Смекни!
smekni.com

Этика нового времени (стр. 4 из 4)

• чувство бессилия и отчаяния;

• жажда мести, не имея возможности воплотиться в адекватные поступки, трансформируется.

Ressentiment получает идеальное воплощение, бессилие превращается в силу (например, человек верит в расплату за свои обиды на том свете), чувство отделяется от конкретных лиц, социального положения.

Ницше определялRessentiment как воображаемую месть, месть бессильного, как вытесненную ненависть.

Ressentiment существует в двух формах.

стадная мораль - она экстравертна (переносит чувство вины наружу);

аскетический идеал - он интровертен (переносит вину внутрь).

Ницше утверждал, что Ressentiment, воплотившийся в европейскую мораль, является единственно доступной рабам формой сопротивления. Он препятствует возвышению человека и установлению искренних отношений между людьми.

Мораль "сверхчеловека". Ницше критиковал мораль с позиций морали:

она ориентирована на полезность стада и не может содержать любви к ближнему. Мораль унижает человека, сострадание (христианское или социалистическое) бессмысленно, это сострадание того, кто сам страдает. Подлиннымявляется сострадание сильных.

Ницше выделял этапыразвития морали:

Аморальный - поступок оценивается по его последствиям;

моральный - поступок оценивается по намерениям;

внеморальный- намерения поступков - лишь их "поверхность и оболочка".

В развитии европейской нравственности Ницше выделял два направления, которые различаются по ценностям, добродетелям, носителям нравственности и пр.:

• аристократическая (рыцарская) нравственность;

• мещанская нравственность, которая в результате синтеза христианской морали и буржуазной практики стала главенствующей.

Ницше считал, что новая мораль должна вернуться к аристократизму. Аристократизм - синоним всего благородного, высокого. Чаще встречается в среде аристократов, но не является их привилегией.

Аристократические добродетели (особенности морали "сверхчеловека"), описанные Ницше:

• "готовность к огромной ответственности";

• "оторванность от толпы... ее добродетелей";

• "защита того, чего не понимают и на что клевещут";

• "почитание правдивости, бесстрашия" и др.

Также свойствами аристократизма является презрение к:

• человеку трусливому, малодушному;

• "думающему об узкой пользе";

• "собачьей породе людей, выносящих дурное обхождение";

• "льстецам и прежде всего льстецам".

Основные особенности "сверхчеловеческого" типа людей:

• осознание себя "не функцией", а "смыслом", мерилом ценностей;

• самодостаточность в своем величии;

• способность и готовность к великой ответственности;

• врожденный аристократизм, сочетающийся с природной потребностью индивида в самоутверждении.

Добродетели аристократа, философа и др. - естественное следствие его натуры, условий жизни, его потребность, способ жизни.

Ницшеанский "сверхчеловек" находится "по ту сторону добра и зла". Согласно Ницше понятия "добро" и "зло" - результат протеста рабов. Понятие"зло" первично, является персонификацией врагов, всего того, что рабы не могли преодолеть. Понятие"добро" возникло как антипод зла, это трансформированная зависть, неосуществленная месть.

Ассоциации Ницше: добро - иллюзия добра, слабость, бездеятельность, нищета мужа; зло - ум, хитрость, разрушительная мощь.

Преодолеть рабскую мораль - значит становиться "по ту сторону добра и зла", оставить под собой иллюзию морального осуждения. ("Это требование вытекает из познания, сформулированного впервые мною: что не существует вовсе никаких моральных фактов". Ницше.)

Ницше разграничивал понятия "хорошее" и "плохое":

хорошее - это высокое, знатное;

плохое - низменное, в отличие от зла не является предметом размышлений, объяснений, а просто игнорируется. ("...Врага не считают дурным он способен к возмездию... Не тот, кто причиняет нам вред, а тот, кто возбуждает презрение, считается дурным".)

Ницше считал, что позиция "сверхчеловека" не подрывает мораль: "быть "по ту сторону добра и зла"... - это не значит "по ту сторону хорошего и плохого".

10. Развитие этической мысли Нового времени. Теория утилитаризма Д. Милля

Английский философДжон Стюарт Милль (1806 - 1873) развил и методологически обосновал этическую теорию утилитаризма.Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) - убеждение, что в основе морали лежит стремление к общему благу, пользе - "наибольшее счастье наибольшей числа людей" (Д. Милль).

Милль систематизировал свои этические взгляды в трудах "Утилитаризм", "Основы политэкономии" и др. Он развивал идеи своего учителя

Бентама (1748 - 1832) - основателя утилитаристской этической доктрины.

Милль утверждал, что:

• все люди стремятся к удовлетворению своих потребностей и желаний;

• счастье человека заключается в непрерывном удовольствии и отсутствии страданий.

Критерием моральной оценки удовольствия, выгоды (а также всех явлений жизни) в утилитаризме является соответствие высшей цели -общему счастью. Благо заключается не в удовлетворении личных интересов.

Основой морали Д. Милль считал принцип пользы: "...Такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и возможно богатое наслаждение" (Д. Милль).

Принцип пользы императивен, является обязанностью людей. Польза заключается в общем счастье. Задача человека - способствовать счастью других людей. В первую очередь люди должны стремиться к уменьшению и устранению несчастья. Милль считал, что счастью препятствуют:

• себялюбие, эгоизм и пессимизм людей (люди не приемлют ничего, кроме удовольствий и развлечений, потому разочарованы реальной жизнью);

• недостаточное умственное развитие людей, препятствующее пониманию истинного счастья (это не только экстаз, но и покой удовлетворения);

• произвол государства мешает человеку пользоваться источниками счастья.

Милль полагал, что прогресс общества, развитие наук помогут справиться с этими препятствиями.

Оценивая некоторые добродетели в рамках своей концепции, философ делает следующие заключения:

• если "жертва личным счастьем может быть полезна для счастья других", значит, жизнь людей несовершенна;

• самопожертвование не является самоцелью;

• аскетизм имеет смысл, только если приносит благо людям;

• общее благо связано с "золотым правилом морали" и с христианской заповедью любви.

Милль выделял два вида нравственных санкций (строжайших постановлений, мер воздействия), побуждающих людей к совершению поступков:

внутренние: совесть - бескорыстное чувство, обусловленное моральным долгом;

внешние: любовь к Богу, боязнь гнева Божьего или немилости людей.

Нравственные чувства естественны и органичны, они являются благоприобретенными, развиваются под влиянием внешних санкций и впечатлений.

Милль утверждал, что добродетель не самоценна, а является средством достижения счастья. Человек, ориентируясь на общее благо, должен достичь хотя бы своего частного блага. В процессе достижения он должен руководствоваться совестью.

Милль выделял в главном моральном принципе нижние уровни нравственности (второстепенные принципы). Они:

• значимы и обязательны, как и главный принцип;

• ими руководствуются люди в конкретных поступках (заповеди Декалога и т. п.).

Счастье в представлении утилитаристов - удовольствия, отсутствие страданий. Приоритетными являются возвышенные удовольствия, а чувственные удовольствия второстепенны.

Человек может получать удовольствие от того, что делает добро. Если человек вершит добро не ради удовольствия, значит, цель его действия

- благо других.

Имея право морального выбора, человек выбирает возвышенные удовольствия, отвечающие его чувству достоинства (это чувство - одно из условий счастья человека).

Д. Милль интерпретировал категорический императив Канта следующим образом: "...Мы должны руководствоваться в... поступках таким правилом, которое могут признать все разумные существа с пользой для их коллективного интереса".

Милль признавал, что "...большая часть хороших поступков совершается не из стремления к всеобщей пользе, а из стремления к индивидуальным пользам, из которых и слагается всеобщее благо". (Общее благо

- это сумма частных благ.)

Справедливостьзадается понятием права. Основные требования справедливости:

• "не вреди";

• благодарность ("добром за добро");

• возмездие;

• беспристрастность (благодарность или возмездие по заслугам, не взирая на лица).

Производя моральную оценку поступка, по мнению Милля, следует исходить из тех же требований. Оценка должна быть беспристрастной:

одинаковые поступки оцениваются по одним критериям, личные качества, моральный облик человека не принимаются во внимание, по отдельному поступку не оценивается характер человека.

Литература

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.

3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.