Смекни!
smekni.com

Современные тенденции международной миграции капитала (стр. 9 из 10)

Значительные изменения в системе валютного регулирования и валютного контроля произошли после августовского кризиса 1998 г. С сентября 1998 г. Банк России взял курс на ужесточение, в том числе административных мер, регулирования валютного рынка и трансграничных валютных операций.

Ключевые решения ЦБ РФ:

16.09.98 – продажа валюты экспортерами в рамках обязательной продажи части экспортной выручки должна осуществляться только на валютных биржах;

28.09.98 – введение института специальных торговых сессий на валютных биржах;

01.10.98 – обязательная продажа части экспортной выручки производится только на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж;

01.11.98 – импортерам вменено в обязанность приобретать необходимую им валюту не ранее чем за семь дней до срока платежа и продавать ее обратно на внутреннем рынке по истечении срока платежа, если по каким-либо причинам резиденты не смогли выполнить свои обязательства перед иностранными контрагентами;

12.11.98 – запрет покупки на специальных торговых сессиях банкам иностранной валюты по поручению клиентов для оплаты импорта работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;

31.12.98 – норматив обязательной продажи экспортной выручки повышен с 50% до 75%;

01.01.99 – с шести до трех месяцев сокращен срок репатриации валютной выручки и период времени, в течении которого необходимо осуществить ее продажу;

01.01.99 – понижены лимиты открытой валютной позиции банков;

07.04.99 – отмена права покупки долларов США уполномоченными банками от своего имени и за свой счет в целях осуществления выплат в иностранной валюте физическим лицам по открытым в данных банках счетам и вкладам на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж.

Жесткая политика ЦБ принесла первые плоды уже в конце 1998 г., когда нелегальный вывоз капитала по каналам внешней торговли снизился с 2,5 млрд. долларов в среднем за квартал в январе – сентябре 1998 года до 0,8 млрд. в IV квартале.

Кроме того, сокращение вывоза капитала обусловлено заметным ослаблением, а в ряде случаев и парализацией его «проводящей сети» – российских банков. В связи с фактическим банкротством Токобанка, Инкомбанка, «Российского кредита», являвшихся до кризиса крупнейшими оптовыми импортерами наличной валюты, ввоз ее (а это есть не что иное, как форма вывоза капитала) в Россию по итогам прошлого года сократился более чем вдвое – с 37 до 16,2 млрд. долларов.

Посткризисные меры ЦБ по усилению валютного и капитального контроля сосредоточились на следующих направлениях:

· повышение ответственности экспортеров за несвоевременную репатриацию валютной выручки;

· упрощение перевода паспорта сделки по экспортным поставкам из одного банка в другой;

· модификации организации торгов на ММВБ с целью отделения торговли валютой в сфере внешнеэкономических операций от спекулятивных сделок;

· усиление собственно контрольной деятельности, направленной на ужесточение санкций к нарушителям и разработку мер, повышающих качество валютного регулирования.

Но, помимо задачи приостановления бегства капитала из страны, немаловажной также является задача репатриации хотя бы части из этих 200 млрд. долларов, вывезенных из России. Под экономической амнистией подразумевается полное или частичное освобождение от ответственности за любые экономические нарушения, предоставляемое в обмен на возврат во внутрироссийский экономический оборот изъятых из него средств, где бы они ни находились.

Предприниматели, вывезя деньги за рубеж, зачастую не могут воспользоваться ими за границей так, чтобы капитал работал. Поэтому часть денег готово вернуться в Россию, чтобы работать здесь, но для этого необходимы ряд условий. Одно из них это изменение налогового режима, то есть создание в стране таких условий, которые благоприятствовали работе денег внутри страны. Немаловажной также является политика государства по поводу экономической амнистии. Либо страна готова закрыть глаза на экономические нарушения, сопутствовавшие вывозу денег, и на само происхождение данного капитала, либо государство будет и впредь проявлять жесткость и нежелание идти на компромисс с людьми, вывезшими деньги из России. Но надо помнить об острой необходимости, которую испытывает страна в этом капитале.

15 сентября 2004 года в Москве прошла Международная конференция «Бегство капиталов из России как способ «отмывания» преступных доходов: проблемы ответственности и возвращения», на которой представитель Министерства юстиции США в России Терри Кинни заявил, что со времен 90-х годов Россия добилась значительных успехов в борьбе с бегством капиталов. Если раньше Россия входила в «черный список» стран cо значительным оттоком капиталов, то теперь она научилась бороться с этим явлением, подчеркнул, что Центральный банк ведет правильную политику, направленную на предотвращение ухода российского капитала за рубеж. Т. Монэгэн: "Не улучшив инвестиционного климата в стране, не занимаясь урегулированием на законодательно-административном уровне положений о банковском секторе, без стабилизации банковской системы в целом, не добиваясь от государства обеспечения безопасности для граждан и бизнеса, добиться значительных результатов в предотвращении бегства капиталов будет невозможно".

Долгосрочный устойчивый экономический рост в России может быть обеспечен лишь в условиях стабильного притока в экономику широкомасштабных инвестиций, как внешних, так и внутренних. Вступивший в силу в 2004 году новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» по существу фиксирует постепенный отказ (к 2007 году) от валютных ограничений [12]. В условиях, когда бегство капитала не снижается, а, напротив, нарастает и достигло рекордной величины, либерализация вывоза капитала не остановит, а скорее подхлестнет данный процесс. Основная масса прибыли образуется в экспортоориентированных отраслях - топливной промышленности и металлургии. По оценкам, эти же отрасли - главные агенты незаконного вывоза капитала. Новая редакция закона, по сути, дает им возможность сделать незаконный вывоз капитала законным.[6] Пока инвестиционный климат в стране не улучшится настолько, чтобы бегство капитала перестало существовать как проблема, полномасштабная и форсированная либерализация вывоза капитала представляется преждевременной и опасной мерой. Постепенная валютная либерализация в отношении вывозимого из страны капитала должна сопровождаться ужесточением валютного законодательства в отношении неконструктивных форм вывоза капитала при одновременном создании системы поддержки тех форм вывозимого капитала, которые способствуют продвижению товаров и услуг за рубежом.

Главной мерой, направленной на борьбу с вывозом капиталов, по мнению большинства ученых, должна стать полная амнистия на вывезенные капиталы. В распоряжении отечественных фирм и компаний практически нет "белого" капитала, заработанного абсолютно честно, без нарушений закона. В особенности, это касается крупных предприятий.

Также необходимым условием преодоления депрессии является резкий взлет инновационной активности. В наших сегодняшних условиях для того, чтобы такой взлет инновационной активности произошел, необходимы достаточно серьезные изменения во всей экономической политике. Именно сейчас создаются возможности для пересмотра приоритетов экономической политики. Ресурсы, конечно, уже не те, что несколько лет назад, но ресурсы эти есть. Уже третий год ведется бесконечное обсуждение проблематики создания банка развития, институтов развития, которые бы переориентировали государственную поддержку от финансовых спекулянтов к инновационной активности, инвестициям в производство и технический прогресс. Необходимо настаивать на изменении приоритетов макроэкономической политики в сторону поддержки реального сектора и, в том числе, стимулирования научно-технического прогресса. Необходимо также всерьез заняться реализацией уже объявленных и официально одобренных идей: бюджет развития, освобождение от налогов всех расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские разработки, создание механизмов стимулирования инновационной активности. Необходимо добиваться восстановления кооперационных и интеграционных связей между наукой и производством. Необходимо использовать еще остающиеся у государства рычаги влияния, чтобы добиться реинтеграции науки и производства, науки и образования.

Экономическая программа Владимира Путина должна была обрадовать западных кредиторов содержащимися в ней предложениями по либерализации российской экономики. Одновременно, укрепление роли государства в экономике не могло не вызвать у них тревоги. Эта программа предусматривала либерализацию экономики, как того требует Запад. Владимир Путин стремится освободиться от некоторой части советской бюрократии, мешающей развитию частного предпринимательства, он хочет также усилить государственное вмешательство в экономику. Путин утверждает, что будет продолжать рыночные реформы, однако подчеркивает, что нет альтернативы усилению государственного контроля над экономикой, который обеспечил бы всем равные возможности и способствовал бы укреплению законности. Россия прекратила безответственные заимствования и начала выбираться из долговой ямы - за время президентства Путина внешний долг страны сокращался в среднем почти на $10 млрд. в год. Именно ответственная долговая политика во многом определила экономический подъем последних лет. Принципиальным решением президента стала ответственнаябюджетная политика. Впервые хронический дефицит бюджета (по 5-10% ВВП ежегодно) сменился профицитом.