Смекни!
smekni.com

Интеллектуальная собственность (стр. 6 из 7)

Соглашение ТРИПС в ст. 41–66 содержит в отличие от Берн­ской конвенции очень подробный перечень средств правовой за­щиты авторских прав, а также основные требования к процедуре их применения. Прочие международные договоры почти целиком оставляют этот вопрос на усмотрение национального законодателя.

Статья 41 Соглашения ТРИПС устанавливает общую обязан­ность государств-участников обеспечить в своем национальном законодательстве эффективное применение против любых нару­шений прав интеллектуальной собственности установленных Со­глашением мер правовой защиты. Такие меры должны включать эффективные средства для предотвращения нарушений и для пресечения длящихся нарушений. Процедуры их применения должны быть такими, чтобы не создавать препятствий законной торговле и обеспечивать гарантии от злоупотребления ими. Под­черкивается также, что процедуры, связанные с защитой прав на интеллектуальную собственность, не должны быть излишне ус­ложненными или дорогостоящими, влечь необоснованные за­держки (что особенно важно для российского правосудия).

Далее устанавливаются общие требования к судебной и адми­нистративной процедуре по данной категории дел. Кроме того, вводятся специфические таможенные меры защиты, заключаю­щиеся во временном задержании (до выяснения обстоятельств) предположительно контрафактных экземпляров на таможенной границе с целью предотвращения введения их в оборот (ст. 51–60 ТРИПС).

1.3. Патентное право

Охрана изобретений во всем мире осуществляется на основе норм патентного права. В отношении изобретений территориальный характер соответствующих прав проявляется еще более ярко, чем в отношении произведений литературы и искусства. Технические до­стижения признаются в качестве изобретений только в результате принятия решения соответствующим государственным органом (патентным ведомством; в России – Федеральным органом исполни­тельной власти по интеллектуальной собственности, функции которо­го осуществляет Роспатент), и права на изобретения возникают у ка­кого-либо лица лишь в случае выдачи ему охранного документа (па­тента). Такой документ действует только на территории государства, в котором он был выдан. Поэтому для приобретения права на это изо­бретение в другом государстве требуются подача заявки и самостоя­тельная выдача патента или иного охранного документа в этом ино­странном государстве.[5]

Признание предложения изобретением и выдача патента осущест­вляются в каждом государстве на основе норм его внутреннего законода­тельства. К изобретению предъявляется требование новизны, а в ряде стран – также требование полезности. Предложенное решение должно быть новым, т.е. не известным ранее во всем мире (так называемая миро­вая новизна) или в данной стране (локальная новизна). Новизна уста­навливается путем проведения специальной экспертизы на новизну (прежде всего по патентной и научно-технической литературе).

Охрана осуществляется путем выдачи патента на изобретение (имеются различные виды патентов).

Обычно в случае выдачи патента исключительное право на изо­бретение предоставляется патентообладателю, в качестве которого чаще всего выступают крупные фирмы. Имея патент, патентообла­датель может разрешить кому-либо использовать это изобретение, Использовать его сам или вообще никому его не предоставлять для Использования. Без согласия патентообладателя изобретение не может быть использовано. Если кто-либо сделает это, т.е. нарушит патент, то по решению суда с нарушителя можно будет взыскать Убытки, связанные с нарушением патента, и наложить арест на изделие, созданное с использованием патента, например при ввозе его в страну.

Лицо, нарушившее исключительное право патентовладельца, обя­зано прекратить нарушение и возместить причиненный ущерб в по­рядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Основным международным соглашением, регулирующим во­просы охраны прав на изобретения и товарные знаки, является Па­рижская конвенция по охране промышленной собственности. Главная цель Конвенции состоит в создании более льготных условий для па­тентования изобретений организациями и гражданами одних госу­дарств в других.

Парижская конвенция не предусматривает создания международ­ного патента, который, будучи выдан в одной стране – участнице Конвенции, действовал бы во всех других странах. В любой другой стране изобретение может свободно использоваться без выплаты воз­награждения, если оно там не запатентовано.

Одним из основных принципов Парижской конвенции является принцип национального режима. Конвенция предусматривает предо­ставление гражданам и фирмам любой страны – ее участницы такой же охраны промышленной собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем своим гражданам законодательст­вом данного государства (ст. 2).

Практически наиболее важным правилом Парижской конвенции яв­ляется правило о конвенционном приоритете. Введение правила о приоритете в Конвенцию объясняется следующим: патент получает тот, кто первым подал заявку на изобретение. Первенство в подаче заявки обеспечивает новизну изобретения, которая является необхо­димым условием выдачи патента.

Заключение

Правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесе­но Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) к ведению Российской Федерации. В ст. 138 ГК РФ интеллектуальная собственность определяется как ис­ключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства Индиви­дуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выпол­няемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Это право признается в случаях и порядке, уста­новленных Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами и международными договорами РФ. Общим для результатов интел­лектуальной деятельности и средств индивидуализации, относящихся к объектам исключительных прав, является то, что их использование может осуществляться третьими лицами только с согласия правообла­дателя. Следует заметить, что в доктрине обращается внимание на тенденцию к расширению сферы действия исключительных Прав за счет включения в нее таких нематериальных объектов, как неотчуж­даемые от личности права, не имеющие имущественной ценности.[6]

В Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллекту­альной собственности, 1967 г. (ВОИС), указывается, что понятие «ин­теллектуальная собственность» включает в себя права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполни­тельской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в произ­водственной, научной, литературной и художественной областях.

В Бернской конвенции об охране литературных и художествен­ных произведений, государства-участники которой образовали Бернский союз (административные функции Союза выполняет ВОИС), термин «литературные и художественные произведения» охватывает все произведения в области литературы, науки и искусст­ва, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены, как-то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лек­ции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хо­реографические произведения и пантомимы; музыкальные сочине­ния с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографичес­кие произведения, к которым приравниваются произведения, выра­женные способом, аналогичным фотографии; произведения при­кладного искусства; иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, то­пографии, архитектуре или наукам. Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. со­держат положения об охране авторских и смежных прав в цифро­вых сетях.

В число многосторонних международных договоров, охватываю­щих широкий круг объектов интеллектуальной собственности, вклю­чая компьютерные программы, входит Соглашение об относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности 1993 г., за­ключенное в рамках Уругвайского раунда ГАТТ. «Частью» интеллек­туальной собственности является промышленная собственность, под объектами охраны которой в Парижской конвенции по охране про­мышленной собственности 1883 г. понимаются патенты на изобрете­ния, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания проис­хождения или наименования места происхождения товаров, а равно пресечение недобросовестной конкуренции.

Еще нельзя считать преодоленным заблуждение относительно отождествления объектов творческой деятельности и объектов права собственности, что в определенной мере объясняется обращением к слову «собственность» для обозначения указанных прав (интеллектуальная собственность, промышленная собственность). Но объектами права собственности могут быть лишь материальные носители реше­ний, образов, идей[7]. Права на результаты творческой деятельности носят исключительный, а не вещный характер, и регулируются зако­нодательством об авторском праве и смежных правах, о патентах, по­лезных моделях, промышленных образцах и др. В.А. Дозорцев пишет: «Исключительное право – это абсолютное право на нематериальный объект. Исключительные права выполняют для нематериальных объ­ектов ту же функцию, что и право собственности для материальных объектов, хотя этим не исчерпываются. Поэтому можно констатиро­вать существование в гражданском праве двух видов соответствую­щих этим объектам исходных прав – права собственности и исключи­тельных прав. Разумеется, в рамках исключительных прав существует достаточное число разновидностей»[8].