Смекни!
smekni.com

Кризис 1998 года 3 (стр. 8 из 9)

Своеобразным результатом кризиса 1998 г. стал тот факт, что предприятия, сумевшие в первые 2 кризисных года (1998-1999) добиться роста совокупной факторной производительности, более успешно развивались впоследствии и сейчас сумели добиться заметных результатов. Так из 653 предприятий выборки, по которым проводился анализ, 23% предпринимали усилия по модернизации. Из анализа этой же выборки можно сделать некоторые выводы, которые, впрочем, разумнее будет принимать лишь как гипотезы.

1. после реформ 1990х годов в экономике шли весьма интенсивные процессы адаптации предприятий к рыночным условиям, вследствие чего нерыночный сектор, в частности, в промышленности резко сократился. Однако в значительной степени это было вызвано кризисом 1998 года, с одной стороны, повысившим активность большей части предприятий, а с другой—заметно понизившим планку выживаемости.

2. позитивные структурные изменения происходили в основном в год кризиса и сразу после него, но затем их интенсивность упала. Благоприятная конъюнктура на внешних рынках привела к снижению активности предприятий в области модернизации. Те, кто испытывал ограниченность ресурсов и острую конкуренцию, быстрее повышали эффективность. Видимо, на данной стадии развития российской экономики вызовы, требующие мобилизации усилий, более полезны, чем благоприятные условия (что, конечно же, не означает, что их не нужно создавать вовсе).

3. модернизация шла медленно, условий в экономике для нее было явно недостаточно, конкуренция на большинстве рынков была слабой. Если не изменятся стимулы к модернизации и повышению конкурентоспособности, ускорение экономического роста не произойдет.

4. сегодня «локомотивом» экономики являются крупные финансово-промышленные группы, имеющие ресурсы главным образом благодаря экспорту. Но их активность существенно зависит от внешней конъюнктуры и способствует сохранению сложившейся структуры экономики.

Самое интересное, что по данным исследований ГУ-ВШЭ (В. Бессонов, С. Авдашева), рост совокупной факторной производительности (СФП) выше там, где кризис был более глубоким. Лучшие показатели—в сельском хозяйстве, худшие—в торговле и на транспорте, где ситуация более благополучная и, видимо, меньше стимулы к повышению эффективности. В отраслях немонополизированных, столкнувшихся с более жесткими ограничениями спроса, стимулы к повышению эффективности оказались сильнее. За годы реформ отраслевая структура СФП заметно улучшилась: сырьевые отрасли получали больше ресурсов, обрабатывающие отрасли использовали скромные ресурсы более производительно.

По данным конъюнктурных опросов Центра экономической конъюнктуры (ЦЭК) при правительстве РФ, загрузка производственных мощностей в промышленности в 1994 году составила примерно 50%, в IV квартале 1998 года―37%, а во II квартале 2002 года поднялась до 57%, что составило максимум за весь период реформ.

Увеличение инвестиций в основной капитал началось только с 1999 г., причем от очень низкой базы. Достигнув максимальных размеров в 2000 г. (17%), темпы затем стали меньше, а в 2002 г. резко упали до 2,5%. В первые месяцы 2003 г. инвестиции росли на 11% в годовом исчислении. Надежды на инвестиционный бум есть, но пока не оправдываются. Поэтому размер основного капитала в экономике, в том числе в промышленности, остается примерно таким же, каким он был в 1998 г. Коэффициенты обновления и выбытия почти одинаковые, только в 2000-2001 гг. наметилось превышение первых над вторыми. В целом можно сделать вывод, что большинство предприятий продолжают проедать капитал, и даже кризис не заставил их предпринять усилия по модернизации и развитию производства.

После кризиса инвестиционный климат улучшался медленно, медленно менялись и ожидания его улучшения. На сегодняшний день общие условия инвестирования не так уж плохи, есть ресурсы, но нет условий, которые вынуждали бы привлекать кредиторов и инвесторов, ликвидировать бизнес в случае его убыточности. То есть рыночные механизмы работают плохо или не работают вовсе, что говорит о незавершенности структурных реформ в России. И решение проблемы модернизации упирается не в нехватку денег, а в отсутствие действенных стимулов.

Итоги социально-экономического развития за 2000-2002 гг. показывают, что структура промышленного производства не изменяется. По-прежнему темпы роста связаны с развитием сырьевых, экспортоориентированных отраслей. Это зависит от цен на мировом рынке и физического расширения экспорта. Интенсивного расширения экспорта товаров в физическом выражении в ближайшее время не предвидится, а импорт товаров растет. Следовательно чистый экспорт будет падать, что оказывает понижающее влияние на темпы роста. Усиливается зависимость внутренней экономики от внешних возможностей и рисков.

Прогноз на 2003-2005 гг.

В 2003—2005 гг. темпы роста промышленного производства прогнозиру­ются на уровне достигнутых в 2002 г., или 3,5—4,0%. В сельском хозяйстве, где высокие темпы роста резко упали в 2002 г., дальнейшего роста в 2003—2005 гг. не прогнозируется. Продолжающееся повышение тарифов на транспорте при­ведет к замедлению темпов роста услуг транспорта.

Ухудшение условий хозяйственной деятельности отраслей внутренней экономики приводит к ухудшению конкурентоспособности отечественной продукции по отношению к импорту.

На 2003—2005 гг. прогнозируется сохранение устойчивого платежного ба­ланса. На мировом рынке предполагается тенденция увеличения цен на продо­вольствие, сельскохозяйственное сырье, на металлы. Цены на нефть хотя и не­сколько снизятся, но останутся на высоком уровне.

Экспорт и импорт товаров и услуг будут расти примерно одинаковыми темпами и в конечном итоге торговое сальдо (чистый экспорт) будет сокра­щаться, что отрицательно повлияет на темпы роста ВВП. На основе расчетов СНС в целом и по секторам экономики можно заключить, что балансирующей статьей счетов производства, образования первичных доходов, распределения и перераспределения является располагаемый национальный доход.

Производство ВВП в целом по экономике по секторам внутренней эконо­мики связано с внешней деятельностью, которая отражается в счете остально­го мира по статье "сальдо операций с доходами и текущими трансфертами" (это доходы от собственности и оплаты труда и текущие трансферты). По прогнозу платежного баланса сальдо по этим статьям несколько возрастет, а располагае­мый национальный доход составит примерно 98% к ВВП.

Сумма располагаемого дохода, полученного всеми секторами, равна наци­ональному доходу (валовому или чистому) в целом по экономике. Располагае­мый доход используется на расходы для конечного потребления материальных благ и услуг и на сбережения. Сбережения—это часть располагаемого дохода, которая может быть использована для финансирования валового накопления. Надо иметь ввиду, что нельзя смешивать сбережения по определению в СНС с приростом денежной наличности и депозитами в банках.

Прогнозируемый расчет расходов на конечное потребление материальных благ и услуг связан с прогнозом доходов населения, в том числе заработной платы, доходов от собственности и социальных трансфертов. Оплата труда на­емных работников в 2003—2005 гг. (в % ВВП) в соответствии с прогнозом про­изводства примерно стабилизируется на уровне 2002 г. Социальные трансфер­ты несколько уменьшатся. Рост расходов на потребление материальных благ и услуг замедлился уже в 2002 г., а в 2003—2005 гг. стабилизируется и составит, по предварительным расчетам, примерно 4—4,5%. Исходя из прогноза валового располагаемого дохода и конечного потребления материальных благ и услуг, сбережения (см. табл. 3) будут несколько снижаться и составят в 2003 г. 32,2% против 32,5% в 2002 г. и 38,4%—в 2000 г.

Таблица 3. Структура использования валового располагаемого дохода (в % к ВВП).

2000 г.

2001 г.

2002 г. (оценка)

2003 г. (прогноз)

Расходы на конечное потребление

61,6

65,2

67,5

67,8

Валовое сбережение

38,4

34,8

32,5

32,2

Основными секторами, в которых формируются сбережения являются сектор нефинансовых предприятий и сектор домашних хозяйств. Сектор госу­дарственных учреждений является в основном перераспределительным, следо­вательно, чистыми кредиторами во внутренней экономике являются сектора нефинансовых предприятий и домашних хозяйств.

В секторе нефинансовых предприятий необходимы мероприятия на микроуровне по увеличению производства, повышению производительности тру­да, снижению себестоимости продукции, повышению рентабельности и при­были и направление большей доли добавленной стоимости на воспроизводст­во, что является основой увеличения темпов роста экономики.

Прогнозирование валового накопления и инвестиций связано с источни­ками финансирования (табл. 4). Инвестиционный спрос по сравнению с по­требительским будет расти медленнее. Это ухудшение финансирования инвес­тиций за счет собственных средств предприятий объясняется низкой долей до­бавленной стоимости и уменьшением прибыли. Государственное финансиро­вание из бюджета также не возрастет. Заемные средства, даже при улучшении кредитования, существенного инвестиционного влияния не окажут. Темпы роста номинального валового накопления в 2003—2005 гг. при сохранении те­кущих тенденций могут упасть ниже прогнозных.