Смекни!
smekni.com

Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. (стр. 10 из 26)

Расширение круга интересов личности во внепрофессиональной сфере жизни соответственно сказывается и на удельном весе профессиональных интересов. Чтобы он не уменьшался, необходимо постоянно расширять горизонты профессиональной перспективы, теснее увязывать ее компоненты с жизненной перспективой личности в целом. Разумеется, выбор профессии в значительной степени определяется социальными факторами, воздействием макро- и микросреды, в которой формируется личность. Влияние этих факторов на профессиональное самоопределение молодежи рассматривалось в многочисленных социологических исследованиях. В них раскрывается роль семьи, школы, сверстников, средств массовой информации и других общественных институтов на формирование молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения. Обращаясь к анализу факторов внешней среды, нельзя упускать из виду, что речь в конечном счете идет именно о самоопределении - о процессе, в котором человек сам определяет свою профессию и дальнейший трудовой и жизненный путь. Внешние воздействия только тогда могут стать действенным средством целенаправленного формирования личности в нужном для общества направлении, когда они согласуются с внутренними детерминантами поведения. С точки зрения выбора профессии важнейшей детерминантой выступает, как мы пытались показать в данной главе, жизненная перспектива личности, формирующаяся во взаимосвязи ценностных ориентации, жизненных целей и планов в профессиональной и других сферах деятельности.

Этот вопрос остается еще недостаточно изученным. Хотя в социологической литературе довольно много места отведено исследованию жизненных планов молодежи, но, как правило, основное внимание сконцентрировано на тех планах, которые непосредственно связаны с поступлением в учебные заведения или на работу. В значительно меньшей степени исследованы представления молодежи о будущей жизни в целом, в том числе о будущей семье, о материальных и социальных ориентирах, обусловливающих те или иные решения, связанные с профессиональным будущим. Практически неисследованным остается вопрос о долговременной жизненной перспективе молодежи, о ее взглядах на различные этапы трудового и жизненного пути. Разумеется, для эффективной реализации жизненных целей и планов, кроме программы действий на ближайшее и отдаленное будущее, необходимы также и определенные личностные качества - трудолюбие, сила воли, способности к избранной сфере деятельности. Однако все эти качества становятся действенным средством достижения жизненного успеха лишь в том случае, когда в сознании человека сформированы достаточно определенные представления о желаемом и реально возможном будущем. Кроме того, цели и планы превратятся в реальные жизненные достижения только при одном обязательном условии - готовности к самоотдаче в их реализации, готовности затрачивать необходимые физические и духовные силы, порой жертвовать одними жизненными ценностями во имя достижения других, наиболее значимых. Необходимо также, чтобы человек верил в свои собственные силы как средство реализации намеченной перспективы, не связывал свои надежды преимущественно с другими людьми, поскольку самостоятельность в решениях и поступках - важнейший показатель социальной и профессиональной зрелости личности.

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать эти истины, поскольку они из разряда тех, которые принято считать азбучными. Но далеко не каждая истина - бесспорная с точки зрения социально-нравственных норм - является достоянием массового сознания, отдельных социальных категорий и индивидов. К примеру, протекционизм как явление, чуждое социалистическому обществу, необходимость искоренения которого бесспорна, находит иное отношение в обыденном сознании. По данным исследования образа жизни населения г. Киева, проведенного в 1981 г. *, около половины респондентов отметили, что для успеха и благополучия в жизни важно иметь "связи с "нужными" людьми". Причем среди молодежи наиболее высока доля тех, кто признает значение протекционизма: в группе 18- 19 лет - - 72%; 20-24 - 57; 25-29 - 56; 30-39 - 52; 40-49 - 48; старше 50 лет - 40%. У молодежи должно быть меньше опыта столкновения с этим отрицательным явлением, а следовательно, меньше оснований рассматривать его как предпосылку жизненного успеха. По-видимому, здесь проявляется та особенность молодежного сознания, которая связана с повышенной восприимчивостью к происходящему в окружающем мире. В этом смысле оно может являться своеобразным индикатором тех процессов и тенденций, которым необходимо или обеспечить общественную поддержку, если они прогрессивны, или преодолевать, если они противоречат требованиям социального прогресса. В том случае, когда изучаются представления молодежи о будущем, ее жизненная перспектива, открывается возможность в какой-то мере оценить и будущее самого общества, в котором через определенное время данное поколение молодежи станет главной производительной и духовной силой.

__________

* Исследование проведено по программе ПСИ АН СССР сотрудниками Института философии АН УССР (руководитель - Л. В. Сохань) при участии автора.

Поэтому основную задачу данного исследования мы видели в том, чтобы раскрыть конкретное содержание жизненной перспективы той категории молодежи, которая находится в ситуации выбора профессионального и жизненного пути, рассмотреть, как соотносятся в сознании молодежи жизненные и профессиональные притязания, как они связаны с готовностью молодежи к трудовой самоотдаче, к самостоятельному решению жизненных проблем. Вторая задача состояла в изучении особенностей структуры жизненной перспективы, взаимосвязи ценностных ориентации, жизненных целей и планов в профессиональной и других сферах жизни, их связи с актуальной жизненной ситуацией старшеклассников. И наконец, третья задача - анализ тех параметров жизненной перспективы, которые могут оказывать положительное или негативное воздействие на успешность профессионального самоопределения молодежи в период выбора профессии.

3. ОБОСНОВАНИЕ ГИПОТЕЗ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Проблема выбора, которая в этой книге рассматривается применительно к профессиональному и жизненному самоопределению молодежи, не обходит и самих исследователей. Она связана прежде всего с тем, какими методами, находящимися в арсенале социолога, изучать жизненную перспективу молодежи. Выбор метода - принципиальный момент социологического исследования, от которого зависят дальнейшая операционализация теоретических понятий, разработка показателей, качество полученной информации. В своем исследовании мы остановились на методе анкетного опроса. Это было связано с необходимостью получения представительной информации о мнениях старшеклассников относительно своей жизненной перспективы. Для этого нужно опросить большой массив респондентов с учетом его дифференциации по полу, возрасту, социальному происхождению. Чтобы в этом случае информация

была достаточно оперативна, а исследование не затянулось на долгое время, рациональнее всего использовать именно анкетный опрос.

Основной недостаток этого метода - зависимость полученных данных от особенностей субъективного отражения респондентами тех или иных аспектов объективной ситуации, которая интересует исследователя. Нет уверенности и в том, что опрашиваемые могут правильно восстановить в памяти прошлое или адекватно оценить настоящее. В этом плане использование анкетного опроса в исследовании жизненной перспективы лишено указанных недостатков в силу того, что сам предмет исследования - будущее - может быть представлен непосредственно в мнениях и суждениях человека. Нет необходимости соотносить эти мнения и суждения с объективной картиной действительности, поскольку жизненная перспектива есть продукт сознания, к которому мы и обращаемся, когда задаем человеку вопросы относительно его будущего. Это не значит, что нас не интересует, какие объективные факторы определяют ту или иную картину будущего в сознании человека. Их роль очевидна и должна быть учтена в исследовании, но главное - жизненная перспектива не является субъективной оценкой некоторого объективного явления, а непосредственно своим субъективным содержанием составляет предмет исследования. Преимущества данного предмета исследования с точки зрения возможности применения анкетного опроса, конечно же, не снимают ряд проблем получения достоверной информации о важных жизненных решениях человека в условиях самостоятельного заполнения им стандартного опросного листа. К этим проблемам мы специально возвратимся в конце данной главы, чтобы после операционализации основных понятий и параметров жизненной перспективы снять возможные сомнения в достоверности информации, которая была получена в результате анкетного опроса учащихся 8-х и 10-х классов средней школы.

При разработке анкеты перед нами стояла задача, определить круг показателей, характеризующих следующие компоненты жизненной перспективы: жизненные планы; жизненные цели; ценностные ориентации. Жизненные планы рассматривались как средства достижения жизненных целей, которые в свою очередь являются предметным выражением наиболее общих ценностных ориентации личности. Поэтому жизненные планы составляют ближайшую перспективу личности, а цели - отдаленную. Учитывая ситуацию, в которой находились наши респонденты в момент опроса, мы сконцентрировали внимание на образовательных и профессиональных планах, необходимость конкретной постановки которых старшеклассникам диктует сама жизнь. Всего несколько месяцев отделяли наших респондентов от важного поворота в их жизни - продолжения образования в новых условиях или начала трудовой жизни. Представления о дальнейшей жизни мы предполагали изучить по жизненным целям не только в профессиональной, учебной, но и других сферах жизнедеятельности, дополнив эту информацию анализом доминирующих ценностных ориентации.