Смекни!
smekni.com

Интеллектуальная собственность (стр. 4 из 7)

Учитывая это, Всемирная конвенция предусмотрела компро­миссное правило: если по внутреннему законодательству государ­ства-участника соблюдение формальностей является обязатель­ным, то формальности считаются выполненными в отношении всех охраняемых на основании данной Конвенции произведений при условии, что все экземпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут носить знак охраны авторского права. Данный знак представляет собой значок © с указанием имени правообладателя и года первого выпуска в свет. Он должен быть размещен «таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право сохраняется» (п. 1. ст. III). Разумеется, такая «формальность» является чрезвычайно простой и отвечает интересам автора.

Это правило имеет два исключения (п. 2 ст. III): во-первых, оно не распространяется на авторов – граждан государства, зако­нодательство которого требует соблюдение каких-либо формально­стей; во-вторых, оно не распространяется на произведения, впер­вые выпущенные в свет на территории такого государства. Следо­вательно, рассмотренные положения Всемирной конвенции не должны пониматься как требования отмены формальных процедур. Формальные процедуры не отменяются для произведений своих граждан вне зависимости от места выпуска их в свет, а также для любых произведений, впервые выпущенных в свет в данном госу­дарстве. В отношении не выпущенных в свет произведений любые материально-правовые формальности запрещаются (п. 4 ст. III).

Процессуальные формальности при производстве в судах по спорам из авторских отношений (например, депонирование эк­земпляра произведения в суде) международными договорами не затрагиваются. Впрочем, процессуальные формальности должны быть одинаковыми для собственных граждан и граждан других государств-участников (п. 3 ст. III Всемирной конвенции).

Срочный характер охраны авторских прав. Данный подход обу­словлен необходимостью сочетания частных и публичных интере­сов при использовании результатов интеллектуальной деятельно­сти и их исключительной важностью для экономического и куль­турного развития общества.

В соответствии со ст. IV Всемирной конвенции срок охраны произведения устанавливается законодательством государства, в котором предъявляется требование к охране, однако он не мо­жет быть меньше 25 лет после смерти автора. В определенных случаях и в отношении некоторых категорий произведений допус­кается исчисление срока с момента первого выпуска в свет или с момента регистрации произведения. Сокращенный срок–10 лет установлен для фотографических произведений и произведе­ний прикладного искусства.

В странах Бернского союза (в том числе в РФ) действуют иные правила о сроках. Статья 7 Бернской конвенции устанавли­вает срок охраны в 50 лет после смерти автора либо с момента смерти последнего из соавторов (ст. 7 bis). Пункт 3 ст. 7 закреп­ляет особый порядок исчисления сроков для произведений, выпу­щенных анонимно или под псевдонимом. В таком случае течение срока начинается с момента правомерного обнародования произ­ведения, кроме случаев, когда псевдоним не вызывает сомнений в личности автора или когда автор раскрыл свою личность до ис­течения срока охраны. Тогда применяется обычный порядок. Пункт 2 ст. 7 Бернской конвенции допускает установление осо­бого порядка исчисления сроков охраны кинематографических произведений. Они могут исчисляться с момента обнародования либо создания (для необнародованных – в течение 50 лет после создания произведений). Наконец, допускается установление со­кращенного срока охраны фотографических произведений и про­изведений прикладного искусства – 25 лет, причем исчисляться он может с момента создания такого произведения (п. 4 ст. 7 Бернской конвенции). Необходимо отметить, что в российском Законе об авторском праве (ст. 27 Бернской конвенции) не пре­дусмотрено каких-либо особых правил относительно сроков охра­ны кинематографических, фотографических или прикладных про­изведений.

Исчисление всех вышеуказанных сроков начинается с 1 янва­ря года, следующего за наступлением юридического факта, лежа­щего в основании начала течения сроков (п. 5 ст. 7 Бернской конвенции).

В соответствии с п. 6 ст. 7 страны Бернского союза могут в национальном законодательстве устанавливать повышенные сроки охраны произведений по сравнению с конвенционными. В настоящее время намечена тенденция увеличения сроков охра­ны до 70 лет. Подобные правила применяются в странах ЕС в со­ответствии с Директивой ЕС от 29 октября 1993 г. «О согласова­нии сроков охраны авторского права и отдельных смежных прав».

В п. 4 ст. 4 Всемирной конвенции и п. 8 ст. 7 Бернской кон­венции зафиксировано правило о сравнении сроков охраны ав­торских прав, представляющее собой изъятие из общего принци­па национального режима. Данное положение заключается в том, что хотя срок охраны авторских прав также определяется нацио­нальным законодательством страны, в которой предъявляется тре­бование об охране, но если законодательством специально не предусмотрено иное, этот срок не может быть более продолжи­тельным, чем срок, установленный в стране происхождения про­изведения. Например, произведение, страной происхождения ко­торого является Россия, будет охраняться в государствах – членах ЕС не в течение 70 лет после смерти автора, а в течение 50 лет, как это предусмотрено законодательством России.

Основные права авторов. Бернская конвенция, как уже отмеча­лось, в отличие от Всемирной содержит значительное число уни­фицированных материально-правовых норм и в первую очередь норм, предусматривающих подробный перечень прав авторов в отношении их произведений.

Все права, принадлежащие авторам произведений, подразделя­ются на две основные группы: личные неимущественные («мо­ральные») права и имущественные права.

К правам первой группы относятся: право требовать призна­ния авторства (которое объединяет в себе право признаваться ав­тором произведения и право на имя); право противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению произве­дения, противодействовать любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора (п. 1 ст. 6 bis Бернской конвенции). Такие права существу­ют независимо от имущественных прав автора и полностью со­храняются в случае их уступки. После смерти автора они имеют силу по крайней мере до прекращения имущественных прав. Ра­зумеется, личные права не переходят в порядке правопреемства, а только осуществляются лицами или учреждениями, уполномо­ченными на это законом государства.

Следующая группа прав имеет особое экономическое значение для автора и его правопреемников. Это имущественные права. На практике в подавляющем числе случаев нарушения авторских и смежных прав нарушаются именно имущественные права.

Первым в ряду имущественных прав автора Бернская конвен­ция называет исключительное право автора - переводить и разрешать переводы своих произведений (ст. 8 Бернской конвенции). Право на перевод является единственным правомочием автора, закреплен­ным во Всемирной конвенции в редакции 1952 г. (ст. V). В отли­чие от Бернской конвенции Всемирная конвенция допускает право государств-участников устанавливать ограничения исключительного права автора разрешать перевод письменного произведения. В соот­ветствии с ней внутренним законодательством договаривающегося государства может быть разрешена выдача принудительной1 лицен­зии на перевод произведения гражданину (или юридическому лицу) данного государства при условии, что:

- перевод произведения на национальный язык (языки) не был выпущен в свет обладателем права перевода (т.е. автором или иным правообладателем) либо с его разрешения в течение семи лет с момента первого выпуска в свет данного письменного произведения;

- перевод был опубликован в течение семи лет, но весь ти­раж на национальном языке уже распродан.

Такая лицензия выдается «компетентным органом» договари­вающегося государства и носит неисключительный характер. По­следнее означает, что она может быть выдана нескольким лицам, работающим самостоятельно, а также никоим образом не препят­ствует автору или иному правообладателю самому перевести или выдать разрешение на перевод на соответствующий язык и опуб­ликовать его.

Выдача принудительных лицензий может быть осуществлена, только если ходатайствующий о ее выдаче в установленном по­рядке докажет, что он обращался к обладателю права перевода с просьбой о разрешении перевода и публикации произведения, но ему либо было отказано, либо, несмотря на принятые им меры, его просьба не была вручена правообладателю. Конвенция четко определяет такие меры. Если ходатайствующий о выдаче принудительной лицензии не мог вручить свою просьбу обладате­лю права перевода, он должен направить ее копии издателю, имя которого обозначено на произведении, а если известно граждан­ство обладателя права перевода, – также дипломатическому или консульскому представителю государства его гражданства либо организации, которая может быть указана правительством этого государства (имеется в виду национальная организация, осуществ­ляющая коллективное управление авторскими правами). На полу­чение ответа от правообладателя отводится два месяца с момента отправки указанных документов. Лицензия не может быть выдана до истечения этого срока.

Несмотря на то, что лицензия выдается без разрешения обла­дателя права перевода, в ст. V Всемирной конвенции предусмот­рен ряд важных мер по обеспечению интересов обладателя. Во-первых, сохраняются неимущественные права автора: название и имя автора оригинального произведения должны быть указаны на всех экземплярах опубликованного перевода; если же автор изъял из обращения свое произведение, лицензия вообще не мо­жет быть выдана ни при каких обстоятельствах. Кроме того, должна быть гарантирована правильность перевода произведения.