Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Экономической теории 5 (стр. 2 из 22)

В статьях 236-277 кодекса обстоятельно разработаны нормы найма рабочей силы, а также постановления о рабах.

Согласно законам Хаммурапи работники нанимались за десять-одинадцать сиклей серебра в год. Норма оплаты труда, установленная судебником Хаммурапи, была на 30-40% выше существовавшей до него. Это была довольно высокая оплата труда, так как покупная цена одного сикля была крайне велика. За один сикль можно было купить зерна на пять месяцев, свинью или овцу, за один-три сикля можно было построить жилище. Но при этом нужно иметь в виду, что работники не работали круглый год. Документы о найме рабочей силы свидетельствуют о том, что срок найма не превышал 10-20 дней в течение страдной поры сельскохозяйственных работ. Поэтому, хотя закон и улучшал положение работников, но их жизнь была нелёгкой.

Законы Хаммурапи, предусматривали также аренду земли за установленную вперёд определённую плату. Арендатор должен был уплатить собственнику поля, независимо от всех условий невысокую плату (в размере 1/6-1/8 нормы обычного урожая). Арендной платой ограничивались все обязательства арендатора по отношению к хозяину поля. Аренда обычно была краткосрочной на один - два года.

На три года земля сдавалась в аренду, только если она не была ещё непригодна к использованию, и в первые годы арендатор ничего не платил, а платил лишь на третий год.

На пять лет сдавалась земля, превращаемая в сад, и лишь на пятый год, арендатор отдавал собственнику земли половину урожая её плодов.

Этими постановлениями Хаммурапи создавал стимул к расширению посевной площади, к освоению неудобных земель, а также поощрял более прогрессивные формы земледелия, какими по сравнению с хлебопашеством были огородничество и садоводство. В то же время аренда была средством эксплуатации безземельных крестьян, отколовшихся от общины.

Кодекс законов Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы "сильный не притеснял слабого", фактически же закреплённые в нем правовые нормы жёстко регламентировали натурально-хозяйственные отношения, господствующие в обществе, увязывая их с существующим рабовладельческим строем.

Например, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать либо смертная казнь, либо обращение в рабство. Рабский труд был настолько тяжёл, что сохранение жизни, таким образом, приравнивалось к её лишению. В то же время для свободных граждан Вавилонии и воинов государство узаконило снижение тяжести рабства, в которое те могли попасть за неуплату долга. Было установлено, что воины не лишались за долги своих земельных наделов, т.е. воины выделялись в особую привилегированную группу, так как их труд (служба царю) ценилась очень высоко. Для свободных граждан было введено понятие "временного рабства" - своеобразной трудовой повинности. - Отдавая за долги своих детей или жену в рабство, отцу семейства было гарантировано законом, что по истечении трёх лет член его семьи будет освобожден и одновременно аннулируется его долг. Что же касается основной части рабов, то они приравнивались к имущественному богатству, и попытки их увода или убийства чужими людьми карались смертью, сами же они никакой надежды на освобождение не имели и должны были влачить свое существование до самой смерти.

Наиболее поздним письменным источником древней Индии является трактат о государстве "Артхашастра", написанный древнеиндийским брахманом Каутилья в конце IV - начале III в. до н.э.

Трактат повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. На ариев не должно было распространяться рабство. Если же они и становились рабами (за долги), то такое состояние рассматривалось для них, как временное и предусматривались меры к их освобождению. В то же время рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства и право самовыкупа за счет своего имущества.

Одним из источников, свидетельствующих об общественном устройстве Древнего Китая является учение Конфуция (Кун-цы) (551-479 гг. до н.э.).

Конфуций в своём учении исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Человек конфуцианского мира верит и считает достаточным то, что за добродетели, бережливость и трудовое усердие он получит «Свыше»: долгую жизнь; здоровье; богатство; легкую смерть; добрую память после смерти.

Сила трудовой этики конфуцианства в том, что юго-восточный азиат не верит в то, что его добродетельная жизнь на земле ведет к обретению рая после смерти. Его трудовая этика – единственно возможная и единственно правильная жизненная позиция.[1]

Конфуций считал естественным деление общества на благородных и простолюдинов. В целом учение Конфуция было направлено на обеспечение стабильности существующего рабовладельческого строя.

Другим источником древнекитайской мысли является трактат «Гуань-цзы», написанный неизвестными авторами в IV-III вв. до н.э. Авторы проявляли заботу о крестьянстве, предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, защитить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения трудового класса – крестьянства, авторы считали, что государство должно заботиться о благосостоянии населения путем изменения системы налогов, повышения цен на хлеб.

Особую роль в развитии экономической мысли древнего мира сыграла Древняя Греция. Во-первых, здесь появилось само слово «экономия», которое состоит из двух греческих слов – «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (закон) и буквально означает «законы ведения домашнего хозяйства» (т.е. домоводство).

Регулирование экономики периода античного (классического) рабства основано на лучших достижениях экономической мысли, которые были достигнуты в V-IV вв. до н.э. Основными представителями этого периода являются философы: Ксенофонт Афинский, Платон и Аристотель.

Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) был учеником Сократа и сторонником афинской аристократии. На основе собственного опыта по управлению имением он составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикос», что соответствует русскому понятию «Домострой». Экономические взгляды Ксенофонта сводились к следующему. Земля – мать и кормилица всей жизни и предмет человеческой деятельности. Если земледелие процветает, то все другие отрасли деятельности развиваются успешно. Следовательно, предметом экономии являются сельское хозяйство и обслуживающие его ремёсла. Экономия – это такая наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Торговлю и ремесло Ксенофонт считал профессиями недостойными свободного грека и одновременно осуждал ростовщичество. Но в то же время одобрял торговлю хлебом, осуществляемую собственниками земли, и мелкую торговлю, обслуживающую интересы сельского хозяйства. Не порицал он и организацию ремесленного производства на основе труда рабов, так как от неё рабовладельцы получали большие доходы. Особый интерес представляют рассуждения Ксенофонта о разделении труда: на труд физический (труд раба) и умственный (труд руководителя-рабовладельца). Кроме этого он считал полезным и необходимым разделение труда среди рабов, так как оно, по его мнению, улучшало качество производимого продукта.

Другим идеологом рабовладельческого строя и натурально-хозяйственных отношений был Платон (428-348 гг. до н.э.). В своём сочинении «Государство» он представил проект идеального государства. Государство по Платону выступает как форма разрешения противоречий между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Платон выделял три сословия в обществе: философы, управляющие обществом; стражи (воины) и земледельцы, ремесленники и мелкие торговцы, принадлежащие к свободным людям. Рабов он рассматривал, как говорящее орудие наравне с рабочим скотом и людьми их не считал. При этом он рассуждал о принципах справедливости, на которых построено идеальное государство. Философы и воины составляют аристократию (дословно «власть лучших»), которую низшие сословия должны обеспечивать всем необходимым.

Но первым экономистом считают именно древнегреческого философа Аристотеля. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своем произведении «Политика», разрабатывая проект идеального по тем временам государства, утверждал, что естественные законы природы обусловливают деление общества на свободных и рабов, а их труд - на умственный и физический. При этом все виды трудовой деятельности людей (и свободных граждан, выполняющих управленческие функции, и земледельцев, скотоводов, ремесленников, торговцев) рассматривались Аристотелем с точки зрения используемых ими способов жизнеобеспечения и приобретения богатства. Основной почетной деятельностью людей в соответствии с моральными нормами того времени, Аристотель считал земледельческий труд, а также труд тех, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Цель такой деятельности - удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, поэтому она должна быть объектом заботы государства. Эту естественную сферу деятельности Аристотель называл «экономикой». Искусство же наживать состояние путём крупных торговых или ростовщических операций (т.е. то, что сегодня мы называем «предпринимательскими способностями») учёный относил к неестественной сфере, называемой «хрематистикой». Цель такой деятельности, по его мнению, беспредельна, так как главное в ней – «обладание деньгами». Эту деятельность Аристотель считал вредной для общества.