Смекни!
smekni.com

Этика как философская категория (стр. 2 из 4)

Этику как науку о морали принято подразделять на следующие составные части[4]:

1. Эмпирически-описательную, описывающую качественные границы нравственности, выделяющую из всего многообразия человеческой деятельности нравственный аспект. Из-за того, что мораль пронизывает все многообразие человеческого сознания и поведения, сочувствует любой социально значимой деятельности, она во многих случаях кажется чем-то неуловимым, иллюзорным, благодаря чему создается впечатление, что мораль заполняет собой все. Поэтому вычленение собственно нравственного аспекта из сознания и действий реальных людей оказывается достаточно сложной задачей, требующей специального этического исследования.

2. Нормативную, дающую критически-ценностный анализ нравственных норм и принципов, существующих в обществе, осуществляющую их систематизацию, обосновывающую предпочтение тех или иных норм поведения перед другими.

3. Теоретическую, воспроизводящую нравственность теоретически, обосновывающую ее происхождение, сущность, специфику, необходимость, роль и значение в обществе, законы развития.

Итак, этика описывает мораль, объясняет мораль, учит морали. Все три структурные части этики относительно самостоятельны и одновременно взаимосвязаны между собой. Вместе с тем основой, центральной частью, выражающей сущность науки, является теоретическая этика.

Как у всякой науки, у этики имеется своя система категорий, то есть наиболее общих, ключевых понятий, в которых сознание фиксирует самые существенные, часто повторяющиеся связи и отношения в природе, обществе и сознании. Этика, будучи философской наукой, оперирует общефилософскими категориями, но ее лицо, сущность определяют ее собственные, присущие только ей, специфические категории. Таковыми являются благо, добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть, смысл жизни, счастье. Их традиционно принято считать основными, о них главным образом идет речь в этической литературе. Но помимо основных, существует масса и других этических категорий - дружба, любовь, терпимость, зависть, тщеславие, злословие, корысть, бескорыстие, слава, позор, вежливость, грубость, тактичность, воспитанность, скромность, милосердие, духовность и т.д. Но все эти многочисленные понятия десятками, сотнями, тысячами незримых нитей связаны с основными этическими категориями, выступая как их проявление, частный случай. Так, например, терпимость, бескорыстие, милосердие, вежливость, скромность - все это добро; тогда как нетерпимость, корыстолюбие, бессердечность, жестокость, грубость - различные формы и виды проявления зла.

Непосредственным объектом отражения в этических категориях является моральное сознание. У каждого человека имеется то или иное представление о благе, добре и зле, долге, справедливости, счастье, часто настолько смутное, что не всегда можно понять, что он под этим понимает. Однако это представление все же есть, и в своих конкретных действиях и поступках человек им так или иначе руководствуется.

Существует моральное сознание и связанное с ним моральное поведение или моральная практика. Этика выступает как теоретическое, научное осмысление как морального сознания, так и моральной практики. Это осмысление осуществляется, как и во всех других науках, с помощью категорий.

Как уже говорилось, среди основных категорий этики принято выделять благо, добро и зло, справедливость, совесть и долг, смысл жизни, счастье.

Благо - общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений.

На бытовом уровне благом принято обозначать все то, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, приносит им удобство, или является средством для достижения определенных целей. Благом называют прежде всего предметы, без которых невозможна человеческая жизнь - пищу, одежду, жилище. Поскольку все необходимое для своего существования люди получают из природы, то понятие блага переносится на нее, точнее, на ту ее часть, которая является непосредственным источником потребления и служит сырьем, исходным материалом для получения продуктов потребления. Наличие необходимых благ - материальных и духовных - обязательное условие существования общества и каждого отдельного человека, условие их развития и совершенствования.

Материальные блага - это средство удовлетворения первичных потребностей. Духовные блага удовлетворяют потребности вторичного порядка.

Категория блага - специфическая форма этического языка, с помощью которой обосновывается основополагающее значение материальных и духовных потребностей в системе нравственных отношений и морального сознания.

То, что является благом для одних, не является таковым для других. Противоречия резко обостряются, когда благо одних достигается за счет других. Здесь наиболее четко проявляется этический аспект понятия блага.

Для руководителя любого ранга целью и смыслом его деятельности должна выступать нацеленность на обеспечение необходимыми материальными и духовными благами всех членов общества, гармоничного сочетания общественных и личных благ, без наличия которых не могут существовать люди.

Категория блага позволяет определить критерий для разграничения добра и зла. Добро, если определить это понятие в самой общей форме - все то, что способствует благу; зло - все то, что подрывает и разрушает благо, противостоит ему. Добро и зло есть там, где имеется намерение, цель принести людям счастье или несчастье. Если целью моего действия является счастье другого человека, то это добро; если же моей целью является причинить кому-то несчастье, то это зло.

Добро и зло - понятия относительные, они носят конкретно-исторический характер. Представления о добре и зле так сильно менялись от страны к стране, от одной исторической эпохи к другой, что часто противоречили одно другому. Что для одних добро, для других зло. Значит ли это, что добро и зло только относительные понятия, и нет никакого абсолютного добра и абсолютного зла?

Абсолютное добро - это прежде всего вечные моральные истины, общечеловеческое в них. Часто говорят, что добро - это всего лишь меньшее зло. Действительно, в жизни сплошь и рядом приходится сталкиваться с ситуацией, когда из двух зол приходится выбирать меньшее. В любом конкретном случае подобного рода это и есть добро. В любом политическом или экономическом решении всегда есть как плюсы, так и минусы. Задача состоит в том, чтобы с возможно большей точностью определить заранее чего больше - плюсов или минусов. Нет худа без добра, но и добра без худа нет - так говорят в народе.

Эта формула привлекает внимание своей диалектичностью, хотя она не совсем точна. Вместе с тем эта формула верна в том смысле, что добро и зло существуют каждое только через свою противоположность. Добро познается и воспринимается только как противоположность злу, и наоборот. Борьба добра и зла вечная. Но если зло вечно, то стоит ли с ним бороться? Но что случилось бы с обществом, откажись люди от добра, прекрати противостоять злу, бороться с ним? Жизнь стала бы невозможной. Поэтому люди всегда боролись и борются против зла, хотя и знают прекрасно, что оно неискоренимо. Хотя и с величайшим трудом, но нравственный прогресс пробивает себе дорогу, добро теснит зло. Хотя борьба добра и зла вечна, но она не бесцельна, не бессмысленна.

Злом являются процессы и явления природы, неблагоприятные для жизни и деятельности людей. Социальное зло выступает как негативное последствие антагонистических общественных отношений, направленных против прогрессивных потребностей развития личности и общества. Морально-психологическое зло проявляет себя как порождаемые недостаточной сознательностью или несознательностью, заблуждением или неведением вредные с точки блага и добра поступки, человеческие пороки, причиной которых является плохое воспитание, чуждое влияние. В социальных условиях жизни людей, окружающей их среде и полученном воспитании лежит главный источник зла.

Добро и зло не могут исчерпать в своем содержании всего разнообразия моральных явлений. В моральном сознании добро и зло неотделимы от понятий справедливости, долга, совести, чести, достоинства, смысла жизни и счастья. Все этические категории взаимосвязаны и образуют единую понятийную систему отражения в теоретическом мышлении реальных процессов и отношений морали. Образуя единую систему, категории этики отличаются по содержанию и функциям. Их единство достигается тем, что каждая из них самостоятельна в отношении разных аспектов морали, но одновременно все они предполагают друг друга.

Справедливость - одно из проявлений добра, несправедливость - разновидность зла. Справедливость характеризует соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми. Справедливость есть наша оценка определенных объективных свойств общественных отношений - производственных, политических, семейных и т.д., обусловленная нашими интересами. Поэтому такая оценка всегда субъективна. Все хотят справедливости, но каждый понимает ее по-своему.

Но в условиях общественной жизни справедливость определяется прежде всего интересами общества в целом, народа, а не какой-то социальной группы или отдельной личности. Справедливо все то, что способствует благу всего общества как определенной целостности.

Основной нравственный смысл проблемы справедливости состоит в следующем: от того, насколько полно с учетом конкретных условий и возможностей справедливость осуществляется, в решающей степени зависит сознание народа, степень его удовлетворенности жизнью, существующим общественным порядком. Любой дефицит раздражает людей, но дефицит справедливости особенно нетерпим, вызывает недовольство и гнев людей.