Смекни!
smekni.com

Идеал красоты у различных народов (стр. 6 из 8)

Рубцы для украшений играли такую большую роль у многих африканских народов, что они изображались и на деревянных фигурах.

Изменение формы головы

Начнём с обращения над волосами как сравнительно простого по эффектам. Здесь мы сразу вступаем во владение моды; в самое могущественное её царство. Легкость, с которой волосы подчиняются самым разнообразным способам обращения с ними, была чересчур большим соблазном, чтобы сопротивляться ему, на всех известных ступенях цивилизации. Не только длина и способы уборки, но даже цвет волос изменялся в подчинении капризам моды. На многих островах западной части Тихого океана природный, черный, как смоль, цвет волос туземцев превращен в тёмно-бурый посредством прикладывания извести, получаемой при обжигании кораллов. Подобное же средство практиковалось барынями Западной Европы для тех же целей.

Обычай бритья головы распространен между дикими народами, несмотря на болезненность операции, производимой кремневым ножом или куском расколотой кости, или раковины. Этот обычай способствует опрятности и, может быть, представляет удобство в жарких странах; но тот факт, что он практикуется только женщинами и детьми, показывает, что не эти соображения первоначально влияли на его увековечение. В некоторых случаях, как, например, у жителей Фиджи, женщины имеют головы гладко выбритые, тогда как мужчины выращивают, при большой трате времени и внимания, обильную и тщательно убираемую массу волос - обычай противоположный тому, который встречается у наиболее цивилизованных народов.

В основе раскрашивания и татуирования лежит чисто декоративный момент, но толстые рубцы различного вида можно рассматривать, как переходную ступень к искусственному изменению формы тела. Первое место среди таких изменений принадлежит изменению формы черепа, которое стараются произвести в самом раннем детстве с помощью приспособлений или повязок стягивающих голову ребёнка. Обычай искусственного изменения формы головы составляет один из самых древних и широко распространенных известных нам обычаев. Он под разными видоизменениями встречается в различных частях земной поверхности и при том между народами, которые не могли иметь между собою никакого сношения.

Если какая-либо уродливая форма головы принималась за признак красоты, то всякий должен был стремиться к тому, чтобы его череп не оставался в нормальном виде, а усвоил подобную же уродливость. Это исходило из боязни понизить своих детей в общественном положении, что делало могущество моды еще более сильным. Неумение надлежащим образом сформировать череп своему ребенку составляет чинукской матроне (племя индейцев, обитающих близ реки Колумбии в северной Америке) репутацию ленивой и нерачительной матери; дети же, черепа которых остались недостаточно измененными, подвергаются насмешкам со стороны их юных товарищей. В рассказе об экспедиции командора Уилька говорится, что в Никулюите мистер Дрейтон срисовал голову ребенка из племени Валлавалла, которая только что была освобождена от повязок, наложенных для придания ей сплюснутой формы. Родители были в большом восторге, что им с успехом удалось произвести это уродование. Обычай завязывания детской головы тугой повязкой, до сих пор еще существующий во многих других местностях континента и, даже на памяти еще живущего поколения, существовавший в Англии, производит удлиненную и сжатую с боков форму. Во Франции этот обычай был хорошо известен и настолько распространен в окрестностях Тулузы, что особенная форма головы, получаемая вследствие этого, известна под названием «deformation Toulousaine».

Гиппократу принадлежит наиболее определенное описание обычаев умышленного изменения формы головы. Геродот также ссылается на тот же самый обычай, что делают позднее Страбон, Плиний, Помпоний и др., указывая различные местности для народов и племен и описывая разнообразие форм и очертаний черепов этих народов.

Современные археологические открытия вполне подтверждают эти свидетельства. Головы, изуродованные на разные манеры, но главным образом сжатой удлиненной формы, во множестве были находимы в древних гробницах. Их находили около Тифлиса (150 черепов), а также в других частях Кавказа, обыкновенно в каменных гробницах. Кроме того, они попадались в Крыму, по течению Дуная, в Венгрии, Силезии, на юге Германии, в Швейцарии, во Франции и Бельгии. Примером такого «украшения» служили женщины Центральной Америки, лбы, которых путём сжимания делались уплотнёнными и отклонёнными назад. Многие индейцы сдавливали лоб младенца с целью сделать высокую макушку, жительницам острова Борнео с 15-ти дневного возраста и без того плоский лоб ещё больше уплощали специальным аппаратом.

Процесс уродования начинается немедленно после рождения ребенка и продолжается от 8 до 12 месяцев; в этот период череп принимает требуемую форму. «Можно думать, - замечает мистер Кэн, - что операция сопровождается большим страданием, но я никогда не слыхал, чтобы дети кричали или стонали, хотя и видел, как от сильного надавливания глаза их заметно выходили из глазных впадин; напротив того, когда нужно было ослабить ремни, то в это время дети, как я замечал, не переставали кричать. По заметному оцепенению детей, пока на них были наложены сдавливающие повязки, можно было предположить, что это оцепенение или нечувствительность вызвались именно повязками, возвращение же сознания, появляющегося немедленно по удалении их, естественно происходило от чувства боли».

Вторая форма уродства получается при помощи производящей круговое сдавливание повязки. Повязка эта бывает из оленьей шкуры или другого материала. Ею крепко обматывают голову сзади, ниже затылка, потом захватывают лоб и снова через макушка позади венечного шва возвращаются к затылку. Эта форма была усвоена индейцами аймара в Перу и некоторыми племенами острова Ванкувера, как, например, коскимосами. Эффект этой странной формы головы еще более усиливается модой собирать волосы в пучок на макушке: Форма черепа в виде сахарной головы также была найдена в одной древней гробнице Франции - в Воатере в департаменте Юры. Американские индейцы, живущие здоровою жизнью в своих родных пустынях, почти не страдают от этого неестественного обычая. Совершенно иначе сходный с этим обычай отзывался на французах, что было изучаемо медиками. «Доктор Фовиль доказывает положительными и многочисленными фактами, что наиболее постоянные и наиболее частые последствия этого уродования, хотя бы произведенного только в слабой степени, составляют головные боли, глухота, приливы крови к мозгу, воспаление мозговых оболочек, воспаление мозга и эпилепсия (падучая болезнь); что идиотство или сумасшествие часто заключают серию этих зол, и что приюты для умалишенных и слабоумных получают большое число пациентов из среды этого несчастного народа.» По этой причине французские врачи употребляли все свое влияние, чтобы распространить более разумные понятия для искоренения обычая сжимания головы у детей в округах, где существует такой обычай. И в своей деятельности достигли большого успеха.

У людей почти всех рас нос, губы и уши представляли большое искушение для проявления на них склонности к украшениям посредством сверления, обрезывания или изменения форм. Капитан Кук так описывал дикарей восточного берега Австралии: «Главное их украшение это кость, которую они продевают через хрящ, разделяющий одну ноздрю от другой. Что за извращение вкуса считать это украшением! Вне человеческой мудрости решить, что могло побудить их к ношению подобного украшения, и при этом страдать от боли и неудобства, необходимо сопряженных с этим. Кость эта, толщиною в палец и длиною от 5 до 6 дюймов, проходит поперек всего лица и настолько закупоривает обе ноздри, что дикари поневоле должны держать рот открытым, чтобы иметь возможность дышать; при попытке же говорить они так гнусавят, что едва могут понимать друг друга. Наши матросы в шутку называют это украшение реей».

Наибольшему умышленному уродованию бесспорно чаще всего подвергаются уши. Обычай прокалывать уши очень распространён, но многие народы не ограничиваются одним прокалыванием, а постепенно вставляют в дырочку всё больше и и больше деревяшку, пока дырка не примет громадных размеров. Тогда, в виде украшения в сильно увеличенное отверстие вставляют деревянную пуговицу (Мадагаскар, Центральная Африка), спирали из пальмовых листьев или цветы (Новая Зеландия). Этот обычай переняли неформальные движения молодёжи. Девушки баттасов посредством бамбуковых деревяшек или клубка шерсти сильно расширяют проколотое отверстии в ухе, в которое продевается большая серьга, в виде обруча, сильно оттягивающая ухо книзу. Кроме того, ухо прокалывается ещё вверху, и в эти дырочки вставляют также красивые серьги.

В Мозамбике девушки прокалывают себе 10-125 дырочек по краю ушной раковины, кроме того, отверстие на мочке они расширяют до такой степени, чтобы можно было в него вставить деревяшку размером в 10 рублей.

Иногда ненормально расширенные проколы прорезываются или прорываются в одном месте у основания, тогда серёжка спускается до плеча в виде длинного лоскута.

Индианки обычно продевают в просверленные ноздри какое-нибудь украшение или кольцо, женщины из Мозамбика – ввинченную бусу. Для этой цели пользуются только одной ноздрёй (предпочтение отдаётся левой), которая от тяжести большого кольца, оттягивается очень значительно вниз. Женщины бонго (Центральная Африка) носят в крыльях носа и губах отвесно вставленные соломинки. Раньше гораздо больше, чем теперь у папуасов был распространён обычай прокалывать носовую перегородку у самого основания. В отверстии вставляли кость или раскрашенный кусок дерева. Но кто между различными племенами довел этот странный обычай до возможного предела - это тлинкиты, населяющие юго-восточные берега Аляски. «Здесь женщины успели довести свои изобразительные способности до крайности с успехом, непревзойденным ни одной нацией в мире, воспроизвели образец отвратительной красоты посредством прокалывания носа и ушей и заполнения отверстия костями, раковинами, палками, кусками меди, гвоздями или привязывания к ним тяжелых подвесок, которые вытягивают нос и уши и оттягивают весь оклад лица». Когда девушка достигает зрелого возраста, в отверстие на губе вставляется обыкновенно кусок дерева, гладко отполированный, от 2 до 6 дюймов длины и около 1/2 дюйма ширины, овальной формы, с углублениями по сторонам и с желобком на шейке. Старость мало ужасает тлинкитскую красавицу, т.к. с возрастанием лет в отверстие на губе вставляется и кусок дерева большего размера. Это хотя и не увеличивает прелести ее лица, но возвышает ее общественное положение. Когда чурбанчик вынут, губа свешивается на подбородок наподобие куска кожи, открывая зубы и представляя вместе с тем страшное зрелище».