Смекни!
smekni.com

Институт представительства в имущественном обороте (стр. 4 из 6)

При последующем одобрении сделки представляемым наступают те же последствия, как если бы сделка была совершена уполномоченным лицом. Отказаться от сделки не может не только представляемый, одобривший ее, но и контрагент по сделке, которому впоследствии стало известно, что в момент ее совершения представитель должных полномочий не имел. С другой стороны, даже последующее одобрение сделки участником, который заведомо не мог совершить сделку ни сам, ни через представителя, не может породить последствия, предусмотренные в п. 2 ст. 183 ГК РФ[29].

Анализ судебной практики применения ст. 183 ГК РФ показывает, что:

- при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку[30];

- установление в судебном заседании факта заключения сделки представителем без полномочий (или с превышением их) служит основанием для отказа в иске к представляемому, если только не будет доказано, что последний одобрил данную сделку[31];

- в случае превышения полномочий органом юридического лица при заключении сделки п. 1 ст. 183 ГК РФ применяться не может. В зависимости от обстоятельств дела суду необходимо руководствоваться ст. 168, 174 ГК РФ;

- поскольку к публично-правовым образованиям (применяются нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в случае заключения органом такого образования сделки с превышением компетенции такая сделка признается ничтожной. Статья 183 ГК РФ к данным правоотношениям не применяется;

- пункт 1 ст. 183 ГК РФ применяется независимо от того, знала ли другая сторона о том, что представитель действует с превышением полномочий или при отсутствии таковых;

- прямым последующим одобрением сделки представляемым, в частности, могут пониматься:

а) письменное или устное одобрение (независимо от того, адресовано ли оно непосредственно контрагенту по сделке);

б) признание представляемым претензии контрагента;

в) действия представляемого, свидетельствующие об одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товаров, приемка их для использования, полная или частичная уплата процентов по долгу);

г) заключение другой сделки, которая обеспечивает первую или заключена во исполнение первой;

д) просьба об отсрочке и рассрочке исполнения;

е) акцепт инкассового поручения[32];

- независимо от формы одобрения сделки юридического лица, оно должно исходить от органа юридического лица или лица, уполномоченного в силу закона, учредительных документов или договора заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение;

- суд не может на основании п. 1 ст. 183 ГК РФ признать представителя стороной по соглашению, заключенному во изменение или дополнение основного договора. Такое соглашение признается ничтожным, т.к. по своей природе является неотъемлемой частью основного договора.

2.3 Коммерческое представительство

Коммерческое представительство можно определить как деятельность, осуществляемую лицом самостоятельно, на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли за оказание услуг по представительству лиц при заключении ими договоров в сфере предпринимательства. Коммерческим представителем могут быть как граждане, так и юридические лица, с учетом норм ГК РФ об их дееспособности и правоспособности. Представляемыми также могут быть и предприниматели-граждане, и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью (в т.ч. и некоммерческие организации)[33].

Коммерческим представителем может считаться только лицо, осуществляющее эту деятельность не от случая к случаю, а постоянно, с целью извлечения прибыли. Коммерческое представительство следует отличать от коммерческого посредничества. Дело в том, что коммерческий посредник действует от собственного имени, хотя и в интересах представляемого (например, комиссионер. Коммерческий представитель действует от имени предпринимателя (заключает от его имени договоры поставки, подряда и т.д.). Кроме того, коммерческий посредник может представлять интересы любых лиц и во многих сферах, а коммерческий представитель - только предпринимателей и только в сфере предпринимательства.

По существу ст. 184 ГК РФ позволяет говорить о договоре о коммерческом представительстве. В ст. 184 ГК РФ дается определение предмета этого договора, характеризуются стороны договора, его условия, устанавливается возмездный характер договора, определяется его форма.

Таким образом, по договору о коммерческом представительстве, заключаемому в письменной форме, одна сторона (представитель) оказывает другой стороне (предпринимателю) услуги по представительству от его имени при заключении договоров в сфере предпринимательской деятельности за обусловленное сторонами вознаграждение.

Договор о коммерческом представительстве заключается в простой письменной форме, но может быть по желанию сторон заключен и нотариально. Если в тексте договора содержатся указания на полномочия представителя, то доверенность может не составляться. Однако в этом случае по требованию стороны, с которой представитель заключает договор от имени представляемого, представитель обязан знакомить его с содержанием договора, в частности с кругом зафиксированных там полномочий[34].

Анализ ст. 183 и 184 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что коммерческий представитель вправе не только одновременно представлять разные стороны в одной сделке, но и совершать сделки от их имени в отношении друг друга. Единственное условие, которое при этом должно быть жестко выполнено, - представитель должен исполнять данные ему обеими сторонами поручения с заботливостью обычного предпринимателя, т.е. добросовестно, разумно, с учетом интересов и прав представляемых.


3. Юридическая конструкция коммерческого представительства в имущественном обороте

Коммерческое представительство правосубъектных объединений лиц (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, включая созданные в этой организационно-правовой форме инвестиционные фонды и ипотечные специализированные организации, ипотечные агенты, и жилищные накопительные кооперативы) реализуется на основании договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, который предлагается именовать договором управления деятельностью организации[35].

Договор управления деятельностью организации является консенсуальным, взаимным, возмездным, срочным, фидуциарным договором на оказание юридико-фактических услуг. Управление деятельностью организации другим самостоятельным субъектом предпринимательства имеет давнюю правовую традицию, основанную на заимствованном отечественной хозяйственной практикой из германского законодательства институте procura (наместничество), имевшем широкое применение в России, начиная с третьей четверти XIX века.

Коммерческое представительство правосубъектных объединений лиц по основаниям возникновения относится к смешанному, возникающему в случаях, предусмотренных законом, на основании договора. В договоре управления деятельностью организации полномочие управляющего субъекта является объективной категорий, соответствующей объему правоспособности представляемого юридического лица. Коммерческий представитель, наделяемый полномочием на управление деятельностью организации, определяется этой организации, но область деятельности представителя, объем его полномочий определяется законом и учредительными документами представляемого юридического лица.

В полных и коммандитных товариществах, являющихся правосубъектными объединениями лиц, коммерческое представительство при ведении дел хозяйственного товарищества в какой либо из предусмотренных законом моделей управления не возникает. Действуя от имени товарищества в отношениях с третьим лицом, полный товарищ своим статусом обеспечивает гарантию интересов третьего лица, то есть то, что в отношениях с третьими лицами при коммерческом представительстве в сфере управления может быть гарантировано в силу объективности полномочия представителя, установленной законом и уставом как объем правоспособности представляемой организации.

Коммерческий представитель в договорах управления деятельностью организации всегда реализует субсидиарную дееспособность, действуя от имени представляемого юридического лица, так как по общему правилу юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. В хозяйственном товариществе действия полного товарища являются действиями самого юридического лица[36].

Таким образом, при ведении дел в полном товариществе отсутствует главное, что характеризует коммерческое представительство: реализация субсидиарной дееспособности и самостоятельность действий от имени юридического лица. К тому же прекращение полномочий полного товарища на ведение дел в юрисдикционном порядке не соответствует природе коммерческого представительства.

Коммерческое представительство неправосубъектных объединений лиц реализуется на основании договора простого товарищества, созданного для осуществления предпринимательской деятельности при реализации модели ведения общих дел одним участником договора от имени других участников. По основаниям возникновения такое представительство является договорным. Объем полномочий представителя определяется по соглашению сторон договора. Подтверждение выдвинутой гипотезы об инвариантности структуры правовых связей коммерческого представительства как юридической конструкции подтверждено структурно-функциональным анализом правовых связей в простом товариществе, созданном субъектами предпринимательской деятельности в коммерческих целях.