Смекни!
smekni.com

Полномочия России как суверенного федеративного государства (стр. 2 из 8)

федеральная государственная служба.

2. Вопросы регулирования экономики и социального развития:

федеральная государственная собственность и управление ею;

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Федерации;

установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.

3. Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности:

внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира;

внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

4. Вопросы обороны и охраны границы:

оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

5. Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы:

судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

федеральное коллизионное право.

6. Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.:

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет.

7. Государственные награды и почетные звания Российской Федерации.[3]

Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд важных выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации, и в частности:

· только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.;

· на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности;

· только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развитие путей сообщения и деятельности в космосе;

· только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;

· Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные формирования;

· судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и др.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Необходимо учесть, что в принципе только федеральные органы государственной власти, перечисленные в ст. 11 Конституции РФ, могут обладать полномочиями по этим предметам ведения. Вместе с тем, наличие в Конституции РФ возможности взаимно передавать осуществление полномочий (федерация – ее субъекту и наоборот (ст.78)) позволяет говорить лишь о передаче полномочий в отношении предметов ведения, а не об изъятии этих предметов из ведения Российской Федерации.

В Конституции РФ имеется статья о совместных предметах ведения Российской Федерации и ее субъектов. Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Российской Федерации, так и ее субъектов. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов закреплены в 14 пунктах ст. 72 Конституции РФ.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.[4]

Содержание компетенции Российской Федерации и ее правовая основа.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ отражают принятую в стране концепцию распределения предметов ведения и полномочий на находящиеся в собственно ведении Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ) и в совместном с ее субъектами велении (ст. 72 Конституции РФ). Названные статьи содержат перечни предметов ведения и полномочий в целом, без указания на то, какими федеральными или субъектов федерации органами государственной власти они реализуются, поскольку это решается сферой компетенции в отношении предметов ведения. Поэтому ст. 71 Конституции РФ дает ответ на вопрос, что находится в ведении Российской Федерации, а какой федеральный орган государственной власти несет нагрузку по ведению перечисленных предметов, - дело самих федеральных органов, кого наделять соответствующей компетенцией в отношении этих предметов.[5]

Итак, по Конституции РФ, к исключительной компетенции Российской Федерации относится:

а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением Названные в п. «а» предметы ведения относятся к тем учредительным прерогативам Федерации как государства, которые являются одним из его неотъемлемых признаков. И это естественно, т.к. с принятием Конституции получают юридическое закрепление все принципиальные институты государства и общества. При этом процедура, субъекты, условия принятия Конституции составляют отдельную часть Конституции[6], предусматривающую, что ее принятие относится к компетенции особого общефедерального учредительного органа – Конституционного собрания – и может также быть предметом всенародного голосования (референдума).

Отнесение к исключительному ведению Федерации принятия и изменения федеральных законов обусловлено их ролью и значением, местом в системе права страны. Именно федеральные законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам. Это связано, прежде всего, с местом той ветви власти, которая вправе принимать законы, а также установлением особого порядка их принятия, регламентацией законотворческой процедуры.

Конституция, как известно, делит федеральные законы на конституционные и просто федеральные (их можно назвать обыкновенными). В ст.71 Конституции РФ какого-либо различия не проводится, так как данный предмет ведения охватывает все законы. Поскольку Россия является федерацией, следует отличать федеральные законы от законов субъектов федерации, действующих только на территории соответствующего субъекта федерации.

Контроль федерации за соблюдением Конституции и федеральных законов выступает как форма осуществления власти. Он направлен на реализацию, соблюдение всеми установленных правовых норм, содержащихся в них предписаний. Включение данного предмета ведения в перечень ст.71 направлено на реализацию положения о верховенстве Конституции и федеральных законов на всей территории России.

Рассматриваемый предмет ведения одновременно выступает в виде полномочия, права и в то же время обязанности и получает развитие и конкретизацию в компетенции различных органов всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной. Ему соответствует положение Конституции о том, что ее гарантом является Президент Российской Федерации, что Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, конституций, уставов субъектов федерации и других нормативных актов. Рядом контрольных полномочий обладают и палаты Федерального Собрания: Государственная Дума, принимая федеральный закон, например о бюджете, осуществляет контроль за исполнением бюджета за предыдущий год. В определенном смысле контроль за соблюдением Конституции и федеральных законов осуществляют суды общей юрисдикции, органы прокуратуры, исполнительной власти, другие институты государства.

б)федеративное устройство и территория Российской Федерации. Этот предмет ведения органично вытекает из ст. 1, 5, 65 и др. и служит подтверждением одной из главных характеристик Российского государства – его федеративной природы. Федерализм выступает как форма государственной организации, обеспечивающая равноправие всех ее составных частей.

Федеративное устройство изначально предполагает децентрализацию осуществления единой государственной власти посредством распределения полномочий между центром и регионами. В условиях подлинно федеративного устройства федерация в целом не обладает монополией на власть, благодаря чему открываются возможности для ее субъектов действовать более самостоятельно, в своих интересах, с учетом особенностей своей территории, населения и т.д.

Обозначение в п. «б» данной статьи территории России как предмета ведения, призвано подчеркнуть ее значение как материальной базы государства, без которой оно не может существовать, определить пространственные пределы государственного суверенитета. Полномочия федерации в отношении территории связаны с осуществлением суверенной власти на ней. Отнесение территории к исключительным предметам ведения федерации означает, в частности, что федерация в лице своих органов исполнительной власти охраняет свою территорию, не допускает посягательств на нее, осуществляет свое верховенство над ней путем установления надлежащего правового режима государственной границы, а также путем территориального разделения населения и регулирования организации осуществления власти по территориальному принципу.