Смекни!
smekni.com

Этика нового времени (стр. 3 из 4)

Гегель, полемизируя с Кантом, утверждал, что нельзя возводить убеждения и совесть индивида в ранг закона. "Единство субъективности и объективного в себе... есть нравственность". Содержание нравственности - моральные законы, которыми руководствуются члены общества.

Гегель считал, что с переходом в каждую новую историческую эпоху нравственность поднимается на более высокую ступень развития.

Мораль - субъективный аспект поступков человека, какими он их видит. Это сфера личностных убеждений, оценок, переживаний. Мораль является результатом современного классового общества, в котором люди разъединены, отчуждены от государства. Они должны руководствоваться юридическими нормами и выполнять определенные обязанности. Вне юридического принуждения возможны моральное сознание (воля и долг) и моральный выбор.

Согласно Гегелюморальность - это форма соотношения индивида и общества, свойственная данному историческому периоду, ступень развития общества. Гегель утверждал, что на качественно новой ступени развития будут возрождены античные идеалы:

- свободное развитие всех слоев общества;

• преодоление атомизации интересов;

• слияние нравственности с законом государства и др.

ЗлоГегель считал движущей силой исторического развития и рассматривал как положительный фактор.

Гегель разграничивает понятия "свобода" и "произвол".

Произвол - свобода действий, противоречащая нравственности.

Свобода - это:

• соединение разума и воли;

• познанная необходимость;

• замена эгоистических интересов всеобщими.

7. Развитие этической мысли Нового времени. Моральная концепция Л. Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872) был одним из оппонентов Гегеля. Он придерживался традиции антропологического материализма. Этические проблемы Фейербах рассматривал в работах "Мысли о смерти и бессмертии", "Сущность христианства", "Эвдемонизм", "Основы философии будущего".

Фейербах утверждал, что природа существовала раньше, чем дух ("..Бог сотворил человека, а человек сотворил богов"), и не сводится к механическим законам.

Религия имеет земные корни (гносеология, психология) и является иллюзорным видением мира. А человек вложил в идею Бога луч со стороны своего духа.

Фейербах утверждал, что человек должен поклоняться только человеку ("Человек человеку Бог"). Человек - существо природное, психофизическое, страдающее и желающее.

Стремление человека к счастью является:

• главным его стремлением;

• естественным стремлением;

• моральным стремлением, основой морали.

По мнению Фейербаха, желанием человека достичь счастья можно объяснить сострадание, аскетизм и даже самоубийство. Критикуя учение Канта, Фейербах отвергал долг в качестве основной цели человека.

Фейербах полагал, что:

• человек всегда находится в отношениях с другими людьми;

• в основе сообщества людей лежит связь двух людей ("Я и Ты");

• основой социальной жизни являются межличностные отношения;

• долг человека - заботиться о счастье людей, с которыми он находится в отношениях, то есть счастье может быть только обоюдным;

• лучшей формой отношений между людьми является любовь.

Фейербах считал половую любовь прообразом, образцом любой любви:

родительской, братской и т. д. Любовь (любую) Фейербах считал признаком бытия, выражением творчества людей, стремлением к самосовершенствованию (любовь, направленная на себя).

Чувство любви - это самоощущение человечества, единство людей, общий принцип философии.

Главной задачей философии Фейербах считал помощь человечеству в достижении счастья.

8. Развитие этической мысли Нового времени. Пессимистическая концепция А. Шопенгауэра

"Мир как представление"

Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) - автор пессимистической концепции морали. Этические проблемы затрагивал в работах "Мир как воля и представление", "О воле в природе", "Две основные проблемы этики" и др.

"Мир как представление". Шопенгауэр считал:

• вещи, данные в пространстве и времени, являются простыми явлениями;

• пространство и время - это субъективные явления;

• мир, существующий в пространстве и времени, - кажимость, "мозговой призрак".

Истинная реальность (у Канта - "вещи в себе"):

• существует как воля ("мир как воля");

• действует вне интеллекта людей;

• является стремлением, слепой всепроникающей силой.

"Мир как воля". Отталкиваясь от идей Канта, Шопенгауэр утверждал, что:

• в основе мироздания лежит воля;

• воля - иррациональная сила, "вещь в себе", непостижимая уму человека (как кантовский ноумен).

Шопенгауэр понимал волю как сознательное желание, бессознательный инстинкт, "слепую волю к жизни", которая постигается внутренним восприятием человека.

Тем, что сущность мира - воля - неразумна и слепа, Шопенгауэр объяснял несовершенство нашего мира (он утверждал, что это - худший из миров). В мире происходит "борьба всех против всех" - источник всех страданий на земле.

В жизни человека наслаждение после того, как оно достигнуто, оставляет чувство неудовлетворенности. Удовольствие - это недолговечное отсутствие страданий, реальным является только страдание.

Избавление от страданий возможно с помощью преодоления "воли к жизни", перехода в тишину, небытие (аналог буддийской нирваны) -"квиетива воли". "Квиетива воли" можно достичь с помощью сострадания, философского познания, эстетического созерцания.

Действия, мотивом которых является желание личного блага, Шопенгауэр считал эгоистическими, безнравственными. Критерием нравственности Шопенгауэр считал отсутствие эгоистических мотивов.

Единственная форма нравственности - взаимная симпатия людей. Чужое страдание должно восприниматься как свое.

СостраданиеШопенгауэр подразделял на две нормы поведения:

• пассивное сострадание ("не вреди");

• активное сострадание (''помогай").

Путь к прекращению страданий лежит "через сознательное подавление воли аскетическим отрицанием жизни, отказом от стремления к продолжению рода и тем самым - отказом от постоянной цепи мучений" (А. Шопенгауэр).

9. Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) свои этические мысли изложил в трудах: "Человеческое, слишком человеческое", "По ту сторону добра и зла", "К генеалогии морали", "Так говорил Заратустра", "Антихристианин" и др.

Ницше находился под влиянием идей Шопенгауэра. Он утверждал мораль через ее радикальное отрицание, поставил вопрос о ценности моральных ценностей, сделал их предметом философского сомнения.

Согласно Ницше задача этики состоит в критике морального сознания. Ницше утверждал, что существует много моралей, которые можно разделить на типы. Среди них - "мораль рабов". Она господствует в Европе, сформировалась под влиянием античной и христианской этики и выражена в гуманистических традициях человечества.

Основной характеристикой рабской морали, отмеченной Ницше, является претензия на безусловность, абсолютность. Мораль отождествляется с абсолютной, последней истиной. Ницше утверждал, что представления о недосягаемом абсолюте являются ложными, выдумкой, которая позволяет человеку примириться со своим ничтожеством, оправдать его. ("Водрузить идеал... "святого Бога" - и перед лицом его... быть уверенным в своей недостойности".) Рабская мораль является стадной, обезличивающей. Она:

• отстаивает интересы общности (стада), а не личности;

• направляет солидарность, милосердие, сострадание на поддержку больных, убогих и неудачников;

• требует отречения от своих интересов, подавления своего "я" ради служения интересам большинства;

• через нормы морали уравнивает всех индивидов.

Отчужденность морали выражается в ее самоценности, наградой добродетели является сама добродетель.

Лицемерие рабской морали является следствием ложности морали по отношению к реальной жизни. Мораль выступает от имени абсолюта, которого не существует, противостоит естественному эгоизму, свойственному жизни.

Наиболее лживой, по мнению Ницше, является мораль в чистом виде. Осуждая чужие пороки, она может прикрывать и оправдывать зависть осуждающего, желание предаваться тем же порокам, его неумение и ограниченность. Осуждения самого себя также лживы, а угрызения совести - разновидность самодовольства.

Феномен Ressentiment (фр. - вторичное переживание) был открыт Ницше в результате психологических исследований. Этот сложный психофизический комплекс Ницше считалмотивомморали. Составляющие этого мотива:

первичныенеприятные эмоции (злоба, стыд, обида), вызванные унижением достоинства человека. Это унижение является постоянным и закономерным, вытекает из положения человека по отношению к другим людям;

вторичноепереживание первичных эмоций (воспоминание), их переосмысление, результатом которого являются ненависть, чувство мести и др.;

• осознание невозможности мести, то есть нанесенная обида является следствием более высокого положения (или превосходства) обидчика;