Смекни!
smekni.com

Лингвистическая аргументация (стр. 4 из 11)

1.1.3. Виды аргументации

Существуют практическое и теоретическое аргументирование [А.Н. Баранов 1990]. В теоретической аргументации важны правила сохранения истины (truth-preservingrule), дабы не прийти к ложным заключениям. Объектом практической аргументации является единое нормативное суждение. Практическое аргументирование в спонтанной коммуникации сводится не к истинным или ложным утверждениям, а скорее к разрешению создавшейся конфликтной ситуации. Поэтому, если и существуют правила практической логики, то соблюдение их означает способность при­держиваться плана, оправдывающего достижение поставленных целей.

Виды аргументации включают аргументацию от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, ассоциативное, описательное, аналитическое аргументирование. Аргументация может быть прямой и косвенной; собственно аргументацией, контекстно-обусловленной аргументацией и композиционно-обусловленной; им­плицитной и эксплицитной. Для академического дискурса, напри­мер, характерна демонстративная аргументация с эксплицитными логическими связями, четким развертыванием доказательств. Спон­танную аргументацию «подпитывают» импликации. Расчет в ней дела­ется на кратковременную память и непосредственное восприятие, на эмоциональность. В ней доминируют ассоциации. При аргументации в академическом дискурсе, например, происходит апелляция к глубинным уровням знаний, то есть имеет место когнитивная аргумента­ция.

Возможно выделение одиночной (single), множественной (multi­ple) и подчиненной (subordinate) аргументации [R. J. Oostdam 1990. P. 224]. Аргументация для выражения и поддержки первого основания - главная, для второго - второстепенная. Номинативная аргументация позволяет навязать конце­птуальную модель, интегративная аргументация - выделить слои в структуре знаний. Одним из видов аргументации является цитирование.

Выделяют правовую, немонотонную (nonmonotonic), аргумента­цию здравого смысла (соmmonsensereasoning), аргументацию анну­лирования (defeasibleargumentation). Применительно к проблеме аннулирования аргументов возникает вопрос о едином состоянии мира или нескольких миров (multipleextension), множественных кон­текстах (multiplecontexts), концентрации миров (clusterofworlds), рамках референций (frameofreference), поскольку при аннулирова­нии происходит ревизия знаний и поиск знаний, информации о ми­ре.

Немонотонная аргументация, оформившаяся в 80-е годы XX ве­ка в связи с компьютерным программированием, и развивавшаяся на основании математического и логического моделирования, отно­сится к числу лингвистически независимых. Считается, что немоно­тонная аргументация касается случаев рассуждения при недостаточ­ных знаниях о мире, организуемых нелогическим путем [J. Engelfreit, J. Treur 1996. P. 111].

Различают аргументацию знаковую и каузальную. Знаковое ар­гументирование выходит за границы вербальной коммуникации, но чаще всего эти виды аргументации переплетаются.

Помимо перечисленных выше видов существует

• аргументация дефинициями, которые не тождественны словарным дефинициям. Это предполагает создание высказывания - актуали­зированного предложения. Это более сложно чем аргументация от­дельными словами, поскольку выразить аргумент одним предло­жением чрезвычайно сложно. Результатом аргументации путем де­финиций стало рождение Конституции США: многие ее положе­ния оформились именно в ходе дебатов между Линкольном и Ду­гласом.

• аргументация путем объяснения, основанная на каузальной связи. Доказательность и действенность аргументации зависят от источ­ника данных, последовательности и связности отдельных фактов. Трудности при аргументации возникают в случае уязвимости, не­состоятельности посылок, аргументов, выводов (defeasibility) и нарушений каузальных связей.

• аргументация путем иллюстрации, которая основывается на анало­гии и предполагает сравнение, без которого никакая аналогия не­возможна. Прямое сравнение может быть осуществлено в форме сходства, параллелизма, репрезентации. Антитеза, основанная на контрастном сравнении, более эффективна чем прямое сравнение. При этом как для адресанта, так и адресата важны соотнесенность с опытом (referencetoexperience) и ознакомленность со сравнива­емыми объектами (familiarity).

• псевдоаргументация. Хотя в диалоге до­вольно много элементов, присущих аргументации (why-question, грамматическое отрицание, стилистический прием нарастания), диалог нельзя назвать аргументацией в прямом смысле этого слова, так как он неинформативен. Это просто обмен фразами, цитирование предыдущих реплик собеседника. Фактически все выделяемые виды аргументации так или иначе занимаются спецификацией аргументации здравого смысла.

1.1.4. Максимы аргументации

В теории аргументации уже делались попытки создать правила аргументации [Б.Ц. Бадмаев, А.А. Малышев 1999. С. 205]. Были сформулированы также кодекс аргументатора и кодекс реципиента [А.П. Алексеев 1991. С. 141-142]. В академическом дискурсе максимы аргументации были представлены в следующем виде: l) максима убедительности - говори убедительно, не перегружай деталями, 2) максима такта — выражайся понятно, не считай других глупее себя, 3) максима рациональности — объясняй все шаги логически, не обращайся к прописным истинам, 4) максима истины - выдвигай гипотезы с последующим объяснением, не выдвигай неверифицируемых суждений [Н.К. Рябцева 1992. С. 21].

Общие правила аргументации, на наш взгляд, включают три ви­да максим, главными среди которых в юридическом дискурсе становятся максимы рациональности.

Максимы рациональности

1. Придерживайся логического, последовательного изложения ар­гументов, эксплицитно выражай логические связи.

2. Придерживайся доказательства по существу дела (argumentumadrem).

3. Будь информативен. Ограничь число аргументов, оставив ве­сомые и исключив второстепенные (argumentaponderantur, nonnumerantur).

4. Не используй ложных посылок.

5. Не поддавайся эмоциям.

6. Избегай применения силы (argumentumbaculinum).

Пункт 3 может быть охарактеризован как максима релевантно­сти, пункт 4 как максима истинности.

Максимы такта

1. Признай за партнером право на контраргументацию.

2. Выбери соответствующий интеллектуальный ключ.Избегайargumentumadignorantiam.

3. Не переноси аргументацию с предмета обсуждения на лично­сти (избегай argumentumadhominem).

4. Соблюдай этикет.

Максимы убедительности

1. Говори уверенно.

2. Избегай двусмысленности (argumentumambiguum).

3. Подкрепляй вербальную аргументацию невербальными средствами (голос, интонация, жестикуляция).

Максима рациональности связана с самовыражением говорящего, адресантно-ориентирована. Максима такта фактически сводится к фактору адресата. Максима убедительности предполагает концентрацию внимания на целеустановке аргументации-убеждении реципиента.

1.2. Теория аргументации и риторика

1.2.1. Античная риторика как концептуальная основа современной теории аргументации

Риторика как искусство ораторского мастерства и наука зародилась в Древней Греции. Одним из главных социальных факторов, способствовавших этому процессу, стало зарождение института лидерства в цивилизованной форме. В немалой степени повлияла на это и деятельность выдающихся риторов. Аристотель, Цицерон, Платон, Демосфен лишь венчают длинный список выдающихся ораторов античности. Риторика стала неотъемлемой частью античного искусства, поэтому совсем неслучайно античную культуру рассматривают как риторическую. Морально-риторическая или мифориторическая (иначе самовоспроизводящаяся) система культуры утвердилась в век Аристотеля, господствовала в эпоху эллинизма, просуществовав в общей сложности более 2500 лет. Только история ее преподавания в античном обществе насчитывала более 800 лет. Ри­торический миф стал компонентом культуры христианства, а сама риторика много позднее стала ассоциироваться со словесностью. «Связанная» речь в противопоставлении «нанизанной», берущей начало в устном рассказе былинного характера, была целиком и полностью порождением ораторского искусства.

Дар «витийства», чрезвычайно высоко ценившийся греками, превращавшийся иногда в риторическую вычурность, не существовал как искусство ради искусства. Согласно Цицерону, ораторское искусство имело три предназначения - учить, услаждать, побуждать. Превращению риторики в науку способствовало обращение ораторов в своих речах к общезначимым вопросам. Дело риторики, как полагал Аристотель, было не в убеждении в каждом конкретно случае, а в поисках способов убеждения. Поэтому Аристотель и оп­ределял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» [Аристотель 2000. С. 18-19].

Риторика Аристотеля была на деле неформальной логикой, логикой доказательства и техникой ораторского выступления. Риторическое искусство, в его представлении, было основано на энтимемах - самых совершенных и важных способах убеждения. Аристотель также дал определения таким понятиям, как риторические силлогизмы и аподиктические способы убеждения, тем самым установив тесную связь риторики и логики, непоколебимую и неоспаривавшуюся в течение многих столетий.

Не менее тесная связь существовала между риторикой и эстетикой, философией, мировоззрением того времени. Именно это обусловило системный характер античной риторики, в отличие от риторики романтической и неоромантической, и её место в метафизическом мировоззрении. Риторика имела также широкую сферу практического применения. Искусство спора (эри­стика) тесно переплеталось с политикой и судебными делами. Цицерон в свое время предлагал различать науку о разбирательстве испоре как область диалектиков и о речи и ее украшениях как область ораторов. Постепенно риторика стала одним из «техно» в полном смысле этого слова, превратившись в ремесло (составление речей на заказ, писательская работа по найму). Таким образом, уже античная риторика охватила широкий крут проблем теоретического и прикладного характера, которые и сейчас решают неориторика, когнитология, теория коммуникации и создаваемая теория аргументации.