Смекни!
smekni.com

Современные тенденции международной миграции капитала (стр. 7 из 10)

Для сохранения и наращивания своего капитала его собственник или владелец перемещает капитал туда, где условия для его размещения являются более комфортными, по сравнению со своим государством. Применительно к странам с реформируемой и, в частности, с переходной экономикой это, как правило, означает реальное сокращение ресурсов для экономического роста. Он ограничивает свободу действий правительства в проведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэкономического регулирования и подрывая фискальную дисциплину. В России "отлив" капиталов затянул процесс финансовой стабилизации, значительно отодвинул во времени перспективу возобновления экономического роста, усилил ее зависимость от иностранных займов и создал угрозу критического нарастания величины издержек по обслуживанию внешнего долга.

Либерализация внешнеэкономической деятельности и связанная с ней возможность бесконтрольного вывоза капитала усиливала стимулы для правонарушений и преступлений на внутреннем рынке. Ущерб от утечки капиталов за рубеж состоит, в основном, в следующем:

· государство не может собирать в полном объеме налоги и пошлины;

· отечественные средства инвестируются не в стране, а за ее пределами;

· ухудшается инвестиционный климат, вследствие чего нет притока иностранных капиталовложений;

· криминальный капитал коррумпирует государственную власть, подкупая чиновников для проведения незаконных операций;

· страдает мораль – общество строится на принципах лицемерия.

Основные проявления опасности бегства капиталов для национальной экономики страны сводятся к следующим:

1. экономическая опасность, которая проявляется в совокупности характеристик (отсутствие возможного внутреннего инвестирования экономики, необходимость дополнительного зарубежного инвестирования национальной экономики и др., приводящее в конечном итоге к дальнейшему ослаблению экономики);

2. политическая опасность (состоит в том, что растущий и высокий уровень бегства капиталов за границу свидетельствует о политической нестабильности российского государства. Недоверие российских капиталовладельцев к своему государству, отсутствие гарантии за сохранность их капиталов влечет недоверие к нему иностранных партнеров и отказ от возможных инвестиций и т.д.);

3. социальная опасность (ослабление показателей экономического состояния России приводит к возрастанию социальной напряженности в обществе, к недовольству населением политикой государства, многократно усиливающемуся еще и тем фактом, что привлечение к любой ответственности – гражданской, уголовной, административной, налоговой и т.д. даже за криминальный вывоз капитала является единичным);

4. опасность возрастания реального уровня экономической и коррупционной преступности (уход от ответственности делает привлекательным и безопасным бегство капиталов за границу, которое часто влечет за собой совершение целого спектра преступлений: налоговых, различных фальсификаций (подделок) документов, коррупционных, взяточничества и коммерческого подкупа).

Отдельно следует оговорить структуру экономического вреда, причиняемого бегством капиталов за границу России. Убежавшие капиталы представляют собой своего рода упущенную государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными, размещенными в легальной экономике России, они служат, в основном, зарубежному банковскому капиталу. Экономический вред, причиняемый государству бегством капиталов, выражается, таким образом, не в прямом положительном ущербе (уменьшении государственного капитала), поскольку государству такой капитал не принадлежит, и его судьба определяется собственником или законным владельцем, а в упущенной выгоде. Так же бегство
капитала сопровождается, как правило, спадом производства и инвестиций и
осуществляется полулегальными или нелегальными методами. Сталкиваясь с
этой проблемой, страна оказывается перед необходимостью существенной, часто
радикальной корректировки всей внешнеэкономической стратегии так же, внутриэкономической политики.

Оценка масштабов и последствий бегства капитала

К сожалению, вплоть до настоящего времени регулирующие органы сохраняют, по сути, "советское" отношение к вывозу капитала, рассматривая все операции в этой сфере как незаконные или, в лучшем случае, "неправильные" действия субъектов рынка, которые следует максимально ограничивать. На самом деле, четко отделить экономически оправданный экспорт капитала из России, связанный, среди прочего, с созданием сбытовых сетей, закреплением перспективных активов и расширением возможностей функционирования российских компаний на мировом рынке, от собственно бегства капитала вряд ли возможно, во всяком случае, без обширного специального исследования.

Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Вывозимый нелегально из России капитал в подавляющей своей части не имеет криминального происхождения, хотя, безусловно, уклоняется от российских налогов.

2. Вывоз капитала в 1996-1998 гг. в большой мере покрывался ввозом частного портфельного капитала и долговыми заимствованиями государства. Ввоз прямых (и, возможно, портфельных) инвестиций в Россию в значительной степени представляет собой частичный возврат российских вывезенных капиталов.

3. Без сокращения вывоза капитала, решения проблем налогообложения экспортных доходов невозможно долгосрочное решение проблемы долговой зависимости.

В Центре финансово-банковских исследовании Института экономики РАН разработана методологическая база для определения объемов "бегства" капитала. Авторы методики, учитывая недостаточную прозрачность информационной базы, предлагают определять его нижнюю и верхнюю границы. Общая оценка капитала, нелегально вывезенного из страны за годы реформ (официальные данные Банка России), находится в диапазоне от 40 до 300 млрд.$. Основой для расчета объема «сбежавшего» капитала является баланс текущих торговых расчетов, сальдо притока и оттока вложений в ценные бумаги (портфельные инвестиции и сальдо прямых инвестиций). Учитываются также изменения в величине официальных золотовалютных резервов и в объеме внешнего долга. Нижняя граница, 40 миллиардов долларов, по мнению депутата Госдумы и в прошлом министра внешнеэкономических связей Александра Шохина, получается в результате суммирования пропусков и ошибок платежного баланса страны за последние семь лет. Однако эта оценка не отражает реальной ситуации и является слишком заниженной. Максимальную цифру в 200 миллиардов долларов называют эксперты МВД РФ, ссылаясь на своих зарубежных коллег. Последнюю оценку, 25 миллиардов долларов ежегодного вывоза капитала, дал бывший премьер-министр России Е.М. Примаков. Представление о том, насколько серьезным является этот финансовый ресурс, дает простое сравнение 200 миллиардов долларов с несколькими жизненно важными для экономики страны параметрами.

Таблица №1.

Вывезено капиталов из России за 1991-1998 гг. 200 млрд. $
Российский внешний долг (без учета долгов СССР) 100 млрд. $
Выплаты по долгам в 1999 г. (без учета возможной реструктуризации) 17 млрд. $
Сумма рефинансирования текущей задолженности России в 1999 г. (при условии договоренности с МВФ) 4,5 млрд. $
Объем реального финансирования всех федеральных инвестиционных программ в 1998 г. 862 млн. руб.

Годовой отток капитала со времени установления Россией независимости по 2001 год на основании анализа независимых экспертных оценок варьируется в следующих границах:

1992 г. – от 26,6 до 61,4 млрд. долларов;

1993 г. – от 26,8 до 56,2 млрд. долларов;

1994 г. – от 31,7 до 77,8 млрд. долларов;

1995 г. – от 33,8 до 110,5 млрд. долларов;

1996 г. – от 30,5 до 84,6 млрд. долларов;

1997 г. – от 40,7 до 119,0 млрд. долларов;

1998 г. – от 26,9 до 96,5 млрд. долларов;

1999 г. – от 23,1 до 70,2 млрд. долларов;

2000 г. – от 23,6 до 110,5 млрд. долларов;

2001 г. – от 29,1 до 33,7 млрд. долларов.[2, 62]

«Бегство» капитала имеет ряд серьезных отрицательных последствий для экономики России:

1) сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса. Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и вывозятся, или вообще не поступают в страну, если в результате ценовых манипуляций скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз экономических активов;

2) сокращается объем предложения валюты, продаваемой на Московской межбанковской валютной бирже, валютное поле резко сужается и курс рубля становится неустойчивым. Сокращаются инвестиционные ресурсы, и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты;

3) уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании вывоза капитала сделки регистрируются, а потому уплачиваются и налоги. В страну не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала.

С конца прошлого века Россия переживает ощутимый экономический рост, который позитивно отражается и на финансовых показателях страны. Международные рейтинговые агентства (Fitch, Moodys и др.) пересматривают страновой рейтинг России в сторону его повышения. Все это явилось одним из факторов, оказавшим стимулирующее влияние на темпы и масштабы притока иностранного капитала в Россию, в том числе и в наиболее конструктивной форме - прямых инвестиций. По данным Банка России, приток прямых инвестиций вырос в среднем с 2,4 млрд. долл. в 90-е годы прошлого века до 7,8 млрд. долл. в 2000-2005 гг., в последние годы приток капитала в рассматриваемой форме был самым высоким за реформенный период (в среднем 15 млрд. долл.). Такая картина нашла свое отражение в платежном балансе страны, опираясь на статистические данные которого некоторые отечественные экономисты поспешили заявить о существенном смягчении проблемы оттока (бегства) капитала из страны, остро стоявшей перед экономикой страны в 90-е годы прошлого века.