неимущественные права это права на блага, неотделимые от личности, охраняющие непротивоправные проявления индивидуальных черт, способностей, стремлений человека. Однако в такой формулировке не учитывается, что непротивоправные проявления индивидуальных черт субъекта обеспечиваются не только личными неимущественными, но и имущественными правами.

А.П. Вилейта считает, личные неимущественные отношения это отношения, которые возникают по поводу разнообразных нематериальных благ, выражающих индивидуальность граждан и организаций, общественную оценку их деятельности, и обеспечивают использование этих благ в интересах общества и управомоченного субъекта. Но в данной характеристике не обращается внимание на другие (помимо нематериальных благ) объекты неимущественных прав и невозможность их точной денежной оценки.

Для определения личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, и отграничения их от отношений, регулируемых другими отраслями, возьмем за основу следующее определение личного неимущественного права. Личным неимущественным правом является субъективное право, возникающее по поводу нематериальных благ или результатов интеллектуальной деятельности, не подлежащее точной денежной оценке, тесно связанное с личностью управомоченного, направленное на выявление и развитие его индивидуальности и имеющее специфические основания возникновения и прекращения.

Личные права, связанные с имущественными, при их реализации могут выступать в качестве предпосылки возникновения имущественных прав. Так, право авторства лица на произведение литературы (личное право) влечет за собой имущественное право на получение авторского гонорара. Такие имущественные права вторичны, они могут и не возникнуть, либо возникнут, но не будут реализованы (отказ автора от получения гонорара).

Некоторые неимущественные права (например, право на банковскую тайну, право на медицинскую тайну, право на адвокатскую тайну) возникают в силу договора и неразрывно связаны с другими, в том числе и имущественными правами и обязанностями сторон. Какие из этих отношенийпервичны, а какие вторичны определяется из содержания и целей договора.

Отдельные неимущественные правомочия (например, право на неприкосновенность жилища) могут возникать как из договора, так и из других юридических фактов, и проявляются одновременно с имущественными правомочиями (например, право собственности на жилище).

Можно согласиться с мнением О.С. Иоффе о том, что когда личные и имущественные правомочия сочетаются, воплощаются в едином правовом отношении, то можно говорить о личных правах, связанных с имущественными. Каких-либо серьезных научных сомнений по поводу отнесения этих отношений к предмету гражданского права в настоящее время не высказывается. В п. 1 ст. 2 ГК прямо закреплено, что гражданское законодательство регулирует личные неимущественные отношения, связанные с имущественными.

К личным правам, не связанным с имущественными, относятся право на жизнь, право на индивидуальный облик и голос, право на честь и достоинство и другие. Эти неимущественные права не состоят в одном регулятивном сложном правоотношении с имущественными. В процессе их осуществления у управомоченного нет притязаний имущественного характера к другим лицам.

Вопрос о включении в предмет гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, вызвал продолжительные дискуссии. Определились три концепции, которые условно могут быть названы радикальной, негативной и позитивной.

Согласно радикальной концепции отношения по поводу благ, неотделимых от личности, образуют самостоятельный предмет регулирования. Эти отношения оригинальны, автономны, обособлены от других отношений, для их зашиты используются не только гражданско-правовые способы. Однако удельный вес этих отношений недостаточно велик для выделения их в самостоятельную отрасль права. Н.Д, Витрук указывает о необходимости кодификации законодательства о личной свободе, личных благах и ценностях и о формировании в будущем новой отрасли законодательства и права.

Длительное время в юридической литературе господствовала позиция сторонников негативной концепции, согласно которой основной задачей гражданского права является регулирование имущественных отношений. При этом утверждалось, что гражданское законодательство способно регулировать только личные отношения, которые "сходны" с имущественными, "порождены" ими. Личному неимущественному праву приписывалось негативное (отрицательное) содержание. О.С. Иоффе считает, что личные отношения, лишенные имущественного элемента, не регулируются, а лишь охраняются гражданско-правовыми способами и потому не входят в состав предмета гражданского права; а как отмечает В.Я. Суховерхий возникновение неимущественных прав связывалось с фактом их нарушения. Утверждалось, что пользование благами не носит юридического характера; для охраны личных благ нет необходимости в конструировании какого-то правоотношения, так как оно было бы настолько неопределенным, что никакой полезной функции не выполнило бы. Такая "негативная" характеристика личных неимущественных прав (и отношений) не соответствует их значению в современных условиях. Но она в известной степени соответствовала состоянию гражданского законодательства прошлого периода.

Согласно позитивной концепции личные права не только охраняются, но и регулируются гражданским правом, исходя из разной значимости имущественных и неимущественных отношений в структуре предмета гражданско-правового регулирования.

Включение в предмет гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, объясняется возможностью применения к ним метода гражданско-правового регулирования; существования сходства в связи с отражением определенного состояния участников (личные блага выражают общественное состояние, имущественные ценности выражают состояние имущественной обособленности и самостоятельности); наличием обобщающего признака - взаимооценочного характера имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений. Включение личных неимущественных отношений в предмет гражданского права поддерживалось и дореволюционными юристами.

В регулировании личных неимущественных отношений гражданским законодательством наблюдалась определенная эволюция.

Первый Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. не содержал прямых специальных норм о регулировании этих отношений; в разделе о деликтных обязательствах предусматривалось возмещение вреда в случаях повреждения здоровья и причинения смерти.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. и Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. (ст. 1) определяли, что гражданское законодательство регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, а в случаях, предусмотренных законом - и иные личные неимущественные отношения. Таким образом, гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений допускалось лишь в той мере, в какой они связаны с имущественными, а вне этой связи - только при наличии специального закона. Соответственно ГК РСФСР 1964 г. содержал только две нормы, регулирующие собственно личные отношения, - о защите чести и достоинства (ст. 7) и об охране интересов гражданина, изображенного в произведении изобразительного искусства (ст. 514), а в главе о деликтных обязательствах предусматривалось право на возмещение вреда, причиненного здоровью или смертью кормильца.

В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. указывалось, что гражданским законодательством регулируются товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников общественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. Личные отношения, не связанные с имущественными, регулировались гражданским законодательством, поскольку иное не предусмотрено законодательными актами либо не вытекает из существа личного неимущественного отношения (ст. 1).

Гражданский кодекс (ч. I, 1994 г.) установил, что гражданское законодательство регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Нематериальные права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ (ст. 2 ГК РФ).

Положения нового Гражданского кодекса неоднозначно оцениваются юристами. Одни считают, что ст. 2 ГК РФ исключила неимущественные отношения, не связанные с имущественными, из предмета регулирования гражданского законодательства.

Другие отстаивают взгляд на существование во всех случаях в большей или меньшей мере связи личных неимущественных отношений с имущественными, в частности, при использовании таких способов защиты, как возмещение убытков и компенсация неимущественного вреда.

Третьи высказывают соображение о невозможности отвергать применение гражданского права для осуществления личных неимущественных прав, которые имеют взаимооцёночный характер и которым присущ такой предметный признак, как равенство участников.

Полагаю, что последняя точка зрения о сохранении личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, в предмете гражданского права, более справедлива. Наряду с аргументами, которые приводились до принятия Гражданского кодекса 1994 г., хотелось бы отметить следующее.